Interested Article - Шапар

Шапар ( чув. Шăпăр ) — традиционный чувашский музыкальный духовой язычковый инструмент, напоминающий волынку . Представляет собой мешок, который обыкновенно делается из мочевого пузыря домашних животных, снятой целиком, в виде бурдюка, снабжённой трубками в виде дудок .

Этимология

Название восходит от еврейского музыкального инструмента Шофа́р (שׁוֹפָר). Диалектным вариантом слово «шăпăр» является «шăхăр» — «свисток».

Конструкция

Воздушным резервуаром инструмента служит кожаный мешок. Он был изготовлен из коровьего желудка или мочевого пузыря. Перед игрой этот мешок обычно намачивают, чтобы он стал эластичным и не пропускал воздух. В него вставлена короткая деревянная трубка из кости для вдувания воздуха и две мелодические металлические трубки, одна из них с двумя игровыми отверстиями, другая — с четырьмя. На концы мелодических трубок надет общий раструб из коровьего рога. Пищики делаются из тростника или гусиного пера.

В культуре

Шапар — один из древнейших национальных инструментов чувашей. В прошлом шапар применялся при совершении религиозных обрядов , в том числе, звучал на весеннем земледельческом празднике венчания плуга и земли ( Акатуй ); или например, при церемонии изгнания бесов — вирми. Звукам инструмента приписывалась таинственная, магическая и колдовская сила, которая могла быть как благодетельной, так и несущей зло . Исполнителей на шапаре уважали и боялись.

Чувашских волынщиков называли шапарси ( чув. шăпăрçă ) . Они обязательно участвовали во всех народных празднествах и мероприятиях, на ярмарках, свадьбах, похоронах. Особым почетом волынщики были окружены на свадьбах. Звучанием шыбра открывалась праздничная церемония. Затем верхом на коне шапарси сопровождал жениха в поездке за невестой. Игрой на шапаре встречали свадебный поезд. Музыкант во время свадьбы располагался на особом возвышении и на шапаре исполнял плясовые мелодии и особые обрядовые наигрыши. Перед причитанием невесты на шапаре играли специальное вступление, затем исполнялась другая мелодия, сопровождающая само причитание. Если на свадьбе было два волынщика (один ‑ из свиты жениха, другой ‑ из свиты невесты), то между ними завязывалось музыкально-исполнительское состязание, кто дольше сыграет без отдыха. Была известна пословица: «После свадьбы на шыбре не играют».

Примечания

  1. . ar.culture.ru . Дата обращения: 5 января 2024.
  2. (рус.) . Российский Национальный Музей Музыки . Дата обращения: 5 января 2024.
  3. А. К. Салмин. [ ЧУВАШСКАЯ ВОЛЫНКА ШĂПĂР (по материалам иллюстративных фондов МАЭ РАН)].
Источник —

Same as Шапар