Чешские братья
- 1 year ago
- 0
- 0
Братья Эмхаа ( Эмухвари ) (в исконно-абхазском варианте: Аишьцәа Аимхаа, Емхаа ) — потомки картлийских князей Амилахвари , осевших на западе Грузии , создавшие в 1920 году одну из наиболее активных и живучих антисоветских «банд» в Абхазии . На её счету были десятки убитых партийных работников, сельских активистов, сотрудников органов ГПУ и милиции. Особенность «банды» — её исключительная жестокость (раненных она добивала, свидетелей уничтожала), а также — отсутствие случаев грабежа и разбойных нападений с целью наживы. В устах абхазского народа имя указанной «банды» звучало как «Эмхи».
Родом братья Аимхаа были из села Чхәарҭал , района Самырзаҟан (Самурзакань) , на юге Абхазии. Изначально братьев Аимхаа было семеро. Достоверно, однако, известны лишь имена следующих братьев:
Необходимо указать истинную причину, побудившую юных братьев, являвшихся традиционными абхазами, уйти в абреки . Таковой причиной стал конфликт, произошедший на свадьбе в Абхазии, когда один из подвыпивших гостей, по фамилии Пачулиа, сознательно оскорбил мать братьев, происходившую из семьи абхазских дворян (абх. аамсҭа) Лакрба . В ходе ссоры Пачулиа был убит младшим братом Гәыда (рус. Гуда). После чего старший из братьев — Хьыхә (рус. Хвихви) — принял нелёгкое решение, заявив готовность сдаться властям, взяв всю вину на себя. Однако, дальнейшие события приняли совершенно иной оборот.
Буквально через несколько дней после злосчастной свадьбы к их отцу Омару Аимхаа явился начальник НКВД района Гал, Варлаам Кецба, в сопровождении своих милиционеров. И был ещё один сопровождающий: родственник Омара — Ражден Аимхаа из села Уақәым , Галского (Гальского) района (исторической Самурзакани ). Отобедав в доме Омара, милиционеры попросили князя проехать в Гал для мирного разрешения конфликта, в который оказались замешаны его дети. Но по дороге князь Омар Аимхаа был вероломно убит в спину Варлаамом Кецба. Подлое убийство отца заставило братьев окончательно принять решение уйти в абреки и объявить войну всем тем, кто был повинен в смерти Омара.
Так началась многолетняя война братьев с Советской властью по всей Абхазии. Ражден Аимхаа проявил завидную оперативность, сменив фамилию на Парпалия и скрывшись в Восточной Грузии. Другим соучастникам преступления повезло меньше… По свидетельству Бориса Соколова, « популярность братьев Аимхаа была столь велика в народе, что позволяла им находить приют и убежище в любой точке Абхазии. И это продолжалось на протяжении семи лет ». Для ликвидации «банды» были присланы из Москвы лучшие чекистские кадры. И через семь с лишним лет братья Аимхаа были «загнаны в угол». На предложение сдаться братья ответили отказом. Тогдашний глава Абхазии Нестор Лакоба , который был другом этой семьи, назвал действия братьев «бессмысленной борьбой братьев Аимхаа за мнимую справедливость».
В середине 1950-х годов в Москве «Воениздатом» была издана военно-приключенческая повесть полковника КГБ Бориса Соколова, называлась она «Абхазская повесть» или «Мы ещё встретимся, полковник Кребс!». Б. И. Соколов, будучи участником всех указанных выше событий в Абхазии, был в 1934 году тяжело ранен Братьями Аимхаа. Это произведение повествует о борьбе советских чекистов с иностранными спецслужбами, в частности с английской разведкой. И что самое примечательное: в роли английских агентов выступают князья — братья Аимхаа, старшему из которых Хвихви не было и 29 лет.
В 1975 году сухумский хирург Николай Аимхаа (Эмухвари), будучи в Москве, разыскал Бориса Соколова и задал ему вопрос: «Что побудило Вас так исказить историю о братьях Аимхаа?» На что Борис Соколов ответил: «Доля вымысла (художественного) в этом произведении велика, но причиной тому стал заказ военного издательства КГБ и Министерства обороны СССР, так как личностный конфликт братьев Аимхаа перерос в непримиримую борьбу с Советской властью в Абхазии. И в эту борьбу было вовлечено огромное количество сотрудников НКВД и ОГПУ как из Тбилиси, так и из Москвы. Многие из них пали от рук братьев. Но самое главное: популярность братьев Аимхаа была столь велика в народе, что позволяла им находить приют и убежище в любой точке Абхазии. И это продолжалось на протяжении семи лет. Все это пугало власть. Даже после ликвидации братьев долгие годы добрая молва о них гремела по всей Абхазии. И тогда было принято решение развенчать с братьев ореол „народных мстителей“ и сделать их агентами иностранных разведок. А сделать это можно через литературное остросюжетное, приключенческое произведение с политическим подтекстом.» Что и было сделано Соколовым.
Образ братьев Аимхаа был использован в историко-революционном фильме «Колокол священной кузни» 1982 года (автор сценария — Шалоди Аджинджал) о событиях первых революционных лет в Абхазии (1918—1922), когда Советская власть укрепляла свои позиции на Кавказе.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|