Новгородская республика
- 1 year ago
- 0
- 0
Мелик-Исраеляны — крупный армянский феодальный род, мелики Хамсы . Владели Джрабердом , возвышающемся на скалистом полуострове в месте слияния рек Тартар и Трхи.
Большинством современных историков, специализирующихся на арменистике , придерживается мнение, что все меликские династии Арцаха являются потомками ранее правивших армянских княжеских династий .
Род Мелик-Исраелян по происхождению из сюникских меликов. Первый известный представитель - Исайя , сын Исраела, живший примерно с 1687 по 1728 год, уроженец Зангезура . Их происхождение восходит к другому княжескому армянскому роду - Гасан-Джалалянам . Сами Гасан-Джалаляны были потомками Багратидов , Арцрунидов , Сюни и даже армянской ветви Аршакидов .
Из одной рукописной истории мы узнаем только, что мелик Исайя, сын мелика Исраела, за убийство главного хана Сюника, который намеревался обесчестить его сестру, в 1687 году был вынужден бежать в Арцах, взяв с собой множество своих подданных.
Войска хана преследовали его, но мелик Есаи в ущельях горы Мрав разбил их и убил семерых сыновей хана, захватив у них огромную военную добычу.
Власть меликов была наследственной: после смерти отца бразды правления и титул «мелик» переходили к старшему сыну, а другие братья назывались беками. Здесь вместо закона правили воля властителя и народные обычаи, сохранившиеся в первозданном виде. Мелики обладали неограниченной властью над своими подданными, они имели право судить, наказывать и даже приговаривать к смерти. Мелики были связаны друг с другом как политическими интересами, так и родственными отношениями, и, таким образом, все пять княжеств Хамсы вместе составляли единый целостный союз. Защищённые неприступными горами и дремучими лесами, они не позволяли ни одному мусульманину поселиться в своих владениях, и всё население Карабаха состояло только из армян, число которых было весьма значительно. Раффи, Меликства Арцаха-Хамсы
Судя по описаниям дворцов меликов, некоторые меликские дворцы действительно немногим уступали царским. Так, князь Хатам Мелик-Исраелян восстановил дворцовые постройки в местечке Кахакатехи или Майракахак , недалеко от Джрабердской крепости, и превратил их в свою резиденцию.
К примеру, монастырь Ерек Манкунк был воздвигнут при владетелях Джраберда, семье князей Мелик-Исраелян , конкурировавших с владетелями Хачена — семьёй Гасан-Джалалян , покровительствовавших монастырю и патриаршему престолу в Гандзасаре.
В случае нарушения норм традиционного права и фундаментальных принципов морали каким-либо меликом, остальные мелики объединялись против него и карали его со всей строгостью неписанного меликского закона. Например, когда мелик Шахназар убил своего правящего брата мелика Овсепа и таким образом незаконно захватил власть в княжестве Варанда, другие мелики - Хаченский , Джрабердский , Гюлистанский и Дизакский - объединились против него дабы привлечь его к ответственности. Собрав свои войска, они организовали карательный поход против него и осадили его крепость Аветараноц . Хотя захватить крепость и покарать самого Шахназара не удалось, но в наказание последнему меликская коалиция разграбила большую часть сел Варанды, тем самым нанеся значительный урон имуществу Шахназара. В другом случае, некто предатель из армянских меликов - Алахкули-бек - который в свое время предал меликов Арцаха, состоявших в тайной переписке с русским правительством, покрытый бесчестием, скитался по Грузии. Меликский закон был применен к нему со всей строгостью; мелики его схватили, обезглавили, а тело скрыли. У всех народов с чувством национального достоинства предательство национальных интересов всегда жестоко каралось.
Правители Джраберда участвовали в . Письмо 1721 года, адресованное российскому императору Петру I руководителями этого движения, было также подписано Меликом Исайей из Джраберда.
Преемник и брат Исайи, Аллахкули, отличился в боях против вторгшихся в Закавказье османских войск, за что был удостоен титула « Султан » от Надир-шаха Иранского. Аллахкули Султан, а также его брат мелик Хатам (Адам) сражались против могущественного Панах-хана и коварного мелика Шахназара из Варанды в конце 1740-х и 1750-х годов.
Мелик Хатам был вынужден временно покинуть Джраберд со своими подданными и поселиться в Гандзакском ханстве . Сын, сменивший мелика Хатама (умершего в 1783 г.), Мелик Меджлум, всю свою жизнь провёл за пределами Джрарбердского меликства, ища союзников и сражаясь против Ибрагим-хана, сына Панах-хана . Мелик-Меджлум в 1796 году погиб при обороне крепости Гандзак .
Мелик Хатам владел несколькими крепостями, одна из которых полностью сохранилась около селений Кусапат и Хин-Мохратах, недалеко от монастыря Инн мас. Это прекрасное строение может дать достаточное представление об архитектурном вкусе наших предков. Раффи, меликства Хамсы
При азербайджанском хане Панах Али-хане было ликвидировано самоуправление армянских меликов (правителей) Арцаха. Их место заняли беглярбеки . Этот же Панах Али-хан предательски убьет мелика Аллахкули-Султана Мелик-Исраеляна.
После смерти мелика Исайи, ему наследуют другие братья: вначале Аллахкули-султан, затем мелик Хатам. Они, еще более усилившись, овладели Верхним Хаченом, Авкахахацем, Андабердом, Аканой и Джрабердом и значительно расширили свои владения.
Мелик Хатам для своего жительства восстановил прекрасный дворец, расположенный около развалин, называемых Кахакатехи, или Майракахак, в котором в конце двенадцатого века жил князь Хачена и Шамхора Вахрам-шах. А крепостью своей избрал неприступный Джраберд.
Крепость мелика Джраберда находилась на берегу реки Тартар, возле монастыря Ерек Манкунк. По названию этой крепости весь гавар именовался Джраберд, так как крепость стоит почти у самой воды, на вершине огромной клинообразной скалы, подножье которой омывают бушующие воды рек Тартар и Трхи. Эти две реки, сливаясь друг с другом, придают крепости форму полуострова.
Что касается крепости Джраберд, то само её название имеет армянскую этимологию: «джур» означает «вода», а «берд» — «крепость». В XVII—XVIII вв. эта крепость была резиденцией армянских меликов Исраелянов. В справочнике вовсе не сообщалось о том, что рядом с крепостью располагался армянский монастырь XVI—XVII вв. Ерек Манкунк, где сохранялись армянские хачкары (камни с изображениями креста).