Дернбах, Бальтазар фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Бальтаза́р Койэтт ( нидерл. Balthazar Coyett , о. Формоза , 1650 г. — Батавия , 19 сентября 1725 г.) — губернатор и наместник ряда островов голландской Ост-Индии в конце XVII — начале XVIIІ вв. В составе посольства Нидерландов в течение двух лет (1675-76) находился в Москве , автор исторического рассказа «Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу ». Сын последнего голландского губернатора о. Формоза Фредерика Койэтта , внук шведа Елисея Койэтта, генерал- фельдценхмейстера на Русской службе у царя Михаила Феодоровича (1629—1634) .
Бальтазар принадлежит к роду Койэттов из герцогства Брабант . Один из его представителей, Юлий Койэтт в 1535 г. сражался с маврами в Африке и заслужил орден Золотого Руна . Позже, спасаясь от религиозных преследований, Койэтты бежали в Швецию . Один из них, Юлий (также Елисей) Койэтт, с разрешения короля Карла IX поступил на службу русского царя Михаила Феодоровича . У него было три сына:
В «Armorial general» Й. Б. Ритсапа упоминается шведский дворянский род Койэттов, с 1706 г. ставших баронами (по-видимому, это линия дяди Бальтазара — Петра Юлия). Мужская линия этого рода, однако, прерывается в 1782 г. Ритсап, впрочем, упоминает и о голландской линии, не указывая, однако, местности , где жили эти Койэтты (скорее всего, это и есть потомки Фредерика и Бальтазара).
По справкам из архива Ост-Индской компании , которые приводит Дельфтский профессор J. E. Heeres, Бальтазар Койэтт родился на острове Формоза (ныне Тайвань ) в 1650 г. Он был сыном Фредерика Койэтта ( нидерл. Frederick Coyett ) и Cюзанны Будэнс ( нидерл. Susanna Boudaens , Гаага 1622 - Формоза 1656) .
Его отец был последним, двенадцатым по счету, голландским губернатором острова (1656-1662). Родившись в Стокгольме , Фредерик Койэтт почти всю жизнь провел в азиатских колониях Нидерландов. Героически, в течение более, чем 9 месяцев, в 1661 г. сдерживал осаду острова войском Чжэн Чэнгуна (1624—1662), самого знаменитого китайского пирата XVII века (европейцы называли его Коксинга ).
Несмотря на героические усилия, предпринятые по обороне форта Зеландия, по прибытии в ставку Ост-Индской компании в Батавию (ныне — Джакарта), Фредерик Койэтт был отдан под трибунал приговорен к пожизненному заключению на острове Банда .
Проведя в ссылке 12 лет, Койэтт написал книгу ( нидерл. 't Verwaerloosde Formosa ), в которой указал все просчеты и халатность высших должностных лиц Голландской Ост-Индской компании, которые привели к потере острова. Лишь спустя 12 лет, в 1674 году , пойдя навстречу просьбе его сына, принц Вильгельм III Оранский , подписал Фредерику амнистию. Чтобы его отпустили, семье Койэтта, однако, пришлось внести в казну Батавии выкуп в размере 25.000 гульденов.
В 1675 г. по приезде в Амстердам Фредерик Койэтт публикует под псевдонимом "CES" ( лат. Coyett et Sociis , «Койэтт и партнеры») свою монографию о Формозе, которая на сегодня признана одним из наиболее полных и достоверных источников информации о колониальных порядках в Голландской Ост-Индии, написанных от первого лица. Наделав много шуму, книга, впрочем, не навредила репутации сына опального губернатора.
Тринадцатым губернатором о. Формоза (который должен был сменить Ф.Койэтта) так и не стал присланный Ост-Индской компанией Герман Кленк . Увидев критическое положение острова, он так и не сошел на берег, вернувшись в Батавию. Возможно, в знак благодарности за сохраненную репутацию, он позднее составит протекцию Койэтту-младшему, познакомив его со своим братом Конрадом .
Добившись в 1674 году освобождения отца, он приезжает с ним в Нидерланды. Осенью 1675 года Бальтазар получает предложение отправиться с голландским посольством в Москву. О предыдущей аналогичной миссии 1664/1665 гг. Якоба Борейля известно из документов бургомистра Амстердама, управляющего Ост-Индской компании, дипломата Николааса Витсена , который по возвращении из Москвы опубликовал книгу «Путешествие в Московию» (Moscovische Reyse) и известную Карту Тартарии . Любопытно, что в этом посольстве Схельтемы (І, 269) также указывают некоего Койэтта, однако кто именно это был — решить трудно.
Как следует из текста записок «Посольства Кунраада Кленка…» , дворянин Бальтазар Койэтт — купец из Амстердама (как в свое время и Кленк). Будучи подчиненным Чрезвычайного посла , он выполняет, однако, исключительно почетные поручения. Наверняка, он был приглашен в состав посольства ещё и потому, что семья его была для России не чужой: дед Бальтазара, шведский ювелир, строил для царя Михаила Федоровича Монетный двор , был здесь пушечных и колокольных дел мастером, а родной брат отца — стеклозаводчиком. Очевидно, речь идет о «Елисее Коете» ( нидерл. Gillis Coijet ), упоминаемом в книгах Голландского двора :
1634 г. …Умер в Москве Швед Елисей Коет, пушечный и колокольный мастер, получавший на месяц кормовых денег по 100 р.; на место его определен Фрисландец Ганц Фальк. — Сей получал на месяц кормовых по 50 р. и хотя Коета превосходил в мастерстве, но был от бояр утесняем.
Из текста «Посольства Кунраада Кленка…» вытекает, что под Москвой (неподалеку от Ново-Иерусалимского монастыря ) находился стекольный завод Койэтта, двоюродного брата автора. Вероятно, сына Отто Койэтта зовут так же, как и деда, поскольку Схельтема, со слов Кильбургера, сообщает, что Julius Coyet имел близ Москвы бутылочный завод .
Голландские миссии посещают Койэттов под Новым Иерусалимом регулярно. Николаас Витсен в отчете о поездке к патриарху Никону в 1665 году говорит: van daar besoghten wy in ‘t voor by gaen de heer Coujet, welck daer omtrent een glasblaserije heeft… то есть «выехав отсюда (из Нового Иерусалима), мы мимоходом посетили господина Койэта, имеющего здесь по близости стеклянный завод».
В секретных совещаниях Койэтт участия не принимает, однако важнейшие документы и даже концепты речей, как видно из книги, были ему доступны. Человек он был любознательный, о чём свидетельствуют не только многочисленные ценные экскурсы, но и события, описанные в его дневнике: Бальтазар не сидит на одном месте, постоянно пользуется свободным временем для разъездов, расспросов и наблюдений.
Любопытно, к примеру, его описание соколиной охоты, к которой царь был очень не равнодушен. Птичий двор, на котором соколов обучали приемам охоты, тогда находился на Семеновском поле, с рощей в районе Соколиной горы, осмотрев которую Бальтазар Койетт, нашел её «очень приятной» :
На высоких холмах в лесу, а вершина в самые деревья, устраиваются ловушки ... Соколы и другие хищные птицы направляются к этой сетке, где сидит птица, но как они только подлетят к ней, <... > ловушки закрываются. Нам рассказали, что эти соколы и все, что к ним относилось, ежегодно стоили его величеству 200 000 гульденов
Как видно из скудных биографических данных о Койэтте, он был ещё достаточно молодым человеком, когда приехал с Кленком в Россию. Книга его не отличается тою ученостью, как сочинение Гюи Мьежа, описавшего посольство Карлейля. Он ни разу не цитирует древних авторов, как не делает этого, впрочем, и сам Кленк в своих донесениях, отличаясь этим от ученого каноника Келлера, то и дело цитирующего Латинские стихи. На чужие сочинения у него имеется лишь две ссылки: он знает сочинение Мартина Мартиния «О Татарских войнах» и ответ Фельгабера патриарху Иосифу .
Вскоре по возвращении из Москвы Койэтт-младший отправляется по стопам отца — в азиатские колонии Нидерландов.
Бальтазар поступает службу в Ост-Индскую компанию, став в 1681 году становится секретарем созданной в 1664 г. Коллегии, которая занималась урегулированием пограничных споров, а позднее — надзором за дорогами и мостами.
В 1684 году он возвращается в Голландию (по всей видимости, по причине болезни отца, который умирает в Амстердаме в 1687 г.) .
Начиная с 1687 года Койэтт уже регулярно упоминается в документах Ост-Индской компании .
Поступив на службу как Opperkoopman (то есть главный купец) он вновь прибывает в 1688 году прибыл в Батавию. В 1691 году он становится «вторым» (временным) губернатором острова Банда — того самого, где отбывал ссылку его отец. В 1693 г. его назначают губернатором Амбона, год спустя он становится начальником провинции (Gesaghebber) на Банде. В 1696 году Бальтазар получает звание президента, в 1697 г. — губернатора и директора о. Банда , с жалованьем в 200 флор. в месяц.
В 1700 году он становится губернатором и директором Амбона.
В 1706 году вышел в отставку, а в 1707 году был подвергнут суду, якобы, за вымогательство, и лишен годового оклада;
В 1709 году его дело было пересмотрено и компания хотела послать его с миссией на полуостров Малакку, но Койэтт отказался, сославшись на то, что ему уже «под шестьдесят лет».
В 1713 году было решено, что нет оснований лишать Койэтта его годового оклада. Есть, впрочем, много указаний, что Бальтазар Койэтт был человеком очень состоятельным.
В 1715 году был назначен комиссаром «отечественных дел» (heimelyksche Zaken) в Батавии, где прослужил еще около 10 лет.
1-го июня 1725 года ушел в отставку по состоянию здоровья, в том же году 19-го сентября скончался.
Мать Бальтазара, Сюзанна Будэнс (1622—1656), была родом из Гааги. Она умерла рано, родив Фредерику Койэтту единственного сына. Незадолго до смерти отец женился повторно.
Бальтазар венчался в 1681 году с Констанцией Пьерард ( нидерл. Constantia Pierraerd , Haarlem, North Holland, 21 мая 1654 ). У супруги это был 2-й брак (от 1-го брака с Quiryn Meyburgh у нее была дочь — Констанция). У Констанции и Бальтазара было 6 детей :
Прямые потомки Койэттов сейчас живут в Бельгии. В 2006 году, накануне 350-летия передачи острова Китаю, представитель уже 14-го поколения (после Фредерика Койэтта) посетил форт Зеландия (ныне крепость Анпин), заявив о желании встретиться с потомками рода Чжэн Чэнгуна .