Interested Article - Старо-Голутвин монастырь
- 2020-06-19
- 1
Богоявле́нский Ста́ро-Голу́твин монасты́рь — мужской монастырь Русской православной церкви на окраине Коломны . Расположен недалеко от места впадения реки Москвы в Оку . Основан в конце XIV века. Действующий. С 1993 года идёт восстановление монастыря.
В 1995—2012 годах ряд зданий монастыря занимала Коломенская православная духовная семинария .
Название
Есть несколько версий толкования названия:
- Дано по названию местности Голутвино, которое, в свою очередь, образовано от слова «голутва». Им обозначается лесная просека, то есть вырубка по лесной дороге от города к Окской переправе. Возможно, голутва означает также речной берег без леса.
- Название Голутвино может также происходить от древне-русского слова голытьба (голыдьба, голижьба) , означавшего разбойников из племени Голяда, пришедших в эти края по р. Оке с берегов р. Протвы . на границе Московской и Владимирской областей.
Приставка Старо- в названии обители появилась в конце XVIII — начале XIX века, в 1799—1800 годы, когда была упразднена Коломенская епархия . Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Московский Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь , в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.
История монастыря
Один из многих монастырей, возникших в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского . Первым настоятелем считается ученик Сергия — Григорий Голутвинский . Он был поставлен игуменом новообразованной обители коломенским епископом Герасимом. В источниках имеется упоминание о коломенском епископе Григории, относящееся к этому времени. Возможно, этим епископом и был преподобный Григорий Голутвинский.
Монастырские легенды утверждают, что под руководством преподобного Сергия было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм, в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. Он действовал вплоть до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а впоследствии забетонирован властями. До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именем святого: его посох, наперсный крест, ризы.
В связи с набегами татар устроение монастыря на р. Оке имело и значение укрепляющего звена в оборонительном поясе монастырей. Это в свою очередь послужило будущему развитию и упрочению обители.
XV в.
В XV веке монастырь всё более возвышался, росло его благосостояние, укреплялась монашеская жизнь. Заложен зимний храм преподобного Сергия Радонежского. Он имел высокий подклет, различные подсобные помещения: одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня. Возведена колокольня между Сергиевским и Богоявленским храмами (разобрана в конце XVIII в.).
Монастырь имел владения в Москве ( Голутвинская слобода ), в 1472 г. князь Юрий Васильевич передал в дар монастырю сёла Рожек и Маливку.
1480 г. — посещение обители великим князем Иваном III, перед выступлением против татарского хана Ахмата ( стояние на реке Угре ).
Когда мы вошли в монастырь, нас встретили по обыкновению и ввели в большую церковь Богоявления... Вход в эту церковь чудный высокий, с трёх сторон, кругом – галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя. Мы отстояли в ней вечерню и пошли помолиться в другую церковь, которая находится в трапезе отцов. Она весьма древняя и красивая, в честь одного из новых святых, по имени Сергия... Между этими двумя церквами высокая колокольня с приподнятым высоким куполом наподобие куполов церковных.
XVI в.
Значительно растёт благосостояние обители. Монастырь посещает царь Иван Грозный . Содержится богатая библиотека.
XX в.
В апреле 1912 настоятелем монастыря, за год до своей кончины ( 1 [14] апреля 1913 ), был назначен почитаемый старец Варсонофий Оптинский . Монастырь был закрыт в 1929 году . Передан в ведение Московской епархии в 1994 году ; с декабря 1994 года возобновлены регулярные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Московское епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в Коломенскую православную духовную семинарию .
XXI в.
В октябре 2012 года здания исторических восточного братского, западного гостиничного корпуса и ряд других были переданы Коломенской семинарией в ведение монастыря.
Настоятели монастыря
- прп. Григорий Голутвинский , ок. 1385—1405
- иг. Авраамий, 1612—1614
- иг. Евфимий, 1618—1619
архимандриты (с 1707 г.):
- архим. Иоасаф, 1708—1724
- архим. Никита, 1732—1733
- архим. Виктор, 1735—1736
- архим. Григорий, 1740—1744
- архим. Софония, 1744—1747
- архим. Феоктист, 1754—1756
- архим. Вениамин, 1756—1760
- архим. Товия, 1761—1765
- архим. , 1766—1771
- архим. Иакинф (Карпинский) , 1771—1774, ректор Коломенской семинарии
- архим. Арсений (Тодорский) , 1774—1784, в 1775—1784 гг. ректор Коломенской семинарии
- архим. Тихон, 1784—1788
- архим. Наркис, 1788—1789
- архим. Иоанн (Островский) , 1789—1795, ректор Коломенской семинарии
- иг. , 1800—1829, известен многочисленными постройками, придавшими монастырю сегодняшний облик
- иг. , 1829—1857
- иг. Авраамий, 1857—1864, духовник архим. Назария
- иг. Назарий II, 1864—1867
- иг. Сергий (Свешников) , 1867—1871
- иг. Варлаам, 1871—1876
- иг. Пахомий, 1892—?
- иг. Иоасаф, в 1896, сменился позже 1899
- архим. Варнава (Накропин) , 1910—1911
- прп. Варсонофий (Плиханков) , (весна 1912 — весна 1913)
- архим. Алексий (Кузнецов) (29 мая 1913 — декабрь 1916, с перерывом март—сентябрь 1916)
- архим. Амвросий (1917 — март 1918)
- архим. Леонид (март 1918 — ?)
- архим. Варнава (Беляев) (1918—1920)
- архим. Синезий (Зарубин) с 1923
- прпмч. , август 1925—1929, год закрытия монастыря.
- После возобновления
Здания
- Богоявленский собор (главный храм) — построен на месте старого каменного собора, относится к началу XVIII века;
- Сергиевский храм и примыкающий к нему настоятельский корпус — относится к первой половине XIX века;
- восточный корпус (бывший братский корпус) с колокольней (высота 46±1 м) и Введенским надвратным храмом (начало XIX века);
- западный корпус (бывшая гостиница для паломников) (начало XIX века);
- ряд хозяйственных построек;
- ограда с башнями — большая (конец XVIII века) и малая (первая половина XIX века).
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Упоминается как настоятель Старо-Голутвина монастыря в Московских Церковных Ведомостях за ноябрь 1899.
- Не путать с исповедником прп. Никоном (Беляевым), старцем Оптинским (†1931)
Ссылки
- на сайте Православие. База данных
- 2020-06-19
- 1