«
Катха-упанишада
» (
санскр.
कठ उपनिषद्
), или «
Катхопанишад
» (
санскр.
कठोपनिषद्
,
IAST
:
Kaṭhopaniṣad
), также «
Катхака
» (
IAST
:
Kāṭhaka
) —
ведийский
текст на санскрите, одна из одиннадцати
Упанишад
канона
мукхья
, к которому принадлежат наиболее древние Упанишады, прокомментированные
Шанкарой
. «Катха-упанишада» ассоциируется со
школой
Чара-катха «
Кришна Яджурведы
» и в каноне
муктика
из 108 основных Упанишад стоит на третьем месте.
В некоторых текстах «Катха-упанишады» прослеживается влияние
буддийских
идей, из-за чего учёные датируют её периодом после
V века до н. э.
Также отмечается большое сходство некоторых текстов с «
Бхагавад-гитой
». «Катха-упанишада» состоит из шести частей (или двух разделов по три главы в каждом). В этой Упанишаде представлена
дуалистическая
философия, в отличие от других,
монистических
Упанишад.
«Катха-упанишада» пожалуй является наиболее известной Упанишадой. Это была первая Упанишада, попавшая в Европу (в
персидском
переводе).
Макс Мюллер
перевёл её на
английский язык
в
1879 году
, а
Эдвин Арнольд
сделал её поэтический перевод «The Secret of Death» («Секрет смерти»).
Ральф Уолдо Эмерсон
уделил большое внимание «Катха-упанишаде» в своём эссе «Immortality» («Бессмертие»). Центральным моментом «Катха-упанишады» является встреча
, сына
мудреца
Ваджашравасы, с индуистским богом смерти
Ямой
.
Содержание
Основные идеи текста
В основе сюжета — разговор бога смерти Ямы с брахманом Начикетом. Бог смерти рассказывает Начикету об учении, которое может спасти от смерти. В итоге их диалог касается:
темы перерождения;
темы наличия у человека души;
учения, которое помогает избежать страха смерти;
практики, исходящие из этого учения (контроль эмоций).
В «Катха-упанишаде» впервые:
дано определение
буддхи
: буддхи изображается возничим запряжённой пятью лошадьми
колесницы
. В этой широко известной
аллегории
вожжи олицетворяют
манас
, лошади —
пять чувств
человека, а колесница — тело. (строки 1.3.3-1.3.4)
;
прана как энергия, связывающая все живые существа;
Richard King,
Early Advaita Vedānta and Buddhism: the Mahāyāna context of the Gauḍapādīya-kārikā
. SUNY Press, 1995, page 52.
A.L. Basham in Paul Williams, ed.,
Buddhism: Buddhist origins and the early history of Buddhism in South and Southeast Asia
. Taylor & Francis, 2005, page 61.
Ariel Glucklich,
The Strides of Vishnu: Hindu Culture in Historical Perspective.
Oxford University Press US, 2008, page 70: «The Upanishadic age was also characterized by a pluralism of worldviews. While some Upanishads have been deemed 'monistic', others, including the Katha Upanishad, are dualistic. Monism holds that reality is one — Brahman — and that all multiplicity (matter, individual souls) is ultimately reducible to that one reality. The Katha Upanishad, a relatively late text of the Black Yajurveda, is more complex. It teaches Brahman, like other Upanishads, but it also states that above the 'unmanifest' (Brahman) stands
, or 'Person'. This claim originated in Samkhya (analysis) philosophy, which split all of reality into two coeternal principles: spirit (purusha) and primordial matrix (prakriti).»
W. D. Whitney.
// Transactions of the American Philological Association (1869-1896). — 1890. —
Т. 21
. —
С. 88—112
. —
doi
:
.
7 октября 2018 года.
(санскр.)
. sa.wikisource.org. Дата обращения: 5 июня 2018.
Mallinson, James,.
. — London. — С. 104. — 1 online resource с. —
ISBN 9780141978246
, 0141978244.
Литература
Топоров В. Н.
Эпистема знания и мир бессмертия (Катха-Упанишада о подвиге Начикетаса)// Вопросы сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. Сборник памяти профессора М. Н. Петерсона. М., 1997. С.97-118.
ISBN 5-89209-149-X
Deutsch, Eliot & Rohit Dalvi (Editors) (2004). The Essential Vedānta: A New Source Book of Advaita Vedānta. Bloomington, Indiana, USA:
, Inc.
ISBN 0-941532-52-6
Sarvananda, Swami (1987).
Kathopanisad
(14th ed.). Madras, India: Sri Ramakrishna Math. (Including original verses, constructed text, and word-by-word translations).
Radhakrishnan, S. (1994).
The Principal Upanishads
. New Delhi: HarperCollins Publishers India.
ISBN 81-7223-124-5
(translation and commentary on Katha Upanishad is in pp. 593—648) (original publication, 1953).