Акатово (городской округ Клин)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Клин , или Клинн ( англ. John Clyn , лат. Johannes Clyn , около 1286 — после 17 июня 1349 ) из Килкенни — ирландский хронист, монах- францисканец , автор «Анналов Ирландии до 1349 года» ( англ. The Annals of Ireland by Friar John Clyn ), один из летописцев эпидемии «чёрной смерти» в Ирландии.
Родился около 1286 года в Ленстере , как это установил ещё в XVI веке английский историк и антикварий Джон Бойл , возможно, в Бэйл-а-Клине ( англ. Baile a Clinn ), ныне Клинстаун ( англ. Clintstown ), в округе Конахи, примерно в шести с половиной милях к северо-западу от Килкенни . Фамилия Клин/Клинн ( англ. Clin/Clynn ) встречается в графстве Сомерсет и в Бристоле , откуда, возможно, произошли его англо-нормандские предки. Судя по всему, он был выходцем не из духовного или городского , а из военного или рыцарского сословия.
Утверждение ирландского историка и богослова XVII века Джеймса Ашшера о том, что Клинн был доктором теологии из ордена францисканцев , до сих пор не нашло достаточных доказательств. Несомненно, он хорошо был образован, но где именно получил образование, не установлено. Возможно, это был , основанный в 1320 году, в годы его молодости, менее вероятны Оксфорд или Кембридж .
В 1336 году он был избран настоятелем монастыря францисканцев в Каррике в Южном Типперэри ( Манстер ) . По мнению историка- медиевиста Бернадетт Уильямс, исследовавшей его сочинение, ему было тогда около 50 лет . Спустя несколько лет он перебрался во францисканский конвент в Килкенни, бывшей столице древнеирландского королевства Осрайге , а в 1346 году участвовал в заседании капитула своего ордена в Марселе .
Возможно, что он пережил эпидемию чумы, охватившую Ирландию в 1348—1350 годах, и умер в Килкенни не позже 1350 года . В то же время, не исключено, что он умер после 17 июня 1349 года, которым датируется последняя запись в анналах с восхвалением его покровителя Фулька де ла Фрейна, как отметил ещё анонимный переписчик его рукописи .
Автор латинских «Анналов Ирландии по 1349 год» ( лат. Annalium Hiberniae Chronicon ad annum MCCCXLIX ), начинающих изложение событий от сотворения мира .
Вплоть до 1315 года , начала шотландского вторжения под предводительством Эдуарда Брюса , летописные записи в анналах фрагментарны и малосодержательны, и лишь более поздний период освещается подробно и обстоятельно, а начиная с 1333 года излагаются вполне оригинальные сведения . Вероятно, автор, в отличие от своих современников в Англии, располагал ограниченным числом письменных источников, и полагался в основном на собственную память, описывая многие современные ему события как очевидец.
Будучи последовательным сторонником англонормандской монархии и, вместе с тем, приверженцем рыцарского кодекса чести, Клинн пренебрежительно отзывается о местных кельтских вождях, не стесняясь при этом осуждать и английских лордов за их насилия и произвол. Он подробно перечисляет известные ему факты разорительных набегов и убийств, учинявшихся в его времена феодалами даже в христианских храмах, а также описывает судебный процесс над некой Петрониллой, осуждённой и отправленной на костёр в 1324 или 1325 году «за ересь и колдовство» сенешалем Килкенни Арнольдом Пауэром и епископом Ледредом .
По мнению Бернадетт Уильямс, хроника Клинна, очевидно, составлена выходцем из военного сословия, выросшим в сельской местности и практически равнодушным к интересам горожан Килкенни . В намного большей степени автора интересуют военные дела в провинции, в частности, в графствах Килкенни и Типперэри , а его сочинение адресовано англо-нормандскому рыцарству, в первую очередь влиятельной семье де ла Фрейнов, представители которой часто в нём упоминаются .
Подобно другим англо-ирландским хронистам, Джон практически игнорирует местные легенды и мифологию, ограничиваясь упоминанием отдельных чудес . Вероятно, не владея местными языками, он также весьма неточно передаёт на латыни ирландские имена, этнонимы и топонимы , в силу чего исследователям его труда не всегда удаётся их идентифицировать .
Наибольшую историческую ценность представляет заключительная часть анналов, представляющая из себя настоящий дневник «чёрной смерти» , серьёзно опустошившей Ирландию и способствовавшей заметному ослаблению в ней власти англичан. Повествование Клинна о чумной эпидемии, воспринятой им как событие поистине катастрофическое и апокалиптическое, начинается с описания паломничества братии и мирян в Сент-Маллинс. Он тщательно фиксирует число людей, умерших в Дублине с августа 1348 года до самого Рождества, число погибших в мужских монастырях францисканцев в Дроэде и Дублине, не позабыв рассказать о чуме в Авиньоне и об апокалиптическом видении монаха цистерцианского монастыря в Триполи в 1347 году . «Многие, — пишет хронист, — умирали от фурункулов и воспалений, от опухолей под мышками», оставалось немного домов, где умер кто-то один, и погибали целыми семьями .
Прекратив своё повествование, вероятно, из-за смерти своего покровителя де ла Фрейна, или же собственной болезни, Клинн намеренно оставил пустые страницы для того, кто закончил бы работу после его смерти, оставив следующую запись: «Дабы памятные дела со временем не были забыты и не истёрлись в памяти будущих поколений, я, Джон Клинн, брат ордена миноритов из монастыря в Килкенни, наблюдая все эти многочисленные бедствия и мир, охваченный злом, ожидая собственной кончины среди мёртвых, занялся описанием всего того, о чём слышал и что сам испытал. И чтобы написанное не погибло вместе с автором, подобно трудам работника на бесплодной ниве, оставляю пергамент свой для продолжения работы, если кто-нибудь ещё выживет, и любой из Адамова рода сможет избежать этой болезни и продолжить незавершённый труд» . Вслед за этим хронист добавил два слова: «великая смерть» ( лат. magna karistia ), после чего другой рукой приписано «кажется, автор умер» .
Уэр Харрис в своём труде «Писатели Ирландии» (Дублин, 1740) приписывает Клинну также сочинения по истории английских королей и ордена францисканцев, но они не дошли до нас .
Оригинальная рукопись анналов Клинна, ещё в 1543 году находившаяся в распоряжения мэра Килкенни Ричарда Ши, а в 1631 году приобретённая Дэвидом Роше, епископом Осрайге , не сохранилась . Сочинение его дошло до нас лишь в четырёх поздних списках, скопированных в XVII столетии с общинной книги францисканцев Килкенни , которые ныне находятся в собраниях Тринити-колледжа в Дублине (MS 574), Бодлианской библиотеки в Оксфорде (Rawlinson B 496; Laud Misc. 614) и Британской библиотеки (MS Add. 4789; Clarendon 43) .
Впервые анналы Джона Клинна были изданы в декабре 1849 года Ричардом Батлером для «Ирландского археологического общества» . В 2007 году в Дублине вышел в свет комментированный английский перевод анналов, подготовленный историком- медиевистом Бернадетт Уильямс.