Interested Article - Красничи (племя)

Grastenicchia Fiume (река Вальбона в районе Красничей, карта 1688 года венецианского картографа Винченцо Коронелли

Красничи ( алб. Krasniqi , серб. Краснићи ) — историческое албанское племя и регион в Проклетие на северо-востоке Албании, граничащий с Косово . Этот регион находится в пределах округа Тропоя и является частью более широкой области между Албанией и Косово , которая исторически известна как Малесия-э-Джаковец (нагорье Джяковица ). Красничи простирается от реки Вальбона на севере до озера Фиерза на юге и включает в себя город Байрам-Цурри . Представители племени Красничи также встречаются в Косово и Северной Македонии .

География

река Вальбона

Этот регион называется Краснич (Красникья на албанском языке), а его жители — Красничи. Район Красничи расположен в районе Тропоя и простирается от черногорской границы на севере до озера Фиерза на юге, от района Мертури на западе до округа Хас на востоке и включает в себя большую часть долины верхней Вальбоны . Он граничит с традиционными племенными районами Бугжони на юге, на северо-востоке, Никай-Мертур на западе и Бытичи на востоке . Основными населенными пунктами региона являются город Байрам-Цурри, Буян, Shoshan, Kocanaj, Dragobia, Bradoshnicë, Degë, Llugaj, Murataj, Margegaj, Lëkurtaj, Bunjaj.

Красничи имеют свои корни в высокогорье Джяковица , но с течением веков распространились и на соседние районы. Таким образом, сегодня многие потомки фиса Красничи находятся в пределах современного Косово, особенно в западной части (к востоку от самого Красницы), поселившись там с конца XVII века . На Черной Горе в Куманово в 1965 году в селах Гошинце, Слупчане, Алашевце (в Липково) и Руджинце (в Старо-Нагорячане) были зафиксированы потомки фиса Красничи . Есть также члены племени Красничи в деревне Морани под Скопье .

Происхождение

Устные предания и отрывочные рассказы были собраны и интерпретированы писателями, путешествовавшими по региону в 19 веке, о ранней истории Красници. Австрийский дипломат Иоганн Георг фон Хан записал первое устное предание о происхождении Красници от католического священника по имени Гавриил в Шкодре в 1850 году . Согласно этому рассказу, первым прямым мужским предком Красничей был Кастер Кеги, сын католического албанца по имени Кег, который, спасаясь от османского завоевания, поселился в славяноязычной области, ставшей историческим Пипери , племенным регионом на территории нынешней Черногории . Его сыновья, братья Лазер Кеги (предок Хоти ), Бан Кеги (предок Триепши ), Меркота Кеги (предок Мрковичей ) и Вас Кеги (предок Васоевичей ) пришлось отказаться от село после совершения убийства местных жителей, но Кег и его младший сын Пайпер Кеги оставался там, а Пайпер Кеги стал непосредственным предком племени пипери . Имя первого предка, Кек, что в переводе с албанского означает плохой. Это имя давалось в Малесии только детям или детям из семей с очень малым количеством детей (в связи с детской смертностью). В этих семьях «уродливое» имя (i çudun) давалось как устный талисман, чтобы защитить ребенка от « сглаза » . Имя Кастер также было записано как Красно, Крас или Красто.

Название Кастер и его варианты соответствуют поселению, которое появляется в Дечанских хризобуллах 1330 года как Краставляне, а в санджака Скутари в 1485 году как Храсто. Этимология этого топонима, вероятно, происходит от славянского слова храсто (дуб) . У него было десять дворов, и его главой был Петри, сын Джонимы. Один из глав семьи, Ника Гьердж Бушати, был родственником фиса Бушати . Деревни, которые позже были частью Красничей, которые появляются в дефтере 1485 года , — это Шошань (20 дворов) и Драгобия (шесть дворов) . Эти деревни не были частью той же общины или той же административной единицы, что и другие племена Северной Албании и Черногории, такие как хоти или пипери, которые в то время находились в процессе своего окончательного формирования. Неясно также, каково отношение жителей этих поселений к первому историческому предку Красничей, жившему примерно 70 лет спустя.

Красничи — это фис (племя) двух разных патрилинейных предков. Большинство братств Красничей происходят из Кола Мекши, который жил в середине XVI века . После 1550 года он и его брат Нике Мекши были записаны как первые, исторические, прямые предки племен Красничи и Никай. От Колы Мекши ведут свое происхождение братства Колмекшай и их ветви. Они составляют население Шошана и Драгобии. Они также основали Брадошницу, Дегу, Кочанай, Муратай и также образуют половину деревни Маргегай . Другая половина Маргегая происходит от его основателя Марка Геги . Жители Колгечая (переименованного в Байрам-Цурри в 1957 году ), Лекуртай и Бунай происходят из других братств, которые не были связаны с Колом Мекши, но позже были включены в племя .

История

Албанские байраки по состоянию на 1918 год . Красничи помечены номером 33 на карте

Поскольку большую часть своей истории Красничей были католической общиной, ее ранняя история прослеживается через официальные отчеты католического духовенства в Ватикан . Впервые название племени было записано в 1634 году как Крастенигея в отчете католического епископа Гьерджа Барди. Четыре года спустя его племянник епископ Франг Барди проезжал через территорию Красничей и отметил, что у них есть своя церковь. В поселке Красничи на тот момент насчитывалось 60 дворов с 475 жителями. Он также отметил крайнюю нищету, в которой живут Красничи .

Тяжелые налоги против католиков и османские репрессии положили начало обращению населения в ислам в конце XVII века . Этот процесс был в основном завершен к середине XIX века , но община Красничей в городах Джяковица и Призрен и вокруг них оставалась католической. Из этих семей Красничей происходят католический архиепископ Матей Красничи и апостольский викарий Гаспер Красничи. Католики Красничи попали под австрийский культурный протекторат в конце 1760-х годов, который дал некоторую религиозную свободу католикам в Османской империи под государственной защитой Австрийской империи. Это позволило католическим приходам Джяковицы и Призрена восстановить свои церкви и школы.

Традиции

Историческим покровителем племени является Святой Георгий , которого они все еще почитают после исламизации .

Известные люди

Примечания

  1. Arshi Pipa (1978), Albanian folk verse: structure and genre, Volumes 17-19 , Trofenik, p. 126
  2. (2010), (PDF) , Historical Dictionaries of Europe, vol. 75 (2 ed.), Scarecrow Press, p. 248, ISBN 978-0810861886 , Архивировано из (PDF) 6 октября 2014 . Дата обращения: 16 августа 2020. Архивировано 6 октября 2014 года.
  3. Karl Kaser (2012), , Studies on South East Europe, vol. 13, LIT Verlag, p. 124, ISBN 978-3643504067
  4. (хорв.) . — 1965. — Т. 26. — С. 199. . — «Arbanasa fisa Krasnića ima u selima: Gošnicu, Slupćanu, Alaševcu, Ruđincu.».
  5. quote:Исалар (од фисот Красниќ во северна Албанија).}}
  6. von Hahn, Johan Georg; Elsie, Robert. (англ.) . — I. B. Tauris , 2015. — P. 125. — ISBN 1784532924 . 12 марта 2023 года.
  7. Shkurtaj, Gjovalin. ]. — Morava, 2009. — С. 390. — ISBN 978-99956-26-28-0 .
  8. (англ.) . — Robert Elsie. — P. 161.
  9. Pulaha, Selami. . — Academy of Sciences of Albania, 1974. — С. 146,179. 9 августа 2020 года.
  10. Progni, Dodë. ] (алб.) . — Shtjefni, 2003. — ISBN 9992782641 . 28 ноября 2020 года.
  11. Pulaha, Selami. ] (алб.) // (англ.) . — 1975. — V. 12 . — F. 132 . 4 июля 2023 года.
  12. Zamputi, Injac. ] (англ.) . — University of Tirana. — P. 148. 25 февраля 2020 года.
  13. . — Centar za mitološki studije Srbije, 2004. — Т. 12. — С. 41.
  14. Srpska akademija nauka i umetnosti. . — 1957. — Т. 270. — С. 24. . — «Исламизо- вани Арбанаси Краснићи и сада поштују св.».
Источник —

Same as Красничи (племя)