Резник (профессия)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Профессия — репортёр» — цикл телепередач в жанре специального репортажа , выходивший на НТВ с 16 октября 1998 по 5 июля 2015 года . Авторские программы журналистов НТВ выходили еженедельно и были посвящены сенсационным, иногда скандальным журналистским расследованиям . В каждом еженедельном репортаже были заложены свой конфликт, актуальность и проблематика. Каждый корреспондент программы считался уникальным, преподносящим свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление .
Проект стартовал 16 октября 1998 года . Изначально он задумывался создателями для того, чтобы молодые корреспонденты НТВ смогли попробовать свои силы в создании передач такого жанра, как специальный репортаж, или же отточить собственное мастерство на поприще репортёра . Темы для будущих фильмов предлагали сами корреспонденты . Первый фильм из цикла — «Тюремный Мольер » Александра Зиненко .
Об основании рубрики Зиненко впоследствии вспоминал:
Мне хватало всего, просто, в какой-то момент стало скучно. Я понял, что иду по замкнутому кругу. Всё одно и то же: пресс-конференции, съёмки. Я понимал, что ещё немножко и начнётся деградация. Шёл 1998 год. «А давайте в рамках нашей информационной редакции мы будем снимать большие репортажи», — сказал я. У нас уже была рубрика в рамках новостийного выпуска «Специальный репортаж». Но длительность его — максимум пять минут, мне же хотелось замахнуться на пятнадцать .
Название «Профессия — репортёр» придумал Леонид Парфёнов . Над фильмами работали корреспонденты Службы информации НТВ, авторы многочисленных репортажей в информационных выпусках программы « Сегодня » . Коллектив авторов рубрики в самом начале ограничивался только двумя репортёрами — Александром Зиненко и Игорем Воеводиным . Среди других корреспондентов в цикле были замечены Борис Кольцов , Алексей Поборцев , Тимофей Баженов , Михаил Крикуненко , Борис Корчевников , Вячеслав Грунский , Борис Соболев , Ольга Надточей, Алексей Ивлиев, Илья Канавин, Алексей Михалёв , Руслан Гусаров , Александр Абраменко , Иван Волонихин, Эдуард Петров , Виталий Бузуев , Кирилл Кикнадзе , Сергей Гапонов , Анна Лошак , Марина Петухова, Илья Зимин , Александр Южный, Сергей Холошевский , Никита Анисимов, Денис Шуйский , Сергей Морозов, Андрей Антонов, Евгений Матонин , Вячеслав Немышев, Антон Вольский, Пётр Любимов, Павел Селин, Владислав Сорокин, Антон Гришин, Евгений Ксензенко, Алексей Веселовский, Дмитрий Сошин , Антон Войцеховский , Дмитрий Новиков, Павел Лобков , Аркадий Мамонтов , Иван Распопов, Александр Хабаров , Евгений Сандро , Елена Масюк , Юлия Ракчеева и другие. По словам Вячеслава Грунского, в те годы в проекте постоянно работали более двадцати корреспондентов . С 2001 года руководителем и продюсером программы выступал Александр Южный.
В некоторых выпусках показывались материалы, которые оставались за кадром ежедневных новостных выпусков и аналитических программ: в частности, 30 сентября 1999 года был показан сюжет « Дагестан : эпизоды необъявленной войны », который сделали съёмочные группы, работавшие на передовой (корреспонденты Аркадий Мамонтов, Александр Хабаров, Александр Абраменко, Руслан Гусаров и Алексей Поборцев).
В 2000 году Александр Зиненко был удостоен премии ТЭФИ за свой очерк «Сны надзирателя» в номинации «Публицистическая программа» .
С сентября по декабрь 2001 года программа выходила внутри вечернего выпуска программы «Сегодня» в 22:00, после блока общественно-политической информации, перед блоками информации о спорте и погоде. Перед демонстрацией передачи в рамках новостного блока показывался краткий фрагмент фильма, затем ведущий задавал несколько вопросов автору работы, сидевшему на позиции спортивного комментатора в новостной студии.
К 2004 году необходимость в подобной кузнице кадров для информационной службы НТВ отпала . С января 2004 года новые фильмы стали выходить на телеканале крайне редко, в основном, транслировались повторы передач 2002—2003 годов. Среди причин прекращения регулярного показа называют большое количество неинтересных тем последних выпусков, неспособность молодых репортёров сделать из имеющегося материала захватывающую историю, заведомо неудачное время выхода в эфир (по будням в 18:35) . Лучшие репортёры НТВ в этот момент работали с фильмами из серии «Новейшая история» .
Осенью 2004 года программа «Профессия — репортёр» вернулась в эфир со значительными изменениями . Решение о возобновлении её активного производства было принято сразу после закрытия программы « Намедни » в июне того года. Согласно изначальной концепции, программа хронометражем в один час должна была состоять из четырёх-пяти больших сюжетов на актуальные темы недели . Но после смены руководства НТВ в июле 2004 года её концепция была пересмотрена. В рамках нового формата, как и прежде, выходили получасовые фильмы одного из авторов на какую-либо одну тему. Однако в отличие от предыдущего формата передачи, репортажи стали соединять в себе информационный и развлекательный жанры, а некоторые выпуски стали носить сугубо развлекательный характер . В некоторых эфирах поднимались темы, связанные с насилием, жестокостью, светской жизнью или скандалами .
Круг журналистов, работавших над программой, сузился до четырёх . Трое из них ранее работали в программе «Намедни» — Илья Зимин , Александр Зиненко , Андрей Лошак и Вадим Такменёв . Шеф-редактором «Профессии — репортёр», а позднее и её руководителем стал бывший шеф-редактор «Намедни» Николай Картозия . Премьера проекта в таком формате состоялась 2 октября 2004 года .
После смерти Зимина 26 февраля 2006 года к работе в программе подключилась Катерина Гордеева . В дальнейшем, пул авторов, работавших на передачу, немного расширился: в 2008 году с ней стали сотрудничать Павел Лобков и Алексей Бахарев, в 2009 году — Юлия Варенцова , в 2010 году — Елизавета Листова , Денис Арапов, Ольга Щанкина , Сергей Ерженков . По одному разу со своими работами выступали Айрат Шавалиев и Алексей Поборцев . У второй версии программы было закреплено постоянное время выхода в эфир — она выходила по субботам вечером в 19:40 (позже в 19:30 или 19:25) после выпуска программы «Сегодня» , с неоднократными повторами в утреннее или ночное время, где часто использовалась, чтобы заполнить паузу перед рестартом эфира.
С 2006 года телепрограмма стала выпускаться на базе новоиспечённой Дирекции праймового вещания НТВ . Эта дирекция была создана на канале именно благодаря рейтинговому и зрительскому успеху двух программ — «Профессии — репортёр» и выходившей вслед за ней « Программы максимум » .
В 2006 году телеканал НТВ и программа учредили премию «Профессия — репортёр» для российских телерепортёров . Идея её вынашивалась ещё при Леониде Парфёнове, но после его увольнения с канала проведение первого конкурса было решено отложить. Вернулись к идее только в 2006 году — уже по предложению генерального директора НТВ Владимира Кулистикова . В 2009 году проведение конкурса было прекращено по экономическим причинам . Замысел конкурса как мероприятия, на котором работы участников судят только «востребованные на сегодняшнем большом телевидении профессионалы» (то есть, только действующие сотрудники современных центральных каналов), критиковался тележурналисткой Еленой Масюк .
В 2009 — 2012 годах каждый фильм рубрики начинался со вступительного стенд-апа автора фильма, записанного не на месте событий, а в телестудии — автор посвящал зрителя в суть проблемы, о которой будет говориться в репортаже. Авторская речь в телестудии также демонстрировалась и в конце программы — в качестве своеобразного вывода.
Второй вариант программы с начала 2010-х годов производился при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям , о чём свидетельствовал титр в самом конце программы. В 2012 году государство профинансировало 29 выпусков программы «Профессия — репортёр» , а также ток-шоу «Честный понедельник» с Сергеем Минаевым и программу о российской армии «Смотр», также выходившие на НТВ . В 2013 году НТВ отказался от субсидий Роспечати в силу хорошего финансового состояния телекомпании, и канал вновь начал производить программу на собственные средства .
С начала 2012 года редакция «Профессии — репортёр» стала располагаться на 6-ом этаже телецентра « Останкино », где на тот момент также шла работа над «Русскими сенсациями» и « Программой максимум » .
По мнению одного из продюсеров второй версии программы Станислава Феофанова, толчком к её переформатированию и переходу в третий формат стал выпуск об акциях протеста против фальсификации итогов парламентских и президентских выборов в России 2011—2012 годов : это был запрещённый к показу фильм Юлии Варенцовой «Белая гвардия» (см. ниже) .
С начала 2013 года программа стала более приближённой к первому формату — теперь она стала выходить без постоянного пула авторов . Автором репортажа, как и прежде, мог стать любой корреспондент информационных программ канала НТВ .
Первый же фильм третьей версии — «Из логова зверя» (про Алексея Кабанова, убившего свою жену и скрывавшего её труп) — вышел без конечных титров с представлением творческой и съёмочной группы (чего не наблюдалось ни у одной работы за всю историю существования передачи). Также без представления работавшего над репортажем коллектива вышел и первый за всю историю программы разоблачительный фильм «МиллиоМэр» (о мэре Ярославля Евгении Урлашове ) летом того же года . В этих фильмах по окончании на чёрном фоне в нижней части экрана выводились титры с указанием сайта программы profrep.ru и копирайтом «ОАО „Телекомпания НТВ“, 2013 г.».
Экс-продюсер второй версии «Профессии — репортёр» Станислав Феофанов, в ответ на возмущённые комментарии зрителей о падении качества программы, выступил с заявлением в сети:
Программа «Профессия: репортёр» существовала с 1998 года по 2012 годы. Это была журналистика в чистом виде — документалка самого высокого качества. Зимой 2012 года нас, тех, кто делал «Профреп», разогнали. Мы чуть-чуть не дожили до своего 15-летия. Сам бренд, правда, остался. Но всё, что выходит под «шапкой» «Профессия: репортёр» сегодня, не имеет никакого отношения к журналистике. Это пропаганда в чистом виде. Заказуха и пропаганда. Стряпает нынешнюю «Профессию: репортёр» криминальная дирекция НТВ . Та самая, которая никогда не отличалась чистоплотностью . Пишу это в основном для тех, кто, возможно, удивляется: «Что стало с программой?». С ней ничего не стало, ребят. Её просто не стало .
Тем не менее, в некоторых выпусках третьей версии авторы и выходные данные творческого коллектива появлялись: в частности, в фильме тогдашнего собкора НТВ по Великобритании Антона Вольского о смерти Бориса Березовского и в военных работах Вадима Фефилова с передовой .
В 2014 году ряд фильмов (« Тринадцать друзей хунты » , «Ещё 17 друзей хунты» , «Принцесса у параши» , «Тайная жизнь Виталия Кличко » и другие) стал носить разоблачительный характер и также выходить без представления творческой и съёмочной группы в конце (по образцу программы «ЧП. Расследование») . Российский военный журналист Аркадий Бабченко после съёмок и показа в эфире передачи со своим участием заявил, что в подготовке разоблачительных фильмов принимали участие редактор Светлана Губанова и корреспондент Андрей Алфёров, с которыми он лично работал на НТВ в начале 2000-х годов . Телекритик Ирина Петровская , рецензируя телепродукт НТВ про «друзей хунты», отметила, что «фильм собирали наспех и, что называется, с миру по нитке», а также, что «на ТВ пышным цветом расцвёл жанр политического доноса » .
С осени 2014 года производством программы стало заниматься ООО «ППК» («Первая продюсерская компания»), о чём свидетельствовал соответствующий копирайт в конце передачи. Весной 2015 года в программе стали снова выходить авторские работы — «Дети войны» Михаила Чебоненко, «Чужих детей не бывает» Елены Губановой и «Хочу быть русским!» Аркадия Медведева . Последние выпуски программы прошли в июле 2015 года — «Золотая лихорадка» Светланы Даудовой и «По дороге в халифат» Вадима Фефилова.
В феврале 2016 года программа «Профессия — репортёр» была внесена в на сайте НТВ. Официальных сообщений о закрытии передачи не поступало, вероятной причиной закрытия являются финансовые затруднения телеканала из-за валютного кризиса в России , случившиеся примерно в этот период .
Также, наиболее резонансными работами стали показанные в этом цикле передач работы Вадима Такменёва («Чёрное сентября») и Игоря Воеводина («Птичий грех») .