Interested Article - Сатипаттхана-сутта
- 2020-06-20
- 1
Сатипаттхана-сутта ( Мадджхима-никая 10: Сутта об основах осознанности) и более поздняя Махасатипаттхана-сутта ( Дигха-никайя 22: Большая сутта об основах осознанности) — одни из самых знаменитых и широко изучаемых сутт Палийского канона буддизма тхеравады , выступающих в качестве основы для современной практики медитации випассаны . Палийские тексты Сатипатхана сутты и Махасатипаттхана сутты по большей части дословно совпадают; основное отличие — это раздел о Четырёх благородных истинах ( пали Catu ariya sacca ) в наблюдении за явлениями ( пали Dhammānupassana ), который в Махасатипаттхана сутте значительно расширен . Эти сутты (беседы) подчеркивают практику сати (внимательности), которая служит «для очищения существ, для преодоления печали и скорби, для устранения страдания и печали, для того, чтобы идти по пути истины, для достижения ниббаны .
Источники
Датировка
Элементы Сатипатхана сутты можно найти в Самьютта-никае , которая принадлежат к древнейшим слоям буддийских текстов. Тщательно разработанная Махасатипаттхана сутта присутствует только в Дигха-никае тхеравады. утверждает, что сутта была составлена из элементов других сутт ещё в 20 г. до н. э. .
Перевод названий и сопутствующая литература
Термин пали satipaṭṭhāna — это составное слово, которое образовано от пали sati , внимательность и пали paṭṭhāna , «основание», либо пали upaṭṭhāna , «присутствие». Составные термины переводят следующим образом :
- пали sati-upaṭṭhāna — «присутствие осознанности» или «установление осознанности» или «пробуждение осознанности».
- пали sati-paṭṭhāna — «основа осознанности».
Согласно Аналайо, анализ показывает, что термин пали sati-upaṭṭhāna , «присутствие осознанности», имеет более этимологически правильное происхождение, поскольку пали upaṭṭhāna появляется как в Палийском каноне, так и в санскритском переводе этой сутты; тогда как пали paṭṭhāna встречается только в Абхидхамме и палийских комментариях к никаям .
Переводы названия « пали Satipaṭṭhāna sutta » включают:
- Сутта о способах установления памятования
- Основы (основания) осознанности
Что касается префикса «Маха-» в палийском заголовке Диггха-никая 22, он означает «великий» или «больший» и, вероятно, относится к расширенному разделу ДН 22 о внимании к Четырём благородным истинам.
Различные редакции и положение в каноне
В Палийском каноне Сатипаттхана сутта является десятой суттой Мадджхима-никаи. В издании канона Общества палийских текстов , эта сутта начинается на 55 странице третьего тома трёхтомника Мадджхима-никаи (M I 55) .
Что касается Махасатипаттхана сутты, это 22-я сутта Дигха-никаи . В издании канона Общества палийских текстов, эта сутта начинается на 289 странице второго тома трёхтомника Дигха-никаи (D II 289) .
В китайском каноне Нянь Чу Цзин (念 處 經, IAST : Smṛtyupasthāna Sūtra ), основанном на текстах cарвастивады , она находится в первом томе Тайшо Трипитаки, Мадхьяма Агама 26 . Другая похожая сутра находится в Экоттара-агаме и называется Экаяна-сутра 12.1, Сутра прямого пути .
Ранняя версия Смритюпастхана сутры также сохранилась в некоторых длинных сутрах Праджняпарамиты (тибетских и китайских), одна из них была переведена на английский язык Эдвардом Конзе . Эти отрывки, посвящённые осознанности, рассматриваются как первый элемент 37 крыльев пробуждения. По словам Бханте Суджато, «эта версия сатипаттханы демонстрирует освежающую простоту, которая может указывать на то, что она близка к ранним источникам» .
Бханте Суджато сделал обширный сравнительный обзор различных редакций сутты, изданный под заголовком « История осознанности » .
Более поздние источники
Материал Сатипатханы, включая различные объекты и практики медитации, рассматривается в различных более поздних трудах абхидхармы, таких как Вибханга и Патисамбхидамагга тхеравады, сарвастивады , , и .
В постканонических палийских комментариях классический комментарий к Сатипаттхана сутте (а также ко всей Маджхима никае) можно найти в Папанчасудани Буддхагхоши .
Поздние работы, такие как Абхидхармакоша Васубандхи и и Асанги , также комментируют четыре сатипаттханы.
Содержание
Палийская версия
В Сатипаттхана сутте МН 10 Будда определяет четыре основы осознанности, которые он созерцает или на которых сосредотачивается после того, как оставил позади мирскую жизнь: тело, ощущения, вызванные восприятием ( ведана ) , ум/сознание ( читта ) и умственные феномены ( дхаммы ). Затем сутта дает обзор буддийских практик под этими четырьмя заголовками .
1. Тело (кайя):
- осознанность к дыханию, успокоение телесных формаций (см. также анапанасати );
- осознанность к четырём позам и действиям;
- размышление о непривлекательности частей тела ;
- размышление об элементах , из которых состоит тело (земля, вода, воздух, огонь);
- созерцание на кладбище ;
- созерцание тела как тела внутренне, внешне или внешне и внутренне; созерцание в теле его природы возникновения, исчезновения, или его природы и возникновения, и исчезновения.
2. Ощущения, вызванные восприятием (ведана):
- понимание ощущений как приятных, неприятных и нейтральных;
- созерцание ощущений как ощущений внутренне, внешне или внешне и внутренне; созерцание в ощущениях их природы возникновения, исчезновения, или их природы и возникновения, и исчезновения .
3. Ум (читта) — осознание наличия и отсутствия в уме трёх ядов (привязанности, недоброжелательности и заблуждения), а также благих и неблагих состояний:
- сжатый/собранный/суженный ум ( пали saṅkhittaṃ ) или отвлечённый/несобранный /разбросанный ум ( пали vikkhittaṃ );
- возвышенный/всеобъемлющий ум ( пали mahaggataṃ ) или невозвышенный/неувеличенный ум ( пали amahaggataṃ );
- ум, который можно превзойти ( пали sauttaraṃ ) и непревзойдённый ум ( пали anuttaraṃ );
- сосредоточенный ум ( пали samāhitaṃ ) и несосредоточенный ум ( пали asamāhitaṃ );
- освобождённый ум ( пали vimuttaṃ ) и и неосвобождённый ум ( пали avimuttaṃ ).
4. Умственные феномены (дхаммы) на предмет их присутствия или отсутствия, а также возникновения и исчезания:
- пять препятствий (чувственное желание, недоброжелательность, лень и апатия, неугомонность и сожаление, сомнение);
- пять совокупностей (формы, чувств, восприятия, умственных образований (склонностей) и сознания);
- шесть внутренних и шесть внешних сфер (глаз/формы, ухо/звуки, нос/запахи, язык/вкусы, тело/осязаемые вещи, ум/умственные феномены);
- семь факторов просветления (осознанность, исследование, усердие, восторг, безмятежность, сосредоточение, невозмутимость);
- созерцание умственных феноменов в отношении Четырёх благородных истин .
Сравнение содержания в разных источниках
Смритюпастхана-сутра сарвастивады в некоторых отношениях отличается от версии тхеравады, например, в ней первым объектом созерцания вместо дыхания служат телесные позы. Бханте Суджато считает, что, вероятно, это делает упор на саматху или спокойное пребывание, в то время как версия тхеравады подчеркивает випассану или прозрение . В тексте также часто упоминаются «монахи и монахини», а не просто монахи-мужчины.
Раздел о Смритюпастхане можно найти в различных тибетских и китайских редакциях длинных сутр Праджняпарамита , таких как версия в 25 000 строк, переведённая Эдвардом Конзе . Эта скелетная версия Смритюпастханы включена в большую сутру и, таким образом, является частью беседы Будды с Субхути. Она лишь описывает конкретные практики для созерцания тела, остальные три сатипаттханы просто перечисляются .
Тхеравада |
Сарвастивада
|
Шарипутр-
абхидхарма |
Тхеравада
Махасатипаттхана- сутта |
Сарвастивада
Смритюпастхагна- сутра |
Экаяна сутра | Длинная Праджняпарамита | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Тело (кайя) | части тела | части тела, 6 элементов | 4 позы, ясное восприятие , анапанасати , части тела, 4 элемента , пространство (5 элемент), сочащиеся отверстия, осознание смерти | анапанасати, 4 позы, ясное восприятие, части тела, 4 элемента, осознание смерти | 4 позы, ясное восприятие, отсечение мыслей, подавление мышления, анапанасати, 4 модели дхьян, восприятие света, основа для анализа, части тела, 6 элементов, осознание смерти | части тела, 4 элемента, сочащиеся отверстия, осознание смерти | 4 позы, осознание, анапанасати, 4 элемента, части тела, осознание смерти |
Чувства (ведана) |
приятные/неприятные/нейтральные;
плотские/духовные |
приятные/неприятные/нейтральные; телесные/умственные; чувственные/не-чувственные |
приятные/неприятные/нейтральные;
плотские/духовные |
приятные/неприятные/нейтральные;
плотские/духовные |
приятные/неприятные/нейтральные;
телесные/умственные; чувственные/не-чувственные |
приятные/неприятные/нейтральные;
плотские/духовные; нет смешанных чувств |
нет данных;
источник без уточнений упоминает лишь о том, что человек практикует осознанность чувств |
Ум (читта) | жаждущий (или нет), гневный, заблуждающийся, ограниченный, возвышенный, превзошедший, самадхи, освобождённый | жаждущий, гневный, заблуждающийся, ограниченный, ленивый, мелкий, отвлеченный, спокойный, | жаждущий, гневный, заблуждающийся, ограниченный, возвышенный, превзошедший, самадхи, освобождённый | жаждущий, гневный, заблуждающийся, ограниченный, возвышенный, превзошедший, самадхи, освобождённый | жаждущий, гневный, заблуждающийся, запятнанный, ограниченный, мелкий, низкий, развитый, самадхи, освобождённый | жаждущий, гневный, заблуждающийся, привязанный, достигший, запутанный, ограниченный, всеобъемлющий, возвышенный, превзошедший, самадхи, освобождённый | нет данных |
Дхаммы | препятствия, факторы просветления | препятствия, 6 основ чувств , факторы просветления | препятствия, 6 основ чувств , факторы просветления, Четыре благородные истины | препятствия, 6 основ чувств , факторы просветления, Четыре благородные истины | препятствия, 6 основ чувств , факторы просветления | препятствия, факторы просветления, 4 дхьяны | нет данных |
Комментарии (на английском языке)
- Anālayo. (англ.) . — Birmingham: Windhorse, 2006. — 319 p. — ISBN 1-899579-54-0 , 978-1-899579-54-9.
- Anālayo. (англ.) . — Cambridge: Windhorse Publications, 2014. — viii, 319 p. — ISBN 1-909314-03-X , 978-1-909314-03-0.
- Anālayo. (англ.) . — Cambridge: Windhorse publications, 2018. — xiv, 235 p. — ISBN 978-1-911407-10-2 , 1-911407-10-4.
- S. N. Goenka. (англ.) . — Pariyatti Publishing, 2015. — ISBN 1-938754-89-1 .
- Joseph Goldstein. (англ.) . — Boulder, Colorado, 2013. — xvi, 459 p. — ISBN 978-1-62203-063-7 .
- Henepola Gunaratana. (англ.) . — Boston, 2012. — viii, 179 p. — ISBN 1-61429-038-5 , 978-1-61429-038-4.
- Thích Nhất Hạnh. (англ.) . — Berkeley, Calif.: Parallax Press, 2006. — 150 p. — ISBN 1-888375-62-0 , 978-1-888375-62-6.
- Nyanaponika Thera. (англ.) . — San Francisco, CA, 2014. — xxiii, 257 p. — ISBN 978-1-60925-993-8 , 1-60925-993-9.
- Sayadaw U Sīlānanda. (англ.) . — Boston: Wisdom Publications, 2002. — viii, 247 p. — ISBN 0-86171-328-1 , 978-0-86171-328-8.
- Soma Maha Thera, Kotahene. (англ.) . — 5th rev. ed. — Kandy: Buddhist Publication Society, 2003. — xxvii, 156 p. — ISBN 955-24-0256-5 , 978-955-24-0256-2.
- Bhante Vimalaramsi. 1 // (англ.) . — 1. print. — Annapolis, MO: Dhamma Sukha Meditation Center, 2012. — P. 59—123. — XVI, 286 p. — ISBN 978-1-4783-7306-3 , 1-4783-7306-7.
Литература
- Anālayo. (англ.) . — Birmingham: Windhorse, 2006. — 319 p. — ISBN 1-899579-54-0 , 978-1-899579-54-9.
- Bhikkhu Sujato. (англ.) . — Santipada, 2012.
Примечания
- ↑ . www.theravada.ru . Дата обращения: 10 октября 2020. 29 марта 2020 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 27 июня 2021. 20 февраля 2020 года.
- Kusala, Bhante. The Satipaṭṭhāna Sutta — A New Translation with the Pali and English (англ.) . — Dhamma Sukha Publications, 2014. — P. 31—33. — ISBN 1500407631 .
- Thero, Kiribathgoda Gnanananda. Pali and English Maha Satipatthana Sutta (англ.) . — Mahamegha Publishers, 2016. — P. 41—69. — ISBN 9781546562481 ..
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 10 апреля 2022. 14 марта 2022 года.
- , p. 304.
- ↑ , pp. 29—30.
- Thanissaro, Bhikkhu. (англ.) . www.accesstoinsight.org . Дата обращения: 18 июля 2022. 21 марта 2022 года.
- Nyanaponika Thera. (англ.) . — San Francisco, CA, 2014. — P. 9—10. — xxiii, 257 p. — ISBN 978-1-60925-993-8 , 1-60925-993-9.
- . dhamma.ru . Дата обращения: 29 ноября 2020. 10 мая 2021 года.
- ↑ (пали) . gretil.sub.uni-goettingen.de . Pali Text Society (1888). Дата обращения: 18 июля 2022. 26 июля 2021 года.
- (пали) . gretil.sub.uni-goettingen.de . Pali Text Society (1888). Дата обращения: 18 июля 2022. 25 июля 2021 года.
- The full text of this sutra in Chinese is at от 27 сентября 2011 на Wayback Machine . An English translation (Nhat Hanh & Laity, 1990) is at от 2 сентября 2013 на Wayback Machine .
- Thích Nhất Hạnh, Annabel Laity. (англ.) . SuttaCentral . Дата обращения: 18 июля 2022.
- ↑ , p. 273.
- ↑ .
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 23 мая 2022. 14 марта 2022 года.
- 2020-06-20
- 1