Эмо-поп
- 1 year ago
- 0
- 0
Эмо Фрисландский , или Эмо ван Хёйзинге , он же Эмо из Виттевиерума , или Блумхофский ( нидерл. Emo van Huizinge , или Emo van Bloemhof , з.-фриз. Emo fan Witewierrum , лат. Emo Bloemhofensis , или Emo Werumensis ; около 1175 , Фивельго — 13 декабря 1237 , Юкверде близ Делфзейла ) — нидерландский хронист, монах- премонстрант , аббат ( лат. Hortus Floridus ) в Блумхофе близ Гронингена , автор «Хроники Верумcких настоятелей» ( лат. Chronicon abbatum in Werum ).
Родился около 1175 года в благородной семье в области Фивельго ( з.-фриз. Fivelingo ) близ Гронингена , издавно населённой фризами . После посещения в 1180-х годах школы при местном бенедиктинском монастыре изучал каноническое право в Парижском университете .
В 1190 году вместе братом Аддо поступил в Оксфордский университет , в списках студентов которого фигурирует как «Эмо из Фрисландии» ( англ. Emo of Friesland ) и является первым в его истории этого учебного заведения иностранным учащимся, известным по имени . Вернувшись на континент, продолжил учебу в Орлеане , где получил степень магистра . После возвращения в родные края служил настоятелем церкви в (ныне часть муниципалитета недалеко от Гронингена) и преподавал в церковной школе Вестеремдена .
В 1208 году постригся в монастыре, основанном в 1204 году его дядей , по другим данным, двоюродным братом Эмо ван Ромерсверфом недалеко от Гронингена , а в 1209 году вступил в монашеский орден Норберта Ксантенского . Присоединение церковных владений в Виеруме привело к переименованию монастыря в Виттевиерум, как называлось теперь это место в честь белого облачения премонстрантов, а также к быстрому подъёму этой обители, расширившейся благодаря объединению с женским аббатством Розенкамп ( лат. Campus rosarum ) в Юкверде близ Делфзейла .
Когда епископ Мюнстера выступил против основания Виттевиерума, Эмо лично отправился в Рим , чтобы заручиться там поддержкой папы Иннокентия III (1198—1216), и в 1213 году новое аббатство официально основано было под именем ( лат. Hortus Floridus ) в Блумхофе. С 1214 года Эмо занимал в нём должность пробста .
Его тяжба с местными крестьянами , которые требовали, чтобы аббатство само выполняло все обязательства по постройке дамбы на реке Эмс , закончился компромиссом: каждый землевладелец был обязан участвовать в содержании дамбы. Во время Великого наводнения Святого Марцелла , унёсшего 16 января 1219 года около 36 000 жизней и снёсшего целые города, например Рунгхольт на острове Странд , мужской монастырь в Блумхофе, по-видимому, уцелел, монахини же женской обители смогли лишь спасти собственную жизнь, но не строения и имущество.
В 1225 году Эмо стал настоятелем Виттевиерумского монастыря, должность которого занимал вплоть до своей смерти. Он не только собрал в обители большую библиотеку, включавшую как произведения отцов церкви , так и современных ему богословов , но и сумел укрепить её влияние в области, прирастив земельные владения и выиграв ряд судебных дел. Ему удалось разрешить в свою пользу давний конфликт с премонстрантским монастырём Благодати Девы Марии в , корыстолюбивые аббаты которого, заручившись поддержкой влиятельного епископа Мюнстера (1218—1226), безнаказанно разоряли местных крестьян, спровоцировав их в 1224 году на открытое восстание . Новый конфликт с Дитрихом Мюнстерским в 1235 году зашёл так далеко, что тот отлучил даже Эмо от церкви, но папа Григорий IX принял решение в пользу Виттевиерума, после чего епископу пришлось снять с должности своего протеже — непопулярного у местных жителей ректора Шильдвольдского аббатства Хердерика .
13 декабря 1237 года Эмо скончался в Юкверде во время посещения сестринского аббатства Розенкамп .
Главным трудом Эмо является «Хроника Верумcких настоятелей» ( лат. Chronicon abbatum in Werum ), или «Хроника Цветущего сада» ( лат. Cronica Floridi Horti ), составлявшаяся им на средневековой латыни с 1218 года и охватывающая события 1203—1237 годов . Преемником Эмо она была продолжена до 1276 года, а затем дополнена до 1296 года монахом Фолькертом .
Излагая не только историю создания Блумхофской обители, начиная с фактического её основания и официального подтверждения его в 1213 году , но и сообщая важные сведения о событиях в Гронингене и соседних городах Оммеландов , а также крестовых походах в Палестину , хроника является важным источником по истории средневековой Фрисландии . Опираясь на свидетельства очевидцев, Эмо рассказывает о проповеднической деятельности Оливера фон Падерборна (1210—1213), с которым, похоже, сам не встречался никогда. Об участии фризов в пятом крестовом походе и осаде Дамиетты (1218—1219) он сообщает на основании впечатлений знакомых ему крестоносцев, подробно изложив в своём «De itinere Frisonum» маршрут плавания фризского флота из дельты реки Лауэрс до самой Акры (1217—1218), откуда один из земляков- пилигримов отправил ему в 1218 году приведённое в хронике письмо .
Увидев своими глазами трагические последствия вышеназванного наводнения Святого Марцелла (1219), Эмо не только пытается объяснить его причины натурфилософским путём, опираясь на теорию четырех элементов , но также видит в нём проявление божьей кары , обрушившейся не только на местных дворян и клириков, погрязших в веротступничестве и стяжательстве, но и строптивых местных крестьян, упорно не желавших исполнять свои обязанности перед монастырём, а во время бедствия не гнушавшихся мародерством . Известно, однако, что впоследствии монахи неоднократно оказывали помощь страдавшим от наводнений земледельцам, ремонтируя дамбу за счёт обители.
Значительный интерес представляют сообщения Эмо о вызванных природными бедствиями социальных конфликтах во Фризии, религиозных движениях вроде последователей Танхельма Антверпенского , с которым боролся ещё в начале XII столетия основатель ордена премонстрантов Св. Норберт, а также рецидивах язычества в народной среде, вызванных, по мнению хрониста, падением авторитета католической церкви . Рассказывая о войне со штедингами (1230), Эмо называет их на библейский манер идолопоклонниками , но не считает еретиками , поскольку, по его мнению, они отказывались не от веры, а от подчинения папской власти , нарушая этим не догматы, а церковное единство .
Передавая подробности закладки Виттевиерумского монастыря в Блумхофе, Эмо сообщает немало интересного о его основателе — своём дяде, или кузене. По словам хрониста, влиятельный и благочестивый его родич сызмальства стремился к подвижнической жизни, предпочитая умеренность и безбрачие богатству и славе. Нося на теле грубую власяницу , он стоически переносил посты и бичевания, а вступив в законный брак, но так и не прижив в нём детей, оказывал покровительство не только сёстрам и жениной родне, но и всем нуждающимся. Вложив все свои средства в новое объединённое аббатство , он вместо законного потомства оставил многочисленную монашескую «семью», состоявшую из духовных сыновей и дочерей . Трудно судить, насколько соответствуют все эти полулегендарные сведения реальной биографии старшего Эмо, можно лишь со всей уверенностью утверждать, что красноречивый родственник воздал ему сторицей за все благодеяния, увековечив в своей летописи его реальные и мнимые подвиги.
В хронику Эмо включены четыре монолога , в которых он в манере Блаженного Августина размышляет о богословских проблемах и духовной карьере. Они дают представление о менталитете и нравственно-философских средневекового клирика. Критически рассматривая идеал монаха-аскета, а также вопрос о симонии , Эмо, в числе прочего, приводит и собственные соображения по поводу возможности оставления иноческой жизни из любви к женщине, видя в подобном поступке проявление свободы человеческой воли . Анализ текста хроники выдаёт также знакомство её автора с сочинениями Пруденция , Иеронима Стридонского , Кассиодора , Григория Великого , и др. классиков .
«Хроника Верумских настоятелей» дошла до нас всего в двух хорошо сохранившихся пергаментных рукописях XIII и XVI веков, находящихся ныне в собрании библиотеки Гронингенского университета . Первую из них некоторые исследователи признают автографом продолжателя хроники Менко (1213—1276) .
Впервые хронику напечатал в 1699 году в Лейдене нидерландский юрист и историк , переиздав там же в 1738 году. В 1725 году хронику опубликовал в Сен-Дье-де-Вож учёный настоятель аббатства д'Эстиваль ( Лотарингия ) Шарль Людовик Гюго, включив в первый том подготовленного им свода «Sacrae antiquitatis monumenta historica, dogmatica, diplomatica».
Научную публикацию хроники подготовил в 1866 году в Утрехте историк-архивист Хендрик Октавиус Фейт Mладший, а в 1874 году её издал в Ганновере немецкий историк , включив в 23 том серии « Monumenta Germaniae Historica ». Новейшее академическое издание хроники, подготовленное профессором средневековой истории Лейденского университета (1928—1985), было выпущено в 1991 году в Хилверсюме .
Другие произведения Эмо, упомянутые его учеником Менко, в частности, «О душе» ( лат. De anima ), «Древо пороков и добродетелей» ( лат. Arbor vitiorum et virtutum ), «О различных прегрешениях» ( лат. De Differentia criminum ) и «О различии между политическими и теологическими добродетелями» ( лат. De Differentia virtutum politicarum et theologicarum ), считаются утраченными .