Нестерович-Берг, Мария Антоновна
- 1 year ago
- 0
- 0
Еле́на Анто́новна Ка́мбурова (род. 11 июля 1940 , Сталинск , Новосибирская область ) — советская и российская певица и актриса , зоозащитник , основательница и художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии (с 1992); народная артистка РФ (1995) , лауреат Государственной премии РФ (2000).
Елена Антоновна Камбурова родилась 11 июля 1940 года в Сталинске (ныне Новокузнецк ) в семье инженера Антона Семёновича Камбурова (1908—1967) и врача-педиатра Лидии Марковны Захаровой (1911—2000). Их предки — греки Приазовья , которые до времён Екатерины Великой жили в Крыму , а потом были переселены, и будущие её родители появились на свет под Макеевкой . Все родственники относились к деревенской интеллигенции: учителя, лица духовного звания, писари. Дедушка, дяди были репрессированы, расстреляны. Бабушка по линии матери очень любила петь. У матери, врача-педиатра, был красивый голос приятного тембра, вибрирующий. Отец, инженер, в молодости играл на гитаре и очень хорошо пел.
Детство Елены Антоновны прошло в Проскурове , куда переехала семья.
Мечтала стать драматической актрисой, серьёзно увлекалась поэзией. После школы поступила в Киевский институт лёгкой промышленности , но через два года всё же ушла и приехала в Москву поступать в Театральное училище имени Б. В. Щукина . Несмотря на поддержку председателя экзаменационной комиссии народного артиста СССР Бориса Захавы и ученицы Е. Б. Вахтангова , выдающейся актрисы, народной артистки СССР Цецилии Мансуровой , преподававшей в те годы в училище актёрское мастерство, третий тур Камбурова не прошла. Тогда и проявился характер: чтобы остаться в Москве , Елена пошла работать на стройку.
На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства , на новое, только что открывшееся отделение эстрады (окончила в 1966 году). Высшее образование получила позднее, закончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИС имени А. Луначарского . Однажды преподаватель училища Сергей Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой , сказав: «По-моему, это ваше». Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой. «Какой большой ветер» Новеллы Матвеевой стала первой песней, с которой Камбурова вышла на сцену. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории.
А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Фаиной Раневской :
— Я верю в чудеса, и моя встреча с Раневской — одно из таких чудес. На радиостанции « Юность » я прочитала горьковскую «Нунчу», Фаина Георгиевна услышала программу — и тут же написала письмо, которое начиналось словами «Я никогда не писала на радио». Мне долгие годы не приходило в голову ни позвонить, ни написать ей. И опять же случай привёл меня в её дом. И уже все последние годы я много бывала у неё. Когда Фаины Георгиевны не стало, я пришла в её опустевшую квартиру и увидела, что в Таганрог , где решили сделать музей, увезли только парадную мебель. А основные предметы, которыми она постоянно пользовалась, остались. И я забрала три вещи. Вот мы сидим на тахте, на которой она спала все последние годы жизни. Она была ей очень неудобна: вся сплошь с выбоинами, маленькая, не по росту Раневской. Сейчас я привела её в порядок, а Фаина Георгиевна подкладывала подушки, чтобы её выровнять. Тахта принадлежала когда-то Павле Леонтьевне Вульф , театральной звезде начала 20-го века, которая, можно сказать, поставила Раневскую на путь истинный. И в память о ней Раневская спала только на этой тахте. В другой комнате у меня стоит журнальный столик Фаины Георгиевны, на котором у неё обязательно лежал Пушкин . Кстати, когда я давала ей книги почитать, она всегда подписывала их: «Читала. Раневская. Спасибо».
А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Булатом Окуджавой :
— Через всю мою жизнь проходит Булат Окуджава. Со всем миром его песен, его романтизмом, его Надеждой, Верой и Любовью. Судьба одарила меня многими встречами с Булатом. Самая первая была в Ленинграде . Меня повёз к нему знакомиться композитор Кирилл Акимов, первым решившийся аранжировать песню «Лёнька Королёв». Меня так порадовало, что ни аранжировка, ни моё юношеское исполнение песни ничуть не смутили автора, а, скорее, наоборот. Из того вечера больше всего запомнилась детская кроватка, где уютно спал недавно родившийся сын Булата и Оли — Буля. Хорошо помню, как ходила к ним в гости на квартиру около метро « Речной вокзал ». Подросший малыш Буля бегал по коридорчику и был очень похож на маленького Пушкина . Однажды после просмотра на « Мосфильме » картины Владимира Мотыля « Женя, Женечка и „катюша“ » мы с моей подругой Аней Кудрявцевой, проговорив всю ночь об этом фильме, о Булате, наутро побежали к Окуджавам, напевая «Капли Датского короля». В это время ему не работалось, и Булат целыми днями наклеивал газеты на деревянную основу, добиваясь её выпуклости. Потом на газетно-деревянную основу наклеивал репродукцию и сверху покрывал лаком. Получались отличные поделки, которые он развешивал на стены. Я тоже потом этим заразилась… Вспоминаю, как пришла в дом на Безбожном . Булат только что написал песню «Музыкант» («Музыкант играл на скрипке — я в глаза ему глядел…»), с большим удовольствием пел её и никак не мог остановиться. Куплет следовал за куплетом. За инструментом сидел Буля. Мелодия ещё выверялась. А мы с Олей слушали. Никогда я не видела Булата в таком восхитительно прекрасном расположении духа… Последействие его поэтического мира в полной мере я ощутила только сейчас. Когда мне трудно, я ищу утешение в песнях Окуджавы, в каждом его слове, сказанном и спетом. Я меряю всё по Булату.
Является членом Правления Центрального дома работников искусств .
В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выразила своё несогласие с политикой российской власти в Крыму .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Первый муж Кирилл Дмитриевич Акимов — композитор, концертмейстер.
Второй муж Алексей Воскресенский — актёр, певец.
Брат Владимир Антонович Камбуров — инженер.
Детей нет.
1960-е годы — время необычайного подъёма интереса к поэзии; поэтические вечера собирали стадионы. И именно стихи, поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы составили первую программу певицы, решившейся петь с эстрады о серьёзном и сокровенном. С первых шагов на сцене Елена Камбурова заявила о себе как тонкий и взыскательный художник. Поэзия — один из источников, подаривших ей творческий импульс. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть этого поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли. Её увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии. Судьба свела её с талантливой пианисткой и композитором Ларисой Критской. Вместе они перелистывали поэтические сборники, создавали новый репертуар — песни, разительно непохожие на развлекательную эстраду тех лет. Так, в частности, возник цикл песен Л. Критской на стихи Юрия Левитанского . Вместе с Критской на фирме «Мелодия» в 1970 году был записан первый сольный диск-гигант Камбуровой. В него вошли песни Критской на стихи Левитанского, песни Таривердиева и Саульского на стихи Г. Поженяна , Ю. Кима и других. С Критской Камбурова сотрудничает по сей день.
В начале 1970-х годов, в результате работы с композитором Микаэлем Таривердиевым, в репертуаре Камбуровой появился цикл песен на стихи Григория Поженяна (среди которых ставшая своего рода автографом певицы песня «Я такое дерево…» о неотъемлемом праве на собственную индивидуальность, не зависящую ни от каких внешних обстоятельств) и цикл на стихи А. Вознесенского по мотивам романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие» (позднее вышедший отдельной пластинкой с одноимённым названием), в котором гражданская тематика, тема войны опять-таки рассматриваются на уровне отдельной человеческой личности. Возможность их лирического решения, отношение к Гражданской войне не как к героической, а как к трагической теме Елена Антоновна воплотила в цикле так называемых «комсомольских» песен, в числе которых «Гренада моя» на стихи М. Светлова.
Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Её пение — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актёрской работы, где непременно присутствуют ещё два момента: авторская сопричастность и импровизация. Композиторы стали писать специально для неё, в её жанре, с учётом её индивидуальности; певица фактически становилась соавтором этих произведений.
В 1970 году вышел фильм-концерт «Монолог».
С середины 1970-х годов значительную часть репертуара Камбуровой составляют циклы композитора Владимира Дашкевича . Так, вместе с Владимиром Сергеевичем Елена Камбурова создаёт яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины XX века. Среди них — цикл песен на стихи В. Маяковского, цикл песен на стихи А. Блока, стихи М. Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра. Одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», другая — «Сохрани мою речь навсегда» — на стихи Осипа Мандельштама. Обе посвящены теме трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима. В начале 90-х годов они неоднократно исполнялись в Москве, в Концертном зале П. И. Чайковского. А в 1970-е годы публичное исполнение стихов некоторых поэтов Серебряного века с эстрады в условиях подозрительного к ним отношения требовало мужества и самоотверженности. Например, авторство текстов Николая Гумилёва приходилось прикрывать выдуманным псевдонимом Анатолий Грант.
Поэтому имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, а её концерты — глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой , не тайком передавая друг другу запрещённые книги, а наяву. Её выступления подтверждали, что традиция не прервана, что стихи продолжают жить. Вместе с Владимиром Дашкевичем в 1982 году Камбурова выпустила пластинку «Послушайте», где собраны песни Дашкевича на стихи Ф. Тютчева, М. Цветаевой, О. Мандельштама, В. Маяковского и других.
Булат Окуджава отозвался об этой работе так: «Природа позаботилась об её вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью её переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова.»
В 1986 году на фирме «Мелодия» была записана пластинка Камбуровой «Да осенит тишина» (в это же время в её концертном репертуаре появляется программа с тем же названием), в которой певица взглянула на русскую историю через песню: это хронологически и тематически выстроенный цикл, включающий и русские народные песни, и авторские баллады на исторические темы.
Камбурова никогда не ставила перед собой задачу спеть шлягер, поэзия её песен имеет непреходящую ценность. Оттого, появившись однажды в репертуаре певицы, песня не исчезает и не устаревает, она всегда современна . Её репертуар невероятно разнообразен, он отражает многогранность таланта и широту поэтических и музыкальных вкусов певицы: в нём и песни Окуджавы и Матвеевой, с которых она начинала, и оригинальные, тонкие музыкальные интерпретации поэзии серебряного века — стихов М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, Г. Иванова, и более близких к нам по времени Ю. Левитанского, Д. Самойлова, А. Тарковского. Это и песни, в основе которых тончайшая лирика поэтов Польши, Латинской Америки, Франции. Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на иностранных языках — французском, английском, польском, испанском, греческом, на иврите.
Среди зарубежного репертуара следует особо выделить песни выдающихся французских шансонье XX столетия — Ж. Бреля, Барбары, Л. Ферре и др. Их творчество, их понимание песенного жанра как жанра музыкально-поэтического спектакля очень близки по духу певице. Как посвящение французским единомышленникам Елена выпустила отдельную программу «Ты видишь, я помню…», в которой звучат песни Франции от Средневековья до наших дней. Камбурова поёт и классику — песни Ф. Шуберта, П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского (вокальные циклы «В детской» и «Песни и пляски смерти»), легко и убедительно разрушая сложившиеся стереотипы.
Певица и сегодня много гастролирует по России и за рубежом: с огромным успехом проходят её концерты в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле, Швеции.
С Еленой Камбуровой постоянно на сцене её музыканты: лауреат Всероссийского конкурса пианистов, заслуженный артист России Олег Синкин, дипломант Международного конкурса классической гитары в Брюсселе Вячеслав Голиков.
— Я пожизненно разъезжающий человек. У меня не было ни одного сезона, когда бы я никуда не ездила. Поэтому в свои города я езжу раз в полтора-два года. Мне достаточно, больше мне не нужно. А у молодых пока нет такой перспективы, и это очень грустно.
В последние годы она принимает участие в концертах музыкального проекта «Имена на все времена» в России.
Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актёрское мастерство — те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в «пении за кадром»; её голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый, не похожий ни на какой другой, звучит более чем в 100 кинофильмах и мультфильмах. Камбурова поёт за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ. Среди её закадровых работ в кино — «Большое космическое путешествие», «Пассажир с Экватора», «Пони бегает по кругу», «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Однажды двадцать лет спустя», «Гардемарины, вперёд!», «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др. В 1974 году исполняла «Мальчишки и девчонки» (музыка Алексея Рыбникова , стихи Юлия Энтина) для киножурнала «Ералаш», в 1988 году — колыбельную «Спи, моя радость, усни» в передаче « Спокойной ночи, малыши ».
Среди актёрских работ певицы роли в фильмах-концертах «Монолог» (1970), «Прощай, оружие» (1972), «Поёт Елена Камбурова» (1984), «Мой театр» (1989), в художественных фильмах — «Театр неизвестного актёра» (1976), «Клоун» (1980), «Воспоминание» о Владимире Высоцком (1986), «Мой нежно любимый детектив» (1986) и других.
С 1992 года Елена Камбурова — художественная руководительница созданного ею Театра музыки и поэзии. Первый спектакль — «Игра снов» (режиссёр В.Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро. Камбуровой интересны контрасты: так же органично, как переход в пении от тонкого детского голоска к почти оперному басу, наряду с «Игрой снов» существует и озорной, лукавый спектакль по американским мюзиклам. На сегодняшний день в репертуаре Театра Музыки и Поэзии более 30 спектаклей, в том числе для детей.
«Наш театр сегодня — это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрылённые музыкой, их актёрское проживание и душевное напряжение зрительного зала.
Традиция — это конкретные люди. И те, кто вместе со мною сейчас, мои союзники, соратники, и те, с кем мы пока ещё не знакомы, кого подарит нам завтрашний день. И мы будем уже вместе путешествовать в ту страну, которая даёт возможность жить не только в соответствии с днём сегодняшним, но и в согласии с ритмами, вибрациями Времени Вечного…» — Елена Камбурова
Среди работ театра: «P. S. Грёзы» — концерт-фантазия по песням Ф. Шуберта и Р. Шумана (реж. И. Поповски, 2003 г.), «Капли Датского короля» — посвящение Булату Окуджаве (реж. И. Поповски, 2003 г.), «Абсент» (реж. И. Поповски, 2005 г.), «Антигона» (реж. О. Кудряшов, 2005 г.), поэма-рапсодия «Bakhtale dromensa / Счастливые дороги» (реж. З. Бузалковска, 2006 г.), театральная сказка для взрослых «Туве Янссон. Точка слева» (реж. А. Марченко, 2005 г.), «Никто» (реж. В. Михельсон, 2005 г.), «1900» (реж. А. Марченко, 2008 г.).
Елена Антоновна участвует в спектаклях «Капли Датского короля» (посвящение Булату Окуджаве, с 2003), «Софокл. Антигона» (с 2005), «На свой необычный манер» (спектакль-концерт по песням Ж. Бреля и В. Высоцкого, с 2009), «Снился мне сад…» (романс в интерьере, с 2011), «Сны поэта Левитанского» (с 2013), «Вот вам, в сотый раз, Россия» (с 2014), «Победа. Реквием» (с 2015).
В 2015 году Театр Музыки и Поэзии получил театральную премию «Хрустальная Турандот» в номинации Музыкальное оформление за спектакль «Тишина за Рогожской заставою»; премию получали музыкальный руководитель театра Олег Синкин и режиссёр и музыкант Александр Марченко.
Помимо своих спектаклей и концертов, экспериментов с песенным материалом, театр предоставляет сцену «смежным жанрам» — на ней проходят моноспектакли, литературные вечера, вечера поэзии, концерты камерной музыки, выступления камерных джазовых коллективов, концерты авторской песни и др.
Собаки и кошки, живущие у неё дома с детских лет, родом с улицы. С начала 2000-х годов певица принимает активное участие в защите животных . Была председателем общественного Совета по созданию первого памятника бродячей собаке « Сочувствие » .
В 2006 году Камбурова была награждена орденом Дружбы . При получении награды актриса обратилась к Президенту с просьбой принять закон «О защите животных от жестокого обращения», добавив : «Это будет лучшей защитой чести и достоинства человека». В июне 2008 года участвовала в митинге на Пушкинской площади в Москве в защиту бездомных животных . В январе 2010 года Камбурова стала инициатором письма к мэру Москвы с предложением о введении должности уполномоченного по правам животных в столице .
Мечтает построить гостиницу для бездомных животных, но пока приют у неё нашли лишь трое четвероногих друзей — собака и две кошки.
Известно примерно 300 песен .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|