Герберт Ойленберг
(
нем.
Herbert Eulenberg
;
25 января
1876
,
Кёльн
(
Мюльхайм
) —
4 сентября
1949
,
Дюссельдорф
(
Кайзерверт
)) —
немецкий
писатель, поэт и драматург.
Жизнь и творчество
Г.Ойленберг родился в семье фабриканта, владельца машиностроительного завода в Мюльгейме-на-Руре. Изучал право в Берлине, Лейпциге, Мюнхене и Бонне, с 1900 — доктор юриспруденции. Занимаясь адвокатской практикой в Опладене и Кёльне, он в то же время проявляет себя как талантливый поэт и драматург. В 1903 году Ойленберг оставляет работу юриста, живёт и работает в Берлине как драматург и свободный писатель. В 1905 он, вместе с
и актрисой
Луизой Дюмон
переселяется в Дюссельдорф, где открывает созданный ими Дом театра. Здесь он работает драматургом и сценаристом до 1909 года. В 1911 году писатель был обвинён в распространении сочинений неприличного содержания, однако судебный процесс против него провалился. В 1913 он пишет драму «
Белинда
», за которую был награждён Шиллеровской премией.
В 1920-е годы Г.Ойленберг был одним из наиболее успешных драматургов Германии, пьесы его пользовались огромной популярностью на немецкой сцене. Г.Ойленберг — автор многочисленных эссе по различной тематике мира искусства, театра, литературы и музыки, публикуемых в прессе Германии и Австрии. Занимался также издательской деятельностью. Был одним из основателей в 1919 году в Дюссельдорфе художественного объединения
Молодой Рейнланд
.
В 1923 году писатель совершает поездки на Ближний Восток, в Северную Африку и в США, выступает в
Колумбийском университете
(первый немец после А.Эйнштейна). В 1925—1926 выходят его «Избранные сочинения». Г.Ойленберг поддерживает дружеские и творческие отношения с писателями и литературными критиками
Томасом Манном
,
Германом Гессе
,
Стефаном Цвейгом
,
Франком Ведекиндом
,
Герхартом Гауптманом
,
Гервартом Вальденом
,
Францем Верфелем
; с художниками
Ловисом Коринтом
,
Отто Диксом
и
Максом Пехштейном
(все трое писали его портреты), с композитором
Рихардом Штраусом
и с актёрами
Хайнцем Рюманом
,
Генрихом Георге
и
Паулем Вегенером
.
После прихода к власти в Германии
национал-социалистов
драмы Г.Ойленберга были сняты с постановок в театрах, его книги более не печатались. Писатель, зарекомендовавший себя как пацифист и гуманист, подвергался нападкам и оскорблениям в фашистской прессе («
рыжеволосый еврей
»). Только обширные и прочные связи Г.Ойленберга в высших культурных кругах страны уберегли его от отправки в концлагерь. В годы
Второй мировой войны
писатель в дюссельдорфской газете «Der Mittag» изредка под различными псевдонимами печатает небольшие статьи. В это же время он пишет несколько драматических произведений на злободневные политические темы. После окончания войны писатель сотрудничает с рядом газет. В 1948 он, за свою биографию Генриха Гейне, награждается
премией Генриха Гейне
. В том же году становится почётным доктором искусств Боннского университета. В 1949 был награждён Национальной премией ГДР.
В 1912 году Ойленберг поручил дюссельдорфскому художнику-графику Фрицу Гельмуту Эмке расширить свой жилой дом по адресу Бургаллее 4 в
Кайзерсверте
(Haus Freiheit/Дом свободы). Он и его жена нашли свое последнее пристанище в саду рядом с домом
. Ойленберг скончался вследствие несчастного случая.
Награды
-
1912 премия фонда Петера-Вильгельма Мюллера
-
1913
-
1919 премия Венского народного театра
-
1946 почётный гражданин Дюссельдорфа
-
1948 премия Генриха Гейне, Гамбург
-
1949
Национальная премия ГДР
Сочинения
-
Alles um Geld. Ein Stück
. Leipzig 1911
-
Alles um Liebe. Eine Komödie
. Leipzig 1910
-
Anna Boleyn
. Berlin 1920
-
Anna Walewska. Eine Tragödie in 5 Akten
. Berlin 1899
-
Ausgewählte Werke in 5 Bänden
. Band 1:
Lyrische und dramatische Dichtungen
, Band. 2:
Dramen aus der Jugendzeit
, Band 3:
Dramen aus dem Mannesalter
, Band 4:
Schattenbilder und Lichtbilder
, Band 5:
Erzählende Werke
. Stuttgart 1925
-
Belinde. Ein Liebesstück in fünf Aufzügen
. Leipzig 1913
-
Brief eines Vaters unserer Zeit
. In:
PAN
. 1. Jahrgang, Nr. 11, 1. April 1911, S. 358—363
-
Bühnenbilder
. Berlin 1924
-
Das Buch vom Rheinland
. München 1931
-
Das Ende der Marienburg. Ein Akt aus der Geschichte
. Stuttgart 1918
-
Das grüne Haus. Ein Schauspiel
. Meiningen 1921
-
Der Bankrott Europas. Erzählungen aus unserer Zeit
. 1919
-
Der Frauentausch. Ein Spiel in fünf Aufzügen
. Leipzig 1914
-
Das Marienbild
. in:
Neue deutsche Erzähler
. Band 1 (Max Brod u.a.) Paul Franke, Berlin o. J. (1930)
-
Der Morgen nach Kunersdorf. Ein vaterländisches Stückchen
. Leipzig 1914
-
Der Mückentanz. Ein Spiel
. Stuttgart 1922
-
Der Übergang. Eine Tragödie
. München 1920
-
Deutsche Sonette
. Leipzig 1910
-
Die Familie Feuerbach. In Bildnissen
. Stuttgart 1924
-
Die Kunst in unserer Zeit. Eine Trauerrede an die deutsche Nation
. Leipzig 1911
-
Die letzten Wittelsbacher
. Wien 1929
-
Die Prä-Raphaeliten
. Düsseldorf 1946
-
Die Windmühle
. Hamburg 1929
-
Du darfst ehebrechen! Eine moralische Geschichte. Allen guten Ehemännern gewidmet
. Berlin 1909
-
Ein halber Held. Tragödie in fünf Aufzügen
. Leipzig 1903
-
Ein rheinisches Dichterleben
. Bonn & Berlin 1927
-
Erscheinungen
. Stuttgart 1923
-
Europa. Ein Hirtenstück aus der griechischen Sagenwelt (zwischen 1940 und 1944)
. Düsseldorf 1949
-
Freundesworte
. In:
:
Der Sillbund
. Drei Eulen, Düsseldorf 1946, S. 11-20 (Nachruf auf den von den Nazis ermordeten Statz)
-
Gefährliche Liebschaft
. Düsseldorf 1947
-
Glaube, Liebe, Hoffnung
. Berlin 1942
-
Glückliche Frauen
. Hellerau 1929
-
Heinrich Heine
. Berlin 1947
-
Ikarus und Daedalus. Ein Oratorium
. Leipzig 1912
-
Kassandra. Ein Drama
. Berlin 1903
-
Katinka die Fliege. Ein zeitgenössischer Roman
. Leipzig 1911
-
Leidenschaft. Trauerspiel in fünf Aufzügen
. Leipzig 1901
-
Letzte Bilder
. Berlin 1915
-
Liebesgeschichten
. Leipzig 1922
-
Mein Leben für die Bühne
. Berlin 1919
-
Meister der Frühe
. Düsseldorf 1947
-
Mensch und Meteor
. Dresden 1925
-
Mückentanz. Ein Spiel
. Stuttgart 1922
-
Münchhausen. Ein deutsches Schauspiel
. Berlin 1900
-
Nachsommer
. Berlin 1942
-
Neue Bilder
. 1912
-
Schattenbilder und Lichtbilder
. Stuttgart 1926
-
Schattenbilder. 20 Musikerportraits
. Düsseldorf und Wien 1965
-
Schattenbilder. Eine Fibel für Kulturbedürftige in Deutschland
. Berlin 1910
-
Schubert und die Frauen
. Drei Eulen Verlag Düsseldorf 1946
-
So war mein Leben
. Düsseldorf 1948
-
Sonderbare Geschichten
. Leipzig 1910
-
Um den Rhein
. Berlin 1927
-
Wir Zugvögel. Roman
. Stuttgart 1923
-
Zeitwende. Ein Schauspiel in fünf Akten
. Leipzig 1914
Примечания
-
Irene Markowitz, Anja Zimmermann: Herbert Eulenberg und das Haus Freiheit mit seinem Garten in Kaiserswerth. In: Wieland Koenig: Düsseldorfer Gartenlust. Katalog des Stadtmuseums der Landeshauptstadt Düsseldorf zur gleichnamigen Ausstellung, Düsseldorf 1987, S. 57.
Литература
-
Johann Gottfried Hagens:
Herbert Eulenberg.
Börngräber, Berlin 1910 (= Der moderne Dichter; 4)
-
Peter Hamecher:
Herbert Eulenberg. Ein Orientierungsversuch.
Rowohlt, Leipzig 1911
-
Bernd Kortländer:
Rheinischer Internationalismus am Beispiel Herbert Eulenbergs.
In:
Literarische Fundstücke
, hrsg. v. Ariane Neuhaus-Koch u. Gertrude Cepl-Kaufmann. Heidelberg: Winter, Heidelberg 2002 (Reihe: Beiträge zur neueren Literaturgeschichte; 188) S. 256—274,
ISBN 3-8253-1303-4
-
Bernd Kortländer:
Weltbürger am Rhein. Leben und Werk Herbert Eulenbergs
In:
Rheinisches Dichterbuch: Der literarische Rhein
Hg. Joseph A. Kruse, 2001, S. 75-98 zur Ausstellung des Heinrich-Heine-Instituts
-
Joseph A. Kruse:
Der Schriftsteller Herbert Eulenberg (1876—1949). Ein «Ehrenbürger der Welt» aus Kaiserswerth am Rhein.
In: Geschichte im Westen. 18, 2003. S. 116—128
-
Michael Matzigkeit:
Herbert Eulenberg: «Siebenkäs», eine Opposition im Verborgenen
. In:
Musik, Theater, Literatur und Film zur Zeit des Dritten Reiches
. Düsseldorf 1987, S. 89-95
-
Michael Matzigkeit:
Herbert Eulenberg, der Prototyp des «rheinischen» Autors
. In: Ders.,
Literatur im Aufbruch. Schriftsteller und Theater in Düsseldorf 1900—1933
. Verlag der Goethe-Buchhandlung, Düsseldorf 1990, S. 57-82; 214—221,
ISBN 3-924331-23-5
-
Frank Thissen:
«Edle Arznei für den Alltag». Herbert Eulenbergs Düsseldorfer Morgenfeiern und die Romantikrezeption um 1990.
Böhlau, Köln 1992 (Reihe: Forum litterarum Bd. 16)
ISBN 3-412-06691-5