Джонс, Джон Роберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Гластонберийский , или Джон Син ( англ. John of Glastonbury , или John Seen , лат. Joannes Glastoniensis или Johannis de Reading , до 1340 — после 1400 ) — английский хронист, монах- бенедиктинец из аббатства в Гластонбери , автор «Хроники, или древностей Гластонберийской церкви» ( англ. Chronicles or Antiquities of the Glastonbury Church ).
Биографические данные практически отсутствуют, в документах аббатства Гластонбери впервые упоминается под 1340 годом. Предположение одного из исследователей его хроники Джеймса П. Кэрли о том, что настоящим именем его, возможно, было Джон Син ( англ. John Seen ) , и что в 1360 году он получил в Оксфорде степень доктора теологии , а умер до 1377 года , встретило обоснованные возражения со стороны британского медиевиста из Ливерпульского университета Сары Л. Певерли .
Латинская «Хроника, или древности Гластонберийской церкви» ( лат. Cronica Sive Antiquitates Glastoniensis Ecclesie ), составленная не позже 1400 года , охватывает историю обители в Гластонбери со времён её легендарного основателя Иосифа Аримафейского до конца XIV века. Вышеупомянутый Дж. П. Кэрли считает, что в реальности умерший ещё в 1377 году Джон остановился в своём сочинении на событиях 1342 года, и после него оно было дополнено анонимным продолжателем . Источниками для этого компилятивного по своему характеру труда послужили хроники Уильяма Мальмберийского , Гальфрида Монмутского , Геральда Камбрийского (XII в.), Адама из Дамерхэма (XIII в.), Ранульфа Хигдена (ум. 1364) и др. В сообщениях за 1126—1291 годы он практически дословно следует сочинению Адама Дамерхэмского .
В своей хронике Джон Гластонберийский уделяет внимание преимущественно внутримонастырским делам, нередко игнорируя события в государстве и сопредельных странах, что делает её ценным источником по монастырской и региональной истории, но не по истории Английского королевства . Опираясь на труды авторитетных предшественников, он использует их некритически, трактуя факты в пользу родного аббатства. Так, если Уильям Мальмсберийский и Ранульф Хигден считали погребённого в Гластонбери Св. Патрика не тем Патриком , что крестил в V веке н. э. Ирландию , он напрямую указывает, что «апостол Ирландии» являлся первым настоятелем его родной обители , основанной, по его мнению, в честь Девы Марии названным Иосифом Аримафейским, прибывшим в 63 году н. э. в Англию со своими 150 последователями во исполнение пророчества архангела Гавриила .
Подробно описывая обнаружение в 1190—1191 годах на гластонберийском кладбище останков легендарного короля Артура , Джон приводит в своём труде несколько относящихся к последнему родословных записей, а также впервые в средневековой литературе цитирует фрагменты из барда Мелкина ( англ. Melkin the Bard ), касающиеся Святого Грааля . Опираясь на них, хронист сообщает, что Грааль привёз в Гластонбери Иосиф Аримафейский, унеся его с собой в могилу , где чашу обнаружил позже соратник Артура рыцарь Галахад , сын Ланселота . Сам же король Артур, являвшийся, по утверждению Джона, потомком Иосифа по прямой линии , пожертвовал аббатству хрустальный крест, хранившийся там ещё в XIV веке . Довольно подробно рассказывается о посещении Гластонбери в апреле 1278 года королём Эдуардом I , королевой Элеонорой и архиепископом Кентерберийским Робертом Килуордби , осмотревшими найденные здесь останки Артура и Гвиневеры .
Хроника Джона Гластонберийского полностью сохранилась не менее чем в семи рукописях XIV—XV веков . В конце XV века она была продолжена, сначала до 1493 года гластонберийским монахом Томасом Уэйсоном , а затем до 1497 года монахом из той же обители Уильямом Уинчем, рукопись которого сохранилась в собрании Бодлианской библиотеки Оксфордского университета .
Первая публикация хроники в двух томах осуществлена была в 1726 году в Оксфорде историком и антикварием . Комментированное научное издание хроники было подготовлено в 1985 году названным Джеймсом П. Кэрли, по рукописи из библиотеки Тринити-колледжа Кембриджского университета , в латинском оригинале и в переводе Дэвида Таунсенда, и выпущено издательством «Boydell Press», а в 2001 году им же переиздано.