Interested Article - Кандид, Хью

Кафедральный собор Св. Петра, Павла и Андрея аббатства в Питерборо, XII—XIII вв.

Хью Кандид , или Хьюго Простодушный ( англ. Hugh Candidus, Hugh Whyte , лат. Hugo Candidus, Hugo Albus ; около 1095 — между 1155 и 1160 ) — английский хронист , монах- бенедиктинец из аббатства Св. Петра в Питерборо ( Кембриджшир ), автор первой латинской хроники этой обители с момента её основания в VII веке до середины XII столетия .

Его следует отличать от Гуго Простодушного (ум. 1099) — английского прелата из Ремирмонтского аббатства , служившего кардиналом-священником Сан-Клементе , поддержавшего императора Генриха IV в конфликте с папой Григорием VII на Вормсском рейхстаге 1076 года, а в конце XI века занимавшего сначала кафедру епископа Фермо, а затем епископа Палестрины .

Биография

Единственными достоверными источниками о жизни хрониста являются автобиографические заметки в его хронике, а также отдельные замечания позднейших продолжателей. Родился он около 1095 года в окрестностях Питерборо в Кембриджшире , вероятно, в семье с нормандскими корнями. В ранней юности принял постриг в местном бенедиктинском монастыре Св. Петра, куда приведён был своим старшим братом Реджинальдом Спиритусом, исполнявшим там при аббате (англ.) (1107—1114) обязанности ризничего . Являлся очевидцем пожара в монастыре 4 августа 1116 года, уничтожившего почти всю его библиотеку и скрипторий , а также восстановления его собора в 1118-м настоятелем Иоанном из Сеса ( англ. John de Sais , 1114—1125) .

Сызмальства не отличаясь крепким здоровьем, сумел дожить до весьма преклонного по те временам возраста. При жизни был прозван «Хьюго Альбусом», вероятно, из-за бледности, или привлекательности своего лица. Позднейшие монастырские летописцы называли его «Хью Кандидом», и в первой половине XVI века антикварий (англ.) перевёл это прозвище как фамилию, назвав его «Хью Уайтом» ( англ. Hugh White ) .

Главными учителями его в Питерборо стали старший брат Реджинальд и аббат Эрнульф; об обоих он отзывался позже с нескрываемой теплотой. В правление настоятелей Иоанна, Генриха, Мартина Бекского и Уильяма Уотервилля сумел отличиться практически во всех отраслях монастырской деятельности, завоевав расположение не только у собственной братии, но и у монахов окрестных обителей. При аббате Мартине (1133—1155) избран был субприором . В Великий пост 1139 года при переосвящении епископом Александром Линкольнским (1123—1148) мощей Cвятого Освальда , целовал и омывал правую руку подвижника — самую ценную из хранившихся в аббатстве реликвий . В своей хронике позже засвидетельствовал, что, в соответствии с пророчеством Святого Эйдана , плоть и кожа святого короля все ещё оставались тогда целыми.

После смерти 2 января 1155 года аббата Мартина Бекского, назначен был с одиннадцатью другими старшими монахами в коллегию по избранию его преемника, которым стал Уильям из Уотервилля. На следующий день вместе со своим братом приором Реджинальдом отправлен был в Оксфорд к находившемуся там королю Генриху II , который вместе с архиепископом Кентерберийским Теобальдом Бекским (1138—1161) подтвердил выборы нового настоятеля .

Умер не позже 1160 года в Питерборо , в соборной церкви которого и был похоронен.

Сочинения

Свою латинскую хронику аббатства Св. Петра составил, вероятно, по просьбе аббата Уильяма, изложив в ней историю обители начиная с основания её в VII веке королём Мерсии Пендой , когда соседнее поселение носило название (англ.) , а затем описав сначала разорение его около 866 года викингами , а после повторное основание в X веке епископом Этельвольдом Уинчестерским , получившим поддержку со стороны Св. Дунстана , и последующее изменение названия города на Питерборо, которое приводит в англонормандской форме ( норманд. Peterburch ). Рассказав о приращении земельных владений и богатств монастыря до нормандского завоевания (1066), в результате которого Питерборо стал известен под именем «золотого городка», а после о разорении и сожжении его в 1070 году отрядом англосаксонского повстанца Хереварда , недовольного тем, что монастырь Св. Петра отдан был под управление нормандского аббата Турольда , хронист излагает уже события времён своей юности и зрелости, завершая свою историю избранием Уильяма Уотервилля аббатом (1155).

По словам исследователя творчества хрониста Эдмунда Кинга, «сочинение Хью почти не касается событий вдали от монастыря, уделяя внимание его устроениям и пожертвованиям ему, а также жизни его святых покровителей» . Исключение представляют пересказы местных легенд вроде предания об адском псе Чёрном Шаке , а также описания местной природы и достопримечательностей, в частности, знаменитых Фенских болот , которые Хью называет «весьма полезными для людей, которые находят на них себе пропитание и хворост для очагов, сено на корм скоту и крыши для хижин, а также множество иных полезных вещей, и, сверх того, дающими им птицу и рыбу» .

Вместе с тем, хронист приводит интересные подробности, отсутствующие в других источниках, навроде рассказов о чудесном спасении в 970 году епископом Этельвольдом в Или главной реликвии Питерборо, вышеназванной руки Св. Освальда, а также о хитрости ризничего Ивара, спустя столетие отправившегося в Данию за ценностями аббатства, похищенными людьми вышеназванного Хереварда .

Помимо прочего, Хью упоминает в своей хронике некую «леди Годиву», завещавшую веком ранее земли Питерборо в (англ.) , (англ.) , (англ.) и (англ.) в Линкольншире , в Конисбро в Йоркшире , а также участок в Барнвелле в Нортгемптоншире . Хотя легендарная супруга эрла Леофрика действительно отличалась набожностью, пожертвовав немало богатств аббатству в Ковентри , твёрдых оснований для того, чтобы отождествить её с Годивой из хроники Хью Кандида, являвшейся, скорее всего, второй женой эрла Нортумбрии Сиварда , на сегодняшний день нет .

Анонимные продолжатели и переписчики хроники Хью Кандида, а также монах Питерборо Роберт Сваффхэм, дополнивший её сообщениями от настоятельства Бенедикта (1177—1194) до конца в 1245 году правления аббата Уолтера , снабдили её рядом подробностей, в частности, упомянув без датировки о смерти автора и сведении в 1175 году с должности настоятеля Уильяма Уотервилля .

Ранее Хью ошибочно приписывали заключительные части местной версии «Англосаксонской хроники» , т. н. редакции Е , включённой около 1121 года в «Хронику Питерборо» , которая завершается, как и его собственное сочинение, избранием аббата Уильяма. Однако историки нового времени, в частности, (англ.) , установили, что, будучи наполовину нормандцем, Хью вряд ли достаточно понимал для этого древнеанглийский язык , который в середине XII века частично бытовал ещё в местной монашеской среде. Скорее возможно говорить о том, что он сам использовал как источник вышеназванную редакцию «Англосаксонской хроники», или же её протограф , оказавшийся в Питерборо после пожара 1116 года, когда там началось формирование новой библиотеки.

Хроника стала источником для краткой англо-нормандской «Geste de Burch» , возможно, написанной самим Хью , а также первой «Истории Питербороской церкви» ( англ. History of the Church of Peterborough ), выпущенной в 1686 году Саймоном Гантоном с дополнениями Патрика Дина.

Впервые она была опубликована в 1723 году в собрании «Historiae Anglicanae Scriptores Variae», изданном антикварием (англ.) . Последний пользовался несохранившейся рукописью хроники Уолтера Уиттлси, охватывавшей 1246—1321 годы и известной как «История монастыря Питерборо» ( лат. Historia Coenobii Burgensis ). В том же сборнике увидело свет переложение хроники Хью на англонормандские стихи «Geste de Burch», а также продолжения до 1246 года, вероятно, извлечённые Спарком ещё из одной рукописи 1250-х годов, хранящейся ныне в отделе рукописей библиотеки Кембриджского университета под заглавием «Книга Роберта Сваффхэма» ( лат. Liber de Swaffham ).

Однако самая ранняя из редакций хроники Хью, включённая после его смерти в картулярий Питерборо, рукопись которого погибла при пожаре библиотеки Коттона 23 октября 1731 года, дошла до нас лишь в рукописном английском переводе, выполненном в 1652 году Джорджем Дэйвенпортом . Научное издание хроники, с разночтениями по трём редакциям, увидело свет в 1949 году в Лондоне под редакцией, с предисловием и примечаниями историка Уильяма Томаса Меллоуза, тогдашнего председателя «Общества публикации документов по истории Нортгемптоншира» ( англ. Northamptonshire Record Society ). В 1941 году в Питерборо выпущен был комментированный английский её перевод, выполненный Чарльзом Меллоузом, и там же в 1966 и 1980 годах переизданный с незначительными исправлениями.

Примечания

  1. от 4 января 2023 на Wayback Machine — Консорциум европейских научных библиотек.
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. от 4 января 2023 на Wayback Machine // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. Tout T. F. от 4 января 2023 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography. — Vol. 28. — London, 1891. — p. 163.
  4. King Edmund. // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford University Press, 2004.
  5. от 27 ноября 2021 на Wayback Machine // VIAF — 2012.
  6. Levelt Sjoerd. от 4 января 2023 на Wayback Machine // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden; Boston, 2016.
  7. Cox J. C. // A History of the County of Northampton. — Vol. 2. — London, 1906. — p. 83.
  8. Матюшина И. Г. от 4 января 2023 на Wayback Machine // Vox Medii Aevi. — Vol. 1—2 (6—7). — СПб., 2020. — С. 111.
  9. от 6 мая 2021 на Wayback Machine // Fens Museum Partnership.
  10. Wright Thomas. от 4 января 2023 на Wayback Machine . — London, 1846. — p. 176.
  11. от 4 января 2023 на Wayback Machine // LCCN .
  12. Матюшина И. Г. от 4 января 2023 на Wayback Machine . — С. 119.
  13. Huisman Floor. от 4 января 2023 на Wayback Machine // Archaeological approaches to breaking boundaries: interaction, integration and division. Proceedings of the Graduate Archaeology at Oxford Conferences 2015—2016. — Oxford, 2017. — p. 107. — ISBN 978-1407315133 .
  14. Матюшина И. Г. от 4 января 2023 на Wayback Machine . — С. 124.
  15. The Chronicle of Hugh Candidus a Monk of Peterborough (Medieval Latin with English Introduction). — London; New York, 1949. — p. 70.
  16. Roffe David. от 3 января 2023 на Wayback Machine // Lincolnshire Past and Present. — No. 12. — Summer 1993. — p. 9.
  17. Wright Thomas. от 4 января 2023 на Wayback Machine . — p. 177.
  18. Wright Thomas. от 4 января 2023 на Wayback Machine . — p. 178.

Издания

  • The Chronicle of Hugh Candidus, a Monk of Peterborough. Translated by Charles Mellows, edited by William Thomas Mellows. — Peterborough: The Peterborough Natural History Scientific and Archaeological Society, 1941.
  • The Chronicle of Hugh Candidus a Monk of Peterborough (Medieval Latin with English Introduction). Edited by William Thomas Mellows. — London; New York: Oxford University Press, 1949. — xxxvi, 251 p.
  • The Peterborough Chronicle of Hugh Candidus. Edited by William Thomas Mellows. — 3'rd edition. — Peterborough: Peterborough Museum Society, 1980. — 72 p.

Библиография

  • Матюшина И. Г. [электронный ресурс] // Vox Medii Aevi. — Volumes 1—2 (6—7). — СПб., 2020. — С. 108–130.
  • Wright Thomas. . — London: John W. Parker, 1846. — xxiii, 491 p.
  • Tout Thomas Frederick. // Dictionary of National Biography. — Volume 28. — London: Smith, Elder & Co., 1891. — p. 163.
  • Cox John Charles. // A History of the County of Northampton, edited by R. M. Serjeantson and William Ryland Dent Adkins. — Volume 2. — London: A. Constable, 1906. — pp. 83–95. — (The Victoria History of the Counties of England).
  • Levelt Sjoerd. // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.
Источник —

Same as Кандид, Хью