Interested Article - Драпа

Дра́па ( др.-сканд. Drápa ) — основная форма написания хвалебных песней в скальдической поэзии , также высшая, торжественная форма хвалебной песни.

Этимология

Слово «драпа» происходит от древненорвежского «drepa», что значит «бить» или «разбивать», и обозначает «песнь, разбитую на части». Также вполне возможен перевод слова «drepa» как «биться», «сражаться», потому как драпа предположительно являлась военной песней (восхваляющей подвиги), в отличие от флокка (flokkr) и квиды (kviða) .

Описание

Хвалебная песнь как таковая — исконный, центральный жанр скальдической поэзии, а драпа является его основной формой. Драпа представляет собой стихотворный перечень имен или каких-либо сведений. Каждая из вис , составляющих драпу, — как правило, замкнутое в метрическом и смысловом отношении целое. Сюжет в драпе отсутствует. Не бывает также и прямой речи, диалогов, монологов и т. п. Единственное, что иногда позволяет установить последовательность вис в драпе, — хронология описываемых событий. Однако эти события (битвы, войны и т. п.) в драпе обычно не индивидуализированы, а представлены общими деталями, часто в виде кеннингов . Вероятно, по этой причине сохранилось множество фрагментов драп, но почти ни одной целой.

Речь в драпах и флокках всегда идет о событиях, очевидцем которых был скальд, или о которых он слышал от очевидцев. О далеком прошлом в скальдических хвалебных песнях, как правило, не говорится. Лишь в XII в. скальды начали сочинять драпы также и о давних событиях.

Структура драпы

Драпа состоит из трех частей:

  • введение «уппхав» (upphaf), в котором скальд просит выслушать его,
  • средняя часть «стевьябалк» (stefjabálkr — «раздел со стевом»), в которой перечисляются подвиги восхваляемого,
  • заключительная часть «слэм» (slæmr — «разглагольствование»), в которой скальд обычно просит вознаградить его за сложенную им драпу.

Средняя часть обычно самая пространная, и именно в ней присутствует отличающий драпу от других произведений жанра стев — дополнительное предложение, делящее основную часть драпы на фрагменты (stefjamél — «часть между стевами»). Стевы распределялись внутри основной части драпы равномерно, но их количество не было предусмотрено каноном и зависело только от желания автора :

«правильно вставлять в песнь столько „частей от стева до стева“, сколько он (скальд) захочет, и принято, чтобы все они были равной длины и каждая из них начиналась и заканчивалась стевом (en hvers stefjaméls skal stef upphaf ok niðrlag)»)

(Háttatal , 70: 12-16)

Стев

Стев (stef), скорее всего, произошел от характерных для эддической поэзии припевов или рефренов, однако в скальдике он обрел беспрецедентное значение сегментирующего элемента, внесшего определенную симметрию в общую композицию песни и преобразовавшего её в качественно новую поэтическую форму. Производное от «stafr», обозначающего любую вертикальную опору, в том числе «столб», «веха», стев является опорой, несущей на себе всю поэтическую композицию, и отметкой, размеряющей повествование . Стев мог быть совершенно не связан с содержанием драпы и его форма также не была ограничена каким-либо строгим каноном . Имя героя, которому посвящена драпа, чаще всего упоминается только в стеве, который, кроме того, представляет собой резюмирующую хвалебную сентенцию и не рассказывает о подвигах, доблести и т. д., то есть содержит в себе однозначное славословие в адрес героя . Тогда как в самих по себе висах драпы имя героя заменяют кеннинги и хейти. Скальды часто заимствовали стевы у своих предшественников, однако известен случай, когда такое заимствование имело для автора негативные последствия . Так как именно стев отличал драпу от других хвалебных песней, скальды при сочинении песни уделяли ему наибольшее внимание, развивая и усложняя его структуру.

Разнообразие

Кроме того, что драпы писались в основном в дротткветте , некоторые из них написаны в других размерах, например, «Драпа о Кнуте» , написанная в теглаге . А в зависимости от того, каким событиям посвящались драпы, выделяли также эрфидрапу (erfidrápa — поминальная драпа), щитовую драпу, « выкуп головы », домовую драпу и иногда любовную драпу (mansöngsdrápa).

См. также

Примечания

  1. Е. А. Гуревич, И. Г. Матюшина. Поэзия скальдов. — М.: Изд-во РГГУ, 1999.
  2. М. И. Стеблин-Каменский. Труды по филологии. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

Литература

  • Е. А. Гуревич, И. Г. Матюшина. Поэзия скальдов. — М.: Изд-во РГГУ, 1999
  • М. И. Стеблин-Каменский. Труды по филологии. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

Ссылки

Источник —

Same as Драпа