Звезда́ Дави́да
(
ивр.
מָגֵן דָּוִד
Маге́н Дави́д
— «Щит Давида»
) — древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (
гексаграммы
), в которой два одинаковых
равносторонних треугольника
(один развёрнут вершиной вверх, другой — вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых углов, присоединённых к сторонам
правильного шестиугольника
.
С XIX века Звезда Давида считается
еврейским
символом. Звезда Давида изображена на
флаге
Государства Израиль
и является одним из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются в символике других государств и населённых пунктов.
Начиная с
бронзового века
(конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и
пентаграмма
, довольно широко использовалась в декоративных и
магических
целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например,
семиты
Месопотамии
и
кельты
Британии
. На Иберийском полуострове найдены изображения гексаграммы, относящиеся к
железному веку
до прихода
римлян
. Пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе
геометрические
фигуры встречаются в иллюстрациях
средневековых
книг, посвящённых
алхимии
, магии и чародейству
.
Наиболее раннее на Ближнем Востоке бесспорное изображение гексаграммы было обнаружено на печати
VII века до н. э.
, принадлежавшей некому Иехошуа бен Асаяху и найденной в
Сидоне
(хотя есть данные об обнаруженном при раскопках изображении шестиконечной звезды на стене здания эпохи царя
Ахава
, правившего в
IX веке до н. э.
, это изображение слишком стёртое и неоднозначное и сам факт, что оно представляет собой шестиконечную звезду, оспаривается
). Позднее подобными звёздами украшали как домашнюю утварь (в том числе печати и светильники), так и многие древние синагоги, начиная с периода
Второго Храма
. Например,
фриз
синагоги в Кфар-Нахуме (
Капернауме
) (II—III век н. э.) украшен орнаментом, в котором чередуются шестиконечные звёзды и
свастики
. Гексаграммы украшают пол римской виллы, раскопанной в Эйн-Эяле под
Иерусалимом
. Таким образом, по-видимому, шестиконечной звезде в этот период на Ближнем Востоке ещё не придавалось какого-либо значения, кроме декоративного
. Кроме того, известно, что в
эллинистический
период этот символ с евреями не ассоциировался. Теории, объявляющие гексаграмму астрологическим символом
Сатурна
или увязывающие её со священным камнем иерусалимского храма периода, предшествовавшего царствованию
Давида
, подтверждений не получили
.
Задолго до приобретения гексаграммой статуса еврейского символа эту роль выполняла
менора
— храмовый светильник. Менорой, в противовес кресту, со II века н. э. отмечаются еврейские захоронения в
диаспоре
и в Палестине, с этого же времени она стала атрибутом оформления
синагог
. В то же время есть современные теории, связывающие шестиконечную звезду как символ именно с формой подсвечников меноры
(см.
)
.
Средние века
В средние века шестиконечная звезда как символ широко использовалась в Старом Свете.
Короли Наварры
в X и XI веках размещали её на своих печатях. Французские, испанские, датские и германские писцы — как христиане, так и иудеи — также использовали гексаграмму и пентаграмму как элемент печатей. В
христианских
церквях гексаграмма, иногда со слегка искривлёнными линиями, являлась частым фрагментом орнамента. Её можно увидеть на камне из раннехристианской церкви в
Тверии
, при входе в
Бургосский
,
Леридский
и
Валенсийский
соборы, на мраморном епископском престоле собора
Ананьи
. Она встречалась на раннехристианских амулетах и в
мусульманских
орнаментах под общим названием «печать Соломона»
.
Самое раннее упоминание названия «Маген Давид» («щит Давида»), вероятно, восходит к раннему
средневековью
— эпохе вавилонских
гаонов
(впервые оно встречается в талмудической литературе как одно из имён Бога
). Магический щит царя
Давида
упоминается в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Этот щит описывался как несущий на себе имя Бога, составленное из 72 имён, и имя
Иуды Маккавея
. К этим именам позже было добавлено имя Тафтафия — как одно из имён Метатрона, и в таком качестве амулет с гексаграммой в дальнейшем фигурирует в средневековых мистических рукописях (примерно с 1500 года имя Тафтафия сменяется именем Шаддай). В Средние века эта версия была популярна среди так называемых
Хасидей Ашкеназ
. В
каббалистической
книге «Сефер ха-Гвул» («Книга Предела»), написанной Давидом бен Иехудой — внуком
Рамбана
— в начале
XIV века
, дважды встречается упоминание гексаграммы как «щита Давида»
. В литературе сообщалось, что знак, именуемый «щитом Давида», упоминался также в книге
XII века
«Эшколь а-Кофэр»
караима
, но профессор
Еврейского университета в Иерусалиме
Гершом Шолем
указывает, что это упоминание было вставлено лишь в издание XIX века
. Также в первой половине второго тысячелетия новой эры помимо гексаграммы такое же название носил знак в виде
меноры
, содержащий текст
. Схожая ситуация наблюдается и с названием «печать Соломона», которое в Средние века носили как шестиконечная, так и пятиконечная звезда
.
Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве
мистического
знака на
амулетах
. Однако в средневековых арабских книгах
гексаграмма
встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии
. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств
Карамана
и
Кандара
.
Существует теория, согласно которой понятие «щит Давида» восходит к имени лжемессии
XII века
Давида Алроя
(Менахема бен Роя). Давид Алрой, который, захватив крепость Амади в
Курдистане
, по-видимому рассчитывал её использовать как опорный пункт перед походом в
Землю Израильскую
, был родом из областей, которые ещё находились под властью
хазар
в XII веке, и, согласно упомянутой теории, именно при нём шестиконечная звезда начала превращаться в еврейский национальный символ
.
В XIII—
XIV веках
Звезда Давида появляется на
фронтонах
германских синагог (в частности, в
Хамельне
и
Будеёвице
) — предположительно как имитация убранства христианских храмов
— и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху ею начали украшать амулеты и мезузы
, а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение.
Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется
1354 годом
, когда император
Карл IV (император Священной Римской империи)
даровал евреям
Праги
привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг — красное полотнище с изображением шестиконечной звезды — получил название «флаг царя Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины и стал фактически официальным символом еврейской общины Праги на протяжении веков
.
Новое время
Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака (в особенности на пражских изданиях XVI века и на книгах, издававшихся в Италии и Нидерландах семейством Фоа) и составной части фамильных
гербов
. В
Чехии
того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII—XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев
Моравии
и
Австрии
, а затем —
Италии
и
Нидерландов
. Несколько позже она распространилась среди общин
Восточной Европы
. Вплоть до начала XVIII века понятия «щит Давида» и «печать Соломона» несколько веков употреблялись как взаимозаменимые, пока первый термин не закрепился окончательно за шестиконечной, а второй — за пятиконечной звездой
.
В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть
Мессии
, что отразилось в часто вписываемых в символ шестиконечной звезды на амулетах буквах «МБД», обозначающих «Машиах бен Давид» («Мессия, сын Давидов»)
. Так, последователи лжемессии
Шабтая Цви
(конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления
.
Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях. Примерно с этого времени закрепляется отношение к нему как к символу еврейства. Уже начиная с
1799 года
Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах, а четвертью века позже он включается в герб семейства
Ротшильдов
(для сравнения, герб первого еврея-дворянина Якоба Бассеви, пожалованный ему императором Священной Римской империи в 1622 году, содержит три пятиконечных звезды
).
В XIX веке
эмансипированные евреи
избрали Звезду Давида в качестве национального символа, как еврейский аналог христианского
креста
. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира
. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в
синагогах
хранятся свитки
Торы
. В
1897 году
на
Сионистском конгрессе
в
Базеле
Звезда Давида была утверждена в качестве официального символа
сионистского
движения. С точки зрения Гершона Шолема, у неё были два весомых достоинства, которые разглядели отцы сионизма: она была широко распространена по всем еврейским общинам и в то же время не являлась древним религиозным символом, олицетворяя еврейский народ, но не еврейскую религию, что было важно для идеологов нового, светского сионизма
.
Еврейский символ
Истоки звезды как еврейского символа
Исследователь еврейских и иудейских символов Ури Офир цитирует раввина Моше Файнштейна, который в
респонсе
«Игрот Моше» (раздел Орах Хаим 3:15) указывает, что истоки Звезды Давида как еврейского символа неизвестны
.
Тем не менее сам Офир выдвигает версию, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой
менорой
. Под каждым из её семи светильников располагался цветок:
«И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него»
(
Исх.
). Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии, который по форме напоминает Маген Давид. В поддержку этой теории он приводит древний перевод Библии
Онкелоса
на
арамейский язык
, где слово
פרח
(цветок) переведено как «лилия». Офир ссылается на раввина
Авраама ибн Эзру
(1093—1167), который в комментарии к
Песни песней
пишет, что в этом произведении ароматная лилия с её шестью лепестками (лилия,
ивр.
שושן
, на иврите имеет тот же корень, что и число 6 —
ивр.
שש
) символизирует еврейский народ
:
Я — нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев.
Профессор Иехуда Феликс в книге «Природа и Земля Израильская в Библии» отождествляет библейскую лилию с
белой лилией
(
Lilium candidum
) — единственным видом лилий, произрастающим в этих местах в диком виде. Лепестки белой лилии, как показывает Офир, симметрично расположены и в раскрытом виде образуют правильную шестиконечную звезду, в настоящее время известную как Звезда Давида. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь как бы в центре шестиконечной звезды. Офир приводит также и другое доказательство своей правоты. В
Третьей книге Царств
рассказывается о том, как царь Соломон приказал поставить по обе стороны от входа в Храм две огромных медных колонны, высотой около 9 метров. Эти колонны назывались
Яхин и Боаз
. В верхней их части был венец диаметром около двух метров в виде лилии:
«А в притворе венцы на верху столбов сделаны [наподобие лилии]... И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. И над столбами поставил [венцы], сделанные [наподобие] лилии...»
(
3Цар.
). Офир связывает это упоминание с версией о том, что и на меноре чашечки имели форму лилий, ссылаясь на текст
Маймонида
(Законы Храма, 3:3): «цветы [на меноре] такие же, как цветы на колоннах»
.
Менора
находилась в
Скинии
, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в
Иерусалимском Храме
, вплоть до разрушения
Второго Храма
. Таким образом, по мнению Офира, следует рассматривать Звезду Давида наряду с менорой как один из древнейших и наиболее важных еврейских символов
.
Помимо версии, связывающей Звезду Давида с менорой, Офир приводит также версии, связывающие современное название символа непосредственно с царём
Давидом
. По этой версии Давид использовал шестиконечную звезду как свой личный символ, поскольку в его имени было две буквы «далет», в то время записывавшихся в виде треугольника. Таким образом, два наложенных треугольника, образующих шестиконечную звезду, могли служить ему своеобразной монограммой
. Эта версия изложена, в частности, в книге Бецалеля Дойча «Маасе Бецалель»
. В то же время, согласно некоторым источникам, личная печать Давида содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.
Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида. По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников. Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными. Ведущий сайт в области еврейской традиции
(англ.)
(
предлагает более позднюю датировку, согласно которой креплениями в виде шестиконечной звезды были впервые снабжены щиты еврейских воинов во время
восстания Бар-Кохбы
.
Примеры использования как еврейского символа
Семейство
Ротшильдов
, получив дворянский титул, включило Маген Давид в свой фамильный герб в
1822 году
.
Немецкий поэт еврейского происхождения
Генрих Гейне
с
1840 года
ставил гексаграмму вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер альгемайне цайтунг»
.
В
1879 году
в
Российской империи
властями был созван большой симпозиум раввинов в
Санкт-Петербурге
, где им были заданы семь вопросов об основах иудаизма. Один из вопросов был о значении Маген Давида.
В
1897 году
Первый сионистский конгресс принял проект флага
сионистского движения
, в центре которого располагался голубой Маген Давид и который известен сегодня в качестве
флага
Государства Израиль
.
Теодор Герцль
, возглавлявший сионистское движение, предложил в своей книге «
Еврейское государство
» иной вариант: белый флаг, в центре которого семь золотых звёзд, однако его предложение не было принято
. В том же году шестиконечная звезда украсила и обложку первого номера журнала «Ди Вельт», издаваемого Герцлем
.
Боксёр-тяжеловес
Макс Бэр
, выступавший на ринге в 1930-е годы, имел еврейские корни (не будучи иудеем по вероисповеданию), и вышел на ринг со Звездой Давида на трусах, когда боксировал с немцем
Максом Шмелингом
.
Немалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит
нацистам
. Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали
жёлтый Маген Давид
в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом. Кроме того, звезда Давида использовалась в качестве опознавательного знака определённых категорий узников нацистских концлагерей, при этом часто (но не всегда) один из двух образующих её треугольников делался иного цвета в зависимости от категории заключенного, например, у «политических» — красный, у уголовников — зелёный, у так называемых «асоциальных элементов» — чёрный. Заключённые других национальностей и вероисповеданий «маркировались» одним цветным треугольником
.
В то же время, в
США
и
Великобритании
видели в Маген Давиде иудейский символ, аналогичный
христианскому
кресту, и по этой причине изображали Маген Давид на могилах еврейских солдат, погибших в рядах армий союзников, подобно тому, как отмечают крестом могилы христиан
. На этом же настаивали и военные раввины
. Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос с белой полосой посередине служила эмблемой
Еврейской бригады
, которая была частью британской армии во время
Второй мировой войны
. Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости.
После создания
Государства Израиль
было решено взять флаг сионистского движения, в центре которого изображён голубой Маген Давид, в качестве
государственного флага
. Обсуждались и другие варианты, среди прочих, включить во флаг семь золотых звёзд Герцля, однако комиссия, которая обсуждала этот вопрос, подчёркивала, что золотые звёзды, при этом, должны быть шестиконечными; предлагалось, помимо этого, включить в дизайн флага менору и
скрижали Завета
. Временное правительство Израиля приняло решение комиссии герба и флага и утвердило его 28 октября
1948 года
. В то же время в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема —
менора
, образ храмового светильника
. Некоторые израильские арабы, включая депутатов
кнессета
, утверждают, что они не могут чувствовать солидарность по отношению к
государственному флагу
, поскольку его составляют лишь еврейские символы,
однако их оппоненты указывают на долгую историю использования Звезды Давида в мусульманской культуре
.
В
1930 году
в
Тель-Авиве
была создана еврейская организация скорой медицинской помощи —
Маген Давид Адом
. Название организации и её эмблема — шестиконечная звезда красного цвета на белом фоне — были унаследованы израильским обществом по оказанию неотложной медицинской помощи (аналогично названиям и эмблемам обществ Красного Креста и Красного Полумесяца)
. В 1950 году
Маген Давид Адом
был официально признан Государством Израиль. Однако международного признания он не получил, поскольку
Международный комитет Красного Креста
и Красного Полумесяца с 1949 года отказывался признать Маген Давид в качестве ещё одного символа международной организации. Несмотря на то, что Женевской конвенцией 1929 года за Персией и Египтом закреплялось право на собственную, отличную от международной, эмблему (соответственно, Красный Лев и Солнце), та же конвенция оговаривала, что никакие новые эмблемы приниматься не будут
. В конце
2005 года
, в результате усилий израильских дипломатов и представителей
Американского Красного Креста
,
Международный комитет Красного Креста
предложил проект третьего, «религиозно нейтрального» символа — красного ромба («
Красный Кристалл
»). Было принято решение о том, что страна, не желающая использовать крест или полумесяц, сможет использовать ромб или местную эмблему, заключённую в красный ромб. Тем самым,
Международный комитет Красного Креста
выразил согласие принять в свои ряды израильскую организацию, однако обусловил это тем, что эмблема красного Маген Давида останется в употреблении лишь на территории Израиля, в то время как за её пределами она будет заключена в красный ромб. Маген Давид Адом стал членом Международного комитета Красного Креста и Красного Полумесяца в июне
2006 года
.
Существуют многочисленные трактовки символического значения Звезды Давида, как традиционные, так и относительно новые, в том числе предложенные уже в XX веке.
Два начала
Гексаграмма трактуется как соединение и сочетание двух начал:
мужского
(треугольник с «широкими плечами», направленный вершиной вниз) и
женского
(треугольник, направленный вершиной вверх)
.
Маген Давид также трактуется как сочетание небесного начала (
макрокосма
), которое стремится к земле, и земного начала (
микрокосма
), стремящегося к небесам
.
Четыре
В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре
первоосновы
: треугольник, обращённый вверх, символизирует
огонь
и
воздух
, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует
воду
и
землю
. По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) — воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
По другой трактовке шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света —
севером
,
югом
,
востоком
и
западом
.
Шесть и модель мироздания
Согласно трактовке раввина Элиягу Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает
модель мироздания
. Два треугольника — две направленности. Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он — един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности — Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной — нижней, третьей. Эссас рассматривает второй треугольник как символ цели существования человека в объединении идей «правой» и «левой» сторон сотворённого мира
.
Шесть концов звезды — которой по традиции украшают
сукку
, особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника
Суккот
, — соответствуют шести «высоким гостям» (
), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника
Суккот
:
Аврааму
,
Исааку
,
Иакову
,
Моисею
,
Аарону
и
Иосифу
. Объединяет же их всех седьмой «гость» — сам царь
Давид
.
Семь
Согласно
каббале
, Маген Давид отражает семь нижних
сфирот
. Каждый из шести треугольников и шестиконечный центр символизируют одну из сфирот: треугольники, начиная с верхнего, по часовой стрелке, символизируют сфирот Тиферет, Хесед, Нецах, Малхут, Ход и Гвура, а центр — Йесод
.
Двенадцать
Маген Давид имеет 12 рёбер, что соответствует 12
коленам Израиля
. По легенде, в годы скитаний в пустыне шатры колен Израилевых разбивались таким образом, что, соединяясь по три, образовывали шестиконечную звезду вокруг
Скинии
— духовного центра. Таким образом, Звезда Давида рассматривается как символ единства еврейского народа
.
Другое
Немецко-еврейский философ
Франц Розенцвейг
в своём главном философском труде «Звезда спасения» (1921) предложил трактовку Маген Давида как символического выражения отношений между Богом, человеком и мирозданием
. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Второй треугольник, направленный вершиной вниз, олицетворяет связи между этими элементами — Творение, Откровение и Спасение. Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения»
.
Государственные символы
США
, например,
Большая печать США
(в её первой версии)
, содержат шестиконечную звезду в разных модификациях.
Гербы
немецких
городов: шестиконечные и шестилучевые звёзды включены в гербы городов
Шер
,
Гамбург
и
Гербштедт
(последняя представляет собой классическую Звезду Давида)
.
Герб Хорватии
: шестиконечные звезды на двух из пяти зубцов короны, символизирующих части королевства (в прошлом), собственно Хорватию и хорватскую
Далмацию
.
Флаг Бурунди
: три шестиконечные звезды олицетворяют национальный девиз: «Единство. Работа. Прогресс»
.
Неофициальный
флаг Северной Ирландии
, а также флаг североирландских сепаратистов, включают в себя красную руку на фоне шестиконечной звезды
, символизирующей, по одному из толкований, шесть графств Ольстера
(на флаге британского губернатора Северной Ирландии это элемент геральдического щита, на «Ольстерском знамени» — самостоятельный центральный символ).
В
Швеции
на гербе коммун
Роннебю
лёна Блекинге,
лёна Емтланд,
одноимённого лёна,
Арвидсъяур
и
Эвертурнео
лёна Норрботтен,
и
лёна Стокгольм,
лёна Вестманланд,
лёна
Вестра-Гёталанд
, а также на гербе самого лёна. Коммун
и
лёна Эстергётланд и
одноимённого лёна. Кроме того, шестиконечные звезды присутствуют на гербе лёна
Вестерботтен
и города
Сигтуна
.
Герб
Краснодара
окружён зелёной каймою, на которой изображены 59 золотых шестиконечных звёзд.
В информатике
В таблице
Unicode
символу Звезды Давида соответствует U+2721 (
✡
).
↑
А. Штейнзальц
.
(неопр.)
Институт изучения иудаизма в СНГ под руководством раввина Адина Штейнзальца
. Дата обращения: 6 сентября 2021.
6 сентября 2021 года.
↑
Gershom Scholem.
(англ.)
.
Jewish Virtual Library
. Дата обращения: 17 сентября 2012.
17 октября 2012 года.
↑
Ури Офир.
(ивр.)
. Moreshet.co.il. Дата обращения: 1 октября 2012.
17 октября 2012 года.
(
от 23 марта 2017 на
Wayback Machine
на сайте Star-of-David.blogspot.ca)
(ивр.)
. Star-of-david.blogspot.ca (7 июня 2009). Дата обращения: 2 октября 2012.
17 октября 2012 года.
Salo Wittmayer Baron.
. — Columbia University Press, 1957. — Vol. 3: High Middle Ages: Heirs of Rome and Persia. — P. 204. —
ISBN 0-231-08840-X
.
Давид Алрой.
(неопр.)
. Иудаизм и евреи (по материалам журнала «Мир Торы») (15 апреля 2010). Дата обращения: 1 октября 2012.
17 октября 2012 года.
, pp. 248—249.
, p. 250.
, p. 251.
Бецалель Дойч.
= מעשה בצלאל. — Иерусалим, 1975.
4 марта 2016 года.
↑
(англ.)
. Aish.com. Дата обращения: 18 октября 2012.
20 октября 2012 года.
Joseph S. Page.
. — Jefferson, NC: McFarland & Company, 2011. — P. 114. —
ISBN 978-0-7864-4810-4
.
Мельников, Д. Е., Черная, Л. Б.
Конвейер смерти
// Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии. — Москва:
Политиздат
, 1987.
(англ.)
.
The New York Times
(18 сентября 1919). Дата обращения: 18 октября 2012.
20 октября 2012 года.
(англ.)
. Adoptiegraven.nl. Дата обращения: 18 октября 2012.
20 октября 2012 года.
(англ.)
. The Long, Long Trail: The British Army in the Great War. Дата обращения: 18 октября 2012.
20 октября 2012 года.
Albert Slomovitz.
. — New York and London: New York University Press, 2001. — P. 64. —
ISBN 0-8147-9806-3
.
. — Washington, DC: United States Department of State, Vureau of Public Affairs, 1996. — P. 6, 9.
23 декабря 2016 года.
(англ.)
. Heraldry of the World. Дата обращения: 18 октября 2012.
20 октября 2012 года.
(нем.)
. Hamburg.de. Дата обращения: 18 октября 2012.
20 октября 2012 года.
(англ.)
. Heraldry of the World. Дата обращения: 18 октября 2012.
20 октября 2012 года.
(неопр.)
. Геральдика.ру. Дата обращения: 18 октября 2012.
20 октября 2012 года.
(неопр.)
. Геральдикум.
28 сентября 2019 года.
(неопр.)
. Геральдика.ру. Дата обращения: 18 октября 2012.
20 октября 2012 года.