Interested Article - Шрути (музыка)

Шру́ти (санскрит श्रुति, англ. śruti, shruti ) , в индийской классической музыке — наименьший интервал , который ухо человека способно воспринять, а музыкант (певец, инструменталист) способен воспроизвести. В отличие от европейской музыки, где ход на полутон (наименьший интервал в этой традиции) может означать переход от одной ступени звукоряда к другой, шрути в древнеиндийской музыке не имел ступенного значения, но понимался как элементарная единица звукорядной конструкции: расстояния между ступенями ( svara ) звукоряда измерялись тем или иным количеством шрути. Современные индийские исполнители классической музыки понимают шрути как неоднозначный по величине микроинтервал , используемый для орнаментики некоторых «базовых» ступеней ладового звукоряда.

Краткая характеристика

Согласно большинству индийских источников (старинных и современных), октава состоит из 22 шрути . Древнейшие трактаты не приводят математически точных измерений шрути, ограничиваясь эмпирическими «суждениями слуха» . Например, автор Натьяшастры (II в. н.э.) Бхарата описывает ступени двух ходовых звукорядов, определяя интервалы между соседними ступенями через количество шрути :

Примечание. Ступени октавного звукоряда (svara, swara) традиционно передаются уникальными слогами ( Sa, Re / Ri, Ga и т.д.), аналогично (позднейшей) средневековой западной сольмизации :

  • звукоряд shadja: Sa 3 шрути Re (Ri) 2 Ga 4 Ma 4 Pa 3 Dha 2 Ni 4 [ Sa ]
  • звукоряд madhyama: Sa 3 шрути Re (Ri) 2 Ga 4 Ma 3 Pa 4 Dha 2 Ni 4 [ Sa ]

Автор XIII века по-прежнему не приводит математических расчётов для шрути, ограничиваясь утверждением, что это — наименьший интервал, который может распознать слух . Согласно некоторым старинным текстам, например, Натьяшастре и анонимному персидскому «Ghunyat al-Munya» (1374) , шрути равны между собой. Согласно музыковедам XX века, в том числе проводившим экспериментальные замеры, шрути неравны по величине .

В XVII веке, когда в индийской традиционной музыке утвердился 12-полутоновый октавный звукоряд, распределение 22 шрути между ступенями такого звукоряда стало проблемой: индийские авторы (например, Ahobala Pandita, Hrdaya Narayana, Shrinivasa) пытались так или иначе согласовать авторитетную древнюю теорию с современной им иной «звуковысотной» реальностью. Начиная с XVIII века применимость древней концепции Бхараты к позднейшей музыке стала прямо оспариваться ; попытки примирить авторитетную древность и современную индийскую музыку не прекратились и в XX веке .

В музыкальной практике XX – начала XXI веков «шрути» называют неоднозначный (не заданный однозначно по высоте ) микрохроматический интервал, отклоняющий ступень от её «приписанной» высоты, в просторечии – «музыку между нот» . Индийские музыканты говорят, например, о шрути-понижении (komal) ступени Ga в раге «Darbari», ступени Ni в раге «Bhimpalasi», ступени Re (Ri) в раге «Bhairav» .

Шрути как элемент орнаментирования мелодии типологически родствен «грязным тонам» ( англ. dirty tones ) в афроамериканском блюзе, экмелике в макаме и в современных интерпретациях византийского церковного распева , и т.п.

Другие значения термина

Словом «шрути» в южноииндийской ( карнатической ) традиции называется бурдон (один тон, квинта, квинтоктава), выполняющий функцию своего рода тоники в раге .

Примечания

  1. Rao – Meer 2010, p. 673.
  2. Rao – Meer 2010, p. 675.
  3. Ср. (более раннее по времени) измерение интервалов тетрахордных родов мелоса в диесах у Аристоксена.
  4. Rao – Meer 2010, p. 676.
  5. Widdess 2001.
  6. Rao – Meer 2010, p. 676. Справку об источнике см. от 24 ноября 2020 на Wayback Machine .
  7. См., например, Deval 1910. Эту точку зрения разделяет и советский музыковед Е. М. Гороховик в своей статье для «Музыкальной энциклопедии» (Гороховик 1982).
  8. Уиддесс (Widdess 1995, p. 222, 244) доказывает, что эта древняя концепция устарела в индийской музыке уже к VI веку.
  9. Clements 1913.
  10. Cook N. Music: A very short introduction. Oxford: Oxford University Press, 1998, p. 55-56. Цит. по: Rao – Meer 2010, p. 691.
  11. Rao-Meer, 2010, p. 691.
  12. «Системная тоника» ( англ. system tonic ), по выражению Гарольда Пауэрса , является общей чертой для южной и северной традиций. В северной традиции она называется kharaj. См. Powers. Mode 1980, p. 429-430.

Литература

  • Deval, Krishnaji Ballal . Music East and West compared. Poona, 1908.
  • Deval, Krishnaji Ballal . The Hindu musical scale and the twenty-two shrutees. Poona, 1910.
  • Clements, Ernest. Introduction to the study of Indian music; an attempt to reconcile modern Hindustani music with ancient musical theory and to propound an accurate and comprehensive method of treatment of the subject of Indian musical intonation. London; New York: Longmans Green, 1913.
  • Jairazbhoy N. A. The rāgs of North Indian music: their structure and evolution. London: Faber and Faber, 1971; R Mumbai: Popular Prakashan, 2011.
  • Jairazbhoy N. A. An interpretation of the twenty-two shrutis // Asian Music 6 (1975), p. 38-59.
  • Powers H. Mode // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol.12. London: Macmillan Publishers, 1980, p.376-450.
  • Powers H. India // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol.9. London: Macmillan Publishers, 1980, p.69-141. Об исторической эволюции понятия шрути см. §III, 1.
  • Гороховик Е. М. Шрути // Музыкальная энциклопедия . Т. 6. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Стлб. 408—409.
  • Widdess R. The ragas of early Indian music. Oxford: Clarendon Press, 1995.
  • // Hindustani music: thirteenth to twentieth centuries / Ed. by J. Bor, F. Delvoye, J. Harvey, & E. te Nijenhuis. — New Delhi: Manohar, 2010. — P. 673—696.

Ссылки

  • // Grove Music Online. Публикация 2001 г., доступ 27.2.2021.
  • (орнаментальные шрути см., например, после 3:40)
Источник —

Same as Шрути (музыка)