1563 год
- 1 year ago
- 0
- 0
Ви́ленский привиле́й 1563 го́да ― законодательный акт, изданный королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом 7 июня 1563 года на Виленском сейме . Привилей был принят в форме парадной жалованной грамоты. Вошёл как преамбула в Статут Великого княжества Литовского 1566 года .
Процесс оформления шляхетского сословия Великого княжества Литовского затянулся на десятилетия. В 1387 году королём польским и великим князем литовским Ягайло издан первый сословный привилей для литовского рыцарства ( бояр , шляхты ), принявшего католичество по Кревской унии . Привилей 1387 года освободил литовскую шляхту от государственных обязанностей, оставив за ней лишь воинские повинности и обязанность строительства великокняжеских замков. Этим привилеем утверждались местные территориальные судебные органы. Нужно учесть, что литовская шляхта составляла около 10 % населения княжества (в тогдашней Франции 1,5 %) .
Городельская уния 1413 года имела явный католический характер. Князья и магнаты Великого княжества Литовского как «православные схизматики» не допускались к высшему управлению. Даже на управление воеводствами утверждались только католики. Таким образом, литовским княжеским родам ничего не оставалось делать, как переходить в польские гербовые братства . При этом Матвей Любавский в своём труде «Литовско-русский сейм» отмечал, что условия Городельской унии не соблюдались, и православные депутаты в сеймах и раде пользовались всеми правами, что и их коллеги-католики .
Но ему возразил М. В. Довнар-Запольский , который утверждал, что до середины XVI в. к государственным делам допускались из ВКЛ лишь виленский епископ, виленские воевода и каштелян, трокайские воевода и каштелян и жемайтский староста. И эти люди были вовсе не православными, а католиками .
Международные отношения ВКЛ и Польши с соседями были весьма сложные. В феврале 1563 года русские войска осадили Полоцк . Они взяли в плен до 60 тыс. человек. Большинство из них были проданы в рабство (в Персию и др.), это католики; православных, как «души крещёные», не продавали .
На заседание коронного сейма Польши в 1564 году король Сигизмунд Август, известный своей любовью к роскоши, пришёл в скромной шляхетской одежде. Тогда же он отказался от наследственных прав на ВКЛ и передал их Короне. Сигизмунд Август, отказавшись от польской короны, с удовольствием ограничился бы наследственной короной великого князя литовского, и поэтому тайно противился литовско-польскому объединению, срывая при помощи Николая Радзивилла Рыжего этот вопрос на коронных сеймах 1548 и 1550 гг .
А в ВКЛ, между тем, ширился протестантизм , что не могло не беспокоить Польшу .
Участились набеги татар на ВКЛ. Это ещё одна из причин Виленского привилея.
На вальном сейме 1563 года литовская шляхта подала великому князю ходатайство: «іж бы прысега шляхетского і посполітого человека не на образ малёваный ані рытый, яко первей была, але на імя Бога в Тройцы едного каждый подлуг веры своё закону хрыстіянского прысегал». Одновременно они во главе с Николаем Радзивиллом Чёрным «одностайне білі чолом», против статьи Городельского привилея 1413 года, запрещавшую православным занимать высшие государственные должности .
Привилей издан на западнорусском (старобелорусском) языке, по единогласной («одностайне») просьбе шляхетских депутатов из-за того, что некоторые статьи «потребуют ь ширшого объясненья ку латвейшему вырозуменью».
Привилей окончательно уравнивал в политических правах в первую очередь православную шляхту с католической шляхтой. В тексте привилея означалось, что ограничительные статьи Городельского привилея 1413 года утрачивают свою силу. Подчёркивалось также, что шляхта православного вероисповедания и раньше заседала в панах-раде при предках Сигизмунда Августа. Согласно привилею, все представители шляхетского сословия «як Литовского, так и Русского народу одно бы веры хрестьянское» на вечные времена пользуются всеми вольностями шляхетского сословия, с правами занимать все должности земские и дворные, заседать в панах-раде: «Потому все другие сословия рыцарского и шляхетского, как литовского, так и русского народа, только бы были веры христианской… на должности дворные и земские, не только подданные костелу Римскому, с этого времени выбраны и назначены быть могут, но одинаково и равно все рыцарского сословия из народа шляхетского люди веры христианской, как Литва, так и Русь, каждый согласно достижениям и заслугам своим, от нас, великого князя, на посты высокие служебные и на другие посты по воле нашей могут назначаться…»
Виленский привилей, отменив жёсткие статьи Городельского привилея, сделал литовскую шляхту приверженицей будущей Брестской унии. Этот вопрос поднимал русский историк В. И. Пичета .
В. О. Ключевский пишет: «Сигизмунд-Август, мягкий и праздный гуляка, воспитанный среди новых веяний, насколько ему позволяло государственное его положение, даже покровительствовал новым учениям, сам выдавал для чтения протестантские книги из своей библиотеки, в придворной церкви допускал проповеди в протестантском духе; ему было все равно при выезде из дворца в праздник, куда ехать, в костел или в кирку. Покровительствуя протестантам, он благоволил и к православным; постановление Городельского сейма, запрещавшее православным занимать государственные и общественные должности, он в 1563 г. разъяснил так, что разъяснение было равнозначительно отмене. С ослаблением католической пропаганды, которую поддерживали прежние короли, православное население Литвы перестало относиться боязливо или враждебно к польскому правительству. Этот поворот в народном настроении и сделал возможным продолжение политической унии Литвы с Польшей» .
В раде ВКЛ после привилея остались лишь два католика: епископы виленский и жамойтский, их присутствие там было закреплено статутом ВКЛ, все же остальные члены рады были евангельские христиане. Среди последних были воевода трокский Стефан Збаражский , воевода витебский Станислав Пац, воевода новогрудский Павел Сапега , воевода смоленский Василь Тышкевич , воевода мстиславльский , воевода минский , каштелян трокский Остафий Волович , маршалок земский Ян Ходкевич , каштелян полоцкий Юрий Зенович и др .