Interested Article - Араньяки

Аранья́ки ( санскр. आरण्यक , IAST : āraṇyaka «лесные [ книги ] ») — священные писания индуизма , относятся к категории богооткровенных писаний шрути и являются частью литературы Вед . Эти религиозные тексты были составлены на ведийском санскрите , характерном для Брахман и ранних Упанишад . Некоторые Араньяки являются частью Брахман или Упанишад. «Араньяка» ( IAST : āraṇyaka ) в буквальном переводе означает «лесной» ( IAST : araṇya ), или, как говорится в «Тайтриттия-араньяке» «откуда невозможно увидеть крыши жилых поселений». В араньяках, подобно брахманам, описываются различные опасные ритуальные практики, такие как махаврата и праваргья, именно поэтому их изучали в диких и отдалённых местах. Однако, араньяки не имеют особого отношения к ашрамам санньясы и ванапрастхи — по своему содержанию они более сродны Брахманам, нежели философско-мистическим Упанишадам .

Лесные книги

В араньяках объясняются различные сложные ведийские жертвоприношения ( яджны ) и, также как и брахманы , они сосредоточены на правильном совершении ритуала. Араньяки являются «секретными» писаниями в том смысле, что их использование ограничивается определённым видом ритуалов. Араньяки, так же как и другие ведийские тексты, на протяжении истории передавались от учителя к ученику по цепи парампары .

Араньяки примыкают к одной из ведийских шакх и названы её именем.

Айтарея-араньяка

Состоит из пяти разделов, каждый из которых рассматривается как полная араньяка. Первый раздел в основном посвящён маха-врате, описания которой имеют ритуалистический характер. Второй раздел состоит из шести глав, из которых первые три описывают прана-видью — где «прана» означает «жизненный воздух» который является не только жизненной энергией тела, но и живым духом всех мантр и всех Вед . Четвёртая, пятая и шестая главы второго раздела «Айтарея-араньяки» составляют « Айтарея-упанишаду ». Третий раздел данной араньяки также известен как «Самхита-упанишада». Четвёртый и пятый разделы по своему содержанию чисто технические и ритуальные — соответственно они посвящены мантрам, называемым «Маханамни» и яджне «Мадхьяндина».

Тайттирия-араньяка

Состоит из десяти глав. Седьмая, восьмая и девятая главы представляют собой хорошо известную « Тайттирия-упанишаду ». Десятая глава — это объёмная « Маханараяна-упанишада » — в её состав входит подбор важных мантр из трёх Вед . Сама араньяка как таковая состоит из глав с первой по шестую .

Шанкхаяна-араньяка

Состоит из пятнадцати глав. Главы с третьей по шестую составляют « Каушитаки-упанишаду ». Седьмая и восьмая известны как «Самхита-упанишада». В первых двух главах обсуждается махаврата. В девятой говорится о значении праны . Десятая глава посвящена описанию эзотерического значения обряда агни-хотры. В одиннадцатой главе предписываются различные ритуалы, проводимые для предотвращения болезней и смерти. Там также обсуждается влияние снов и их толкование. В двенадцатой главе обстоятельно описываются результаты молитв. В тринадцатой главе излагаются различные философские темы. В четырнадцатой главе даются всего лишь две мантры. В первой прославляется мантра «Я есмь Брахман». Во второй мантре объявляется, что человек, который не понимает значение мантр, а просто автоматически их повторяет, подобен животному, не осознающему ценности груза, который оно несёт. В последней главе приводится длинный список учителей начиная от Брахмы и заканчивая Гуна-шанкхаяной.

Брихад-араньяка

« » — это известная Упанишада , которая в основном посвящена описанию природы «Я».

Рахасья-брахманы

Араньяки являются своего рода продолжением Брахман — в них объясняется значение различных «секретных» ритуалов, подробно не описанных в Брахманах. В более поздних традициях это рассматривалось как погружение в детали и тонкости, которое побудило в его комментарии к Нирукте назвать араньяки рахасья-брахманами — «секретными брахманами».

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 июля 2012. 5 марта 2016 года.
  2. A Bhattacharya (2006), Hindu Dharma: Introduction to Scriptures and Theology, ISBN 978-0595384556 , pages 8-14
  3. Barbara A. Holdrege. Veda and Torah: Transcending the Textuality of Scripture. — State University of New York Press, 1995. — P. 351–357. — ISBN 978-0791416402 .
  4. Sanskrit-English Dictionary, Koeln University, Germany
  5. Madan Gopal. / K.S. Gautam. — Publication Division, Ministry of Information and Broadcasting, Government of India, 1990. — P. 68.
  6. . wiki.shayvam.org . Дата обращения: 7 июля 2023. 3 июля 2022 года.
  7. M. Witzel, The Katha Aranyaka, Harvard Oriental Series 2004
  8. Brahmana 3.10–12; Aranyaka 1–2. In a South Indian recension, the 8 Kathaka chapters are not part of the Brahmana and Aranyaka but form a separate collection.

См. также

Литература

  • Vaidik Sahitya aur Samskriti ka swarup (in Hindi) by Om Prakash Pande. Vishwa Prakashan (A unit of Wylie Eastern) 1994, New Delhi . ISBN 81-7328-037-1
  • Aitareya Aranyaka — English Translation by A. B. Keith , London 1909
    • Arthur Berriedale Keith, The Aitareya Aranyaka: Edited from the manuscripts in the India Office and the Library of the Royal Asiatic Society with introduction, translation, notes, … unpublished of the Sankhayana Aranyaka , Eastern Book Linkers (1995) ISBN 81-86339-14-0
  • Aitareya Aranyaka — A Study . Dr. Suman Sharma. Eastern Book Linkers. New Delhi 1981
  • Taittiriya Aranyaka, with Sayana Bhashya . Anandashram, Pune 1926.
  • B.D. Dhawan. Mysticism and Symbolism in Aitareya and Taittiriya Aranyakas , South Asia Books (1989), ISBN 81-212-0094-6
  • Michael Witzel, Katha Aranyaka : Critical Edition with a Translation into German and an Introduction , Harvard Oriental Series, Harvard Department of Sanskrit and Indian Studies (2005) ISBN 0-674-01806-0
Источник —

Same as Араньяки