Кандид, или Оптимизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Хью Кандид , или Хьюго Простодушный ( англ. Hugh Candidus, Hugh Whyte , лат. Hugo Candidus, Hugo Albus ; около 1095 — между 1155 и 1160 ) — английский хронист , монах- бенедиктинец из аббатства Св. Петра в Питерборо ( Кембриджшир ), автор первой латинской хроники этой обители с момента её основания в VII веке до середины XII столетия .
Его следует отличать от Гуго Простодушного (ум. 1099) — английского прелата из Ремирмонтского аббатства , служившего кардиналом-священником Сан-Клементе , поддержавшего императора Генриха IV в конфликте с папой Григорием VII на Вормсском рейхстаге 1076 года, а в конце XI века занимавшего сначала кафедру епископа Фермо, а затем епископа Палестрины .
Единственными достоверными источниками о жизни хрониста являются автобиографические заметки в его хронике, а также отдельные замечания позднейших продолжателей. Родился он около 1095 года в окрестностях Питерборо в Кембриджшире , вероятно, в семье с нормандскими корнями. В ранней юности принял постриг в местном бенедиктинском монастыре Св. Петра, куда приведён был своим старшим братом Реджинальдом Спиритусом, исполнявшим там при аббате (1107—1114) обязанности ризничего . Являлся очевидцем пожара в монастыре 4 августа 1116 года, уничтожившего почти всю его библиотеку и скрипторий , а также восстановления его собора в 1118-м настоятелем Иоанном из Сеса ( англ. John de Sais , 1114—1125) .
Сызмальства не отличаясь крепким здоровьем, сумел дожить до весьма преклонного по те временам возраста. При жизни был прозван «Хьюго Альбусом», вероятно, из-за бледности, или привлекательности своего лица. Позднейшие монастырские летописцы называли его «Хью Кандидом», и в первой половине XVI века антикварий перевёл это прозвище как фамилию, назвав его «Хью Уайтом» ( англ. Hugh White ) .
Главными учителями его в Питерборо стали старший брат Реджинальд и аббат Эрнульф; об обоих он отзывался позже с нескрываемой теплотой. В правление настоятелей Иоанна, Генриха, Мартина Бекского и Уильяма Уотервилля сумел отличиться практически во всех отраслях монастырской деятельности, завоевав расположение не только у собственной братии, но и у монахов окрестных обителей. При аббате Мартине (1133—1155) избран был субприором . В Великий пост 1139 года при переосвящении епископом Александром Линкольнским (1123—1148) мощей Cвятого Освальда , целовал и омывал правую руку подвижника — самую ценную из хранившихся в аббатстве реликвий . В своей хронике позже засвидетельствовал, что, в соответствии с пророчеством Святого Эйдана , плоть и кожа святого короля все ещё оставались тогда целыми.
После смерти 2 января 1155 года аббата Мартина Бекского, назначен был с одиннадцатью другими старшими монахами в коллегию по избранию его преемника, которым стал Уильям из Уотервилля. На следующий день вместе со своим братом приором Реджинальдом отправлен был в Оксфорд к находившемуся там королю Генриху II , который вместе с архиепископом Кентерберийским Теобальдом Бекским (1138—1161) подтвердил выборы нового настоятеля .
Умер не позже 1160 года в Питерборо , в соборной церкви которого и был похоронен.
Свою латинскую хронику аббатства Св. Петра составил, вероятно, по просьбе аббата Уильяма, изложив в ней историю обители начиная с основания её в VII веке королём Мерсии Пендой , когда соседнее поселение носило название , а затем описав сначала разорение его около 866 года викингами , а после повторное основание в X веке епископом Этельвольдом Уинчестерским , получившим поддержку со стороны Св. Дунстана , и последующее изменение названия города на Питерборо, которое приводит в англонормандской форме ( норманд. Peterburch ). Рассказав о приращении земельных владений и богатств монастыря до нормандского завоевания (1066), в результате которого Питерборо стал известен под именем «золотого городка», а после о разорении и сожжении его в 1070 году отрядом англосаксонского повстанца Хереварда , недовольного тем, что монастырь Св. Петра отдан был под управление нормандского аббата Турольда , хронист излагает уже события времён своей юности и зрелости, завершая свою историю избранием Уильяма Уотервилля аббатом (1155).
По словам исследователя творчества хрониста Эдмунда Кинга, «сочинение Хью почти не касается событий вдали от монастыря, уделяя внимание его устроениям и пожертвованиям ему, а также жизни его святых покровителей» . Исключение представляют пересказы местных легенд вроде предания об адском псе Чёрном Шаке , а также описания местной природы и достопримечательностей, в частности, знаменитых Фенских болот , которые Хью называет «весьма полезными для людей, которые находят на них себе пропитание и хворост для очагов, сено на корм скоту и крыши для хижин, а также множество иных полезных вещей, и, сверх того, дающими им птицу и рыбу» .
Вместе с тем, хронист приводит интересные подробности, отсутствующие в других источниках, навроде рассказов о чудесном спасении в 970 году епископом Этельвольдом в Или главной реликвии Питерборо, вышеназванной руки Св. Освальда, а также о хитрости ризничего Ивара, спустя столетие отправившегося в Данию за ценностями аббатства, похищенными людьми вышеназванного Хереварда .
Помимо прочего, Хью упоминает в своей хронике некую «леди Годиву», завещавшую веком ранее земли Питерборо в Линкольншире , в Конисбро в Йоркшире , а также участок в Барнвелле в Нортгемптоншире . Хотя легендарная супруга эрла Леофрика действительно отличалась набожностью, пожертвовав немало богатств аббатству в Ковентри , твёрдых оснований для того, чтобы отождествить её с Годивой из хроники Хью Кандида, являвшейся, скорее всего, второй женой эрла Нортумбрии Сиварда , на сегодняшний день нет .
, , и вАнонимные продолжатели и переписчики хроники Хью Кандида, а также монах Питерборо Роберт Сваффхэм, дополнивший её сообщениями от настоятельства Бенедикта (1177—1194) до конца в 1245 году правления аббата Уолтера , снабдили её рядом подробностей, в частности, упомянув без датировки о смерти автора и сведении в 1175 году с должности настоятеля Уильяма Уотервилля .
Ранее Хью ошибочно приписывали заключительные части местной версии «Англосаксонской хроники» , т. н. редакции Е , включённой около 1121 года в «Хронику Питерборо» , которая завершается, как и его собственное сочинение, избранием аббата Уильяма. Однако историки нового времени, в частности, , установили, что, будучи наполовину нормандцем, Хью вряд ли достаточно понимал для этого древнеанглийский язык , который в середине XII века частично бытовал ещё в местной монашеской среде. Скорее возможно говорить о том, что он сам использовал как источник вышеназванную редакцию «Англосаксонской хроники», или же её протограф , оказавшийся в Питерборо после пожара 1116 года, когда там началось формирование новой библиотеки.
Хроника стала источником для краткой англо-нормандской «Geste de Burch» , возможно, написанной самим Хью , а также первой «Истории Питербороской церкви» ( англ. History of the Church of Peterborough ), выпущенной в 1686 году Саймоном Гантоном с дополнениями Патрика Дина.
Впервые она была опубликована в 1723 году в собрании «Historiae Anglicanae Scriptores Variae», изданном антикварием . Последний пользовался несохранившейся рукописью хроники Уолтера Уиттлси, охватывавшей 1246—1321 годы и известной как «История монастыря Питерборо» ( лат. Historia Coenobii Burgensis ). В том же сборнике увидело свет переложение хроники Хью на англонормандские стихи «Geste de Burch», а также продолжения до 1246 года, вероятно, извлечённые Спарком ещё из одной рукописи 1250-х годов, хранящейся ныне в отделе рукописей библиотеки Кембриджского университета под заглавием «Книга Роберта Сваффхэма» ( лат. Liber de Swaffham ).
Однако самая ранняя из редакций хроники Хью, включённая после его смерти в картулярий Питерборо, рукопись которого погибла при пожаре библиотеки Коттона 23 октября 1731 года, дошла до нас лишь в рукописном английском переводе, выполненном в 1652 году Джорджем Дэйвенпортом . Научное издание хроники, с разночтениями по трём редакциям, увидело свет в 1949 году в Лондоне под редакцией, с предисловием и примечаниями историка Уильяма Томаса Меллоуза, тогдашнего председателя «Общества публикации документов по истории Нортгемптоншира» ( англ. Northamptonshire Record Society ). В 1941 году в Питерборо выпущен был комментированный английский её перевод, выполненный Чарльзом Меллоузом, и там же в 1966 и 1980 годах переизданный с незначительными исправлениями.