Interested Article - Триепши (племя)
- 2021-04-26
- 2
Триепши (Триеши) ( алб. Triesh ) — историческое албанское племя (фис) и регион (по-черногорски известный как Затриебач ) в Черногория на правым берегу реки Джем рядом с албанской границей внутри . Он является частью региона .
География
Триеши находится в муниципалитете на границе Албании и Черногории, поскольку река Джем пересекает Черногорию после Грабома по правому берегу реки. Его общая территория составляет около 30 км², а все его населенные пункты расположены в гористой местности с небольшой пахотной землей. Населенные пункты Nikmarash, Rudinë, Muzheçk, Budëz, Poprat, Stjepoh, Delaj, Bëkaj, Llopar, Cem i Trieshit . Что касается исторической территории, Триепши граничит с Хоти на юго-западе, Кельменди на востоке, Груда на западе и Коджа-э-Кучит на севере.
Происхождения
Устные предания и фрагментарные рассказы были собраны и интерпретированы писателями, которые путешествовали по региону в 19 веке о ранней истории Триепши. В XX веке междисциплинарный подход сравнительной антропологии в контексте зафиксированного исторического материала дал более исторически обоснованные объяснения.
Триепши — это не фис (племя) патрилинейного происхождения . Более половины Триепши претендуют на прямое патрилинейное происхождение от Бана Кеки , который в устной традиции является основателем Триепши и братом Лазера Кеги , родоначальника племени Хоти . Другая часть племени, Делай, происходит из Битдоси (Битидосси), еще одного средневекового албанского племени в этом регионе. Зарегистрировано, что Бекай появился в результате кровной мести из Риеки Црноевича, в ранние османские времена, более известной как Риека Иван Бека . Английская путешественница Эдит Дарем в Верхней Албании ( 1908 ) записала еще одну историю, которая поместила первоначальное местоположение Бекай в . В устной традиции Бумче, жена прародителя Кельменди пришла из братства Бекай .
Другие братства (Анас), которые уже обосновались в Триепши во время его образования, произошли от племен, которые сейчас находятся дальше на юг в округе Шкодер , таких как Плани и Джани/Кхадж. Таким образом, внутри братства Триеши, у которых не было одного и того же отцовского предка, могли вступать в смешанные браки, но они не вступали в смешанные браки с племенами, с которыми у них был общий прямой предок. Например, более половины Триепши не вступали в брак с Хоти .
Австрийский дипломат Иоганн Георг фон Хан записал одно из первых устных преданий о Триепши от католического священника по имени Габриэль из Шкодры в 1850 году . Согласно ему, первым прямым предком триепши мужского пола был Бан Кег , сын албанца- католика Кека, бежавшего от османских завоевателей и поселившегося в славяноязычном районе, который впоследствии стал историческим регионом Пипери. Его сыновья, братья Лазер Кечи (Хоти), Бан Кеги (предок Триеши), Меркота Кеги , Кастер Кеги и Вас Кеги (предок Васоевичей ), были вынуждены покинуть деревню после убийства местных жителей, но Кек и его младший сын Пайпер Кэки осталась там, и Пайпер Кэки стал прямом родоначальником племени Пипери. Бан Кэги поселился в том же регионе, который впоследствии стал Триепши, со своим братом Лазером, который позже двинулся на юг и основал племя Хоти . Таким образом, Бан Кэги стал первым прямым предком Триепши по мужской линии. Отчество Кега записано в разных источниках как Прека, Понти и Панта . Имя первого предка, Кег, что на албанском означает «плохой», дается в Малезии только детям или детям из семей с очень небольшим количеством детей (из-за младенческой смертности). В этих семьях «уродливое» имя (i çudun) давалось как устный талисман, чтобы защитить ребенка от « сглаза » .
История
Битидоси (пишется в венецианских архивах как Бисдос, Бутадосси, Битидосси, Бусадосса) зарегистрирован в 1335 году, и его лидером записан Паулус Бусадоса. В 1415 году они появляются в союзе с племенами Хоти и Тузи (Ости, Туси и Битидосси) . В санджаке Скутари, в нахии Кучи, в 1485 году, появляется поселение Битидоси с 11 семьями, из которых происходит братство Делай .
Поселение Банкег (после основателя Бана Кеги) также появляется с 11 домашними хозяйствами в конце . В этом первоначальном поселении прослеживает свою родословную более половины братств Триепши.
Триепши известны своим сопротивлением османским вторжениям в регион, особенно в 1717 году, когда они убили 62 османских солдата. После поражения турки-османы были вынуждены отступить из региона до 1862 года. После победы над османами триепши с пренебрежением к своим мусульманским соседям. Как заявил Роберт Элси , известный албанолог, триепши будут постоянно беспокоить города Подгорица и Гучи, и из-за своей «воинственности» подстерегают, устраивая засады и убивая мусульманские караваны . По тактическим причинам в это время у триепши были хорошие отношения с племенем Кучи и династией Петровичей-Негошей, князяьми Черногории. Роберт Элси рассказывает историю о мужчинах-триепши, которые отправились в Цетинье, чтобы принести князю-владике головы османов, которые они отрубили в битвах, в обмен на награды и подарки . Ситуация изменилась к XIX веку с образованием Черногории и ее расширением на юг за счет католических албанских общин. Во время черногорско-османской войны (1861—1862) племена Кучи, Пипери и другие группы атаковали Триепши и Коджа-э-Кучит, но это нападение было отражено .
Помимо борьбы с Османской империей, Триепши также воевали с соседним племенем Хоти после того, как они продвинулись, чтобы завоевать земли Триешджана. В 1849 году у Хоти было 400 воинов, в то время как у Триепши было только 80, но в конечном итоге количество войска не был равен успеху. Со временем произошло несколько стычек, и к концу конфликта Хоти понесли тяжелые потери, в то время как Триепши потеряли не так много людей. В конце концов, Хоти предложил Триепши золотое седло в знак капитуляции и мирного предложения. Триепши отказались от подношения, но отказались продолжать борьбу с Хоти .
Территория Триеши и Коджа-э-Кучит была официально передана турками-османами Черногории в 1878 году во время Берлинского конгресса, но граница оставалась нечеткой до конца Первой мировой войны. Затем часть триепши бежала на территорию соседнего племени груда, а часть осталась в Черногории . Соглашение было достигнуто около 1900 года, и они вернулись в свои деревни. По состоянию на 2018 год Триеши являются частью муниципалитета Тузи.
Традиции
Руины его самой старой церкви находятся в Budëz, но к 17 веку она превратилась в руины. Петер Богдани пишет в 1672 году , что приход не имеет священника и нуждается в миссионерах и школьном учителе . Церковь церковь Триеша (kisha e Trieshit) в этот период имеет реестр с 1753 года , самой ранней подтвержденной датой использования здания. Сведения о приходе Триеши в 1745 году также являются самыми ранними точными сведениями о численности населения племени. В нем было 84 двора с 580 верующими католиками.
Погребальные обычаи Триеши, как и обычаи Малесии в целом, включают в себя плач ( гема ) умершего коллективным образом группой мужчин .
Примечания
- ↑ . — I. B. Tauris, 2015. — P. 125-35. — ISBN 1784532924 . от 16 мая 2021 на Wayback Machine
- . London: Edward Arnold. Дата обращения: 15 августа 2020. 27 декабря 2005 года.
- . Zani i Malësisë [Voice of Malësia] . Дата обращения: 19 марта 2020. 13 января 2020 года.
- ]. — Morava, 2009. — P. 390. — ISBN 978-99956-26-28-0 . от 11 февраля 2022 на Wayback Machine
- . — Izdanje seminara za arbanasku filologiju, 1925. — P. 60-61.
- ↑ . — Academy of Sciences of Albania, 1974. — P. 62. от 9 августа 2020 на Wayback Machine
- ↑ . Albanian Literature . Дата обращения: 15 августа 2020. 26 апреля 2020 года.
- ↑ . — Robert Elsie. — P. 59, 64.
- . Gazeta Tema. Дата обращения: 17 февраля 2020. 17 февраля 2020 года.
- . Zani i Malsisë. Дата обращения: 14 февраля 2020. 25 февраля 2020 года.
- (недоступная ссылка — ) . Buzuku . Buzuku Magazine. Дата обращения: 10 февраля 2020.
- 2021-04-26
- 2