Украинская войсковая организация
- 1 year ago
- 0
- 0
Эльфрида Лозе-Вехтлер (нем. Elfriede Lohse-Wächtler, урожденная Анна Фрида Вехтлер; 4 декабря 1899 — 31 июля 1940) — немецкая художница-авангардистка, чьи работы были запрещены как «дегенеративное искусство», а некоторые уничтожены в нацистской Германии. Она страдала психическим заболеванием и была убита в бывшем психиатрическом учреждении в замке Зонненштайн в Пирне в рамках действия программы T-4 , программы принудительной эвтаназии в нацистской Германии.
Эльфрида Лозе-Вехтлер выросла в семье среднего достатка, уехала в 16 лет, чтобы учиться в Королевской школе искусств Дрездена с 1915 по 1918 год моде, затем прикладной графике. С 1916 по 1919 год посещала курсы рисунка и живописи в Дрезденской художественной академии. В 1919 году присоединилась к Дрезденской сецессионной группе и стала частью круга друзей Отто Дикса, Отто Грибеля и Конрада Феликсмюллера. Арендуя часть мастерской последнего недалеко от центра Дрездена, она зарабатывала на жизнь батиками, открытками и иллюстрациями.
В июне 1921 года вышла замуж за художника и оперного певца Курта Лозе, последовав за ним в Гёрлиц в 1922 году и в 1925 году в Гамбург . В последующие годы пара несколько раз расставалась. В 1926 году Эльфрида Лозе-Вехтлер вступила в Федерацию гамбургских художниц и любителей искусства; в 1928 г. ей удалось принять участие в некоторых выставках Новой Объективности.
В 1929 году у нее случился нервный срыв, и ее поместили в психиатрическую больницу в Гамбурге-Фридрихсберге. За два месяца пребывания она нарисовала головы Фридрихсберга — произведение, состоящее примерно из 60 рисунков и пастелей, в основном портретов других пациентов. После выздоровления и окончательного расставания с Куртом Лозе в 1926 году у нее начался творческий период. Она написала многочисленные картины с изображением гавани Гамбурга, сцены из жизни рабочих и проституток, а также автопортреты. Но несмотря на некоторые выставки, продажи и небольшие гранты, она жила в крайней нищете.
Из-за финансовых проблем и социальной изоляции к середине 1931 года она вернулась в дом своих родителей в Дрездене. Когда ее психическое состояние ухудшилось, отец поместил ее в 1932 году в государственный психиатрический приют в Арнсдорфе . Там ей поставили диагноз «шизофрения». С 1932 по 1935 год она была творчески активна, рисуя портреты и занимаясь декоративно-прикладным искусством. После того, как Курт Лозе развелся с ней в мае 1935 года, она стала недееспособной.
После отказа дать согласие на стерилизацию при нацистах ей больше не разрешили выйти из больницы. В декабре 1935 года она подверглась принудительной стерилизации в женской больнице Дрезден-Фридрихштадт на основании нацистской евгенической политики. После этого она больше никогда не рисовала.
В 1940 году ее депортировали в бывшую психиатрическую больницу в Пирна-Зонненштайн (расположенную в замке Зонненштайн в Пирне), где 31 июля она была убита вместе с большинством других жителей в рамках нацистской программы «эвтаназии». Официальной причиной смерти стала «пневмония с миокардиальной недостаточностью». В 1940-41 годах в этом учреждении, ранее известном своими гуманистическими традициями, нацистами было отравлено газом 13 720 человек, в основном психически больных или инвалидов.
Самый творческий период у нее приходится на время пребывания в Гамбурге. С 1927 по 1931 год она написала некоторые из своих основных работ. Большой интерес вызвали портреты психически больных людей, нарисованные ею в Гамбурге-Фридрихсберге (1929) и Арнсдорфе (1932–1935). В рамках кампании нацистов по борбьбе с «дегенеративным искусством» девять ее работ из художественного музея Hamburger Kunsthalle и музея Альтонаер были конфискованы и предположительно уничтожены в 1937 году, как и большая часть ее картин из Арнсдорфа.
Возобновление интереса к Лозе-Вехтлер началось с презентации некоторых ее картин в Райнбеке недалеко от Гамбурга. В 1994 году была основана ассоциация по продвижению творчества Эльфриды Лозе-Вехтлер (Förderkreis Elfriede Lohse-Wächtler). В 1996 году вышла в свет первая монография о ее творчестве, написанная Георгом Рейнхардтом. Это, а также выставки в Дрездене, Гамбурге-Альтоне и Ашаффенбурге положили начало более широкому восприятию творчества и судьбы художника.
В 1999 году в память о ней в Саксонской больнице в Арнсдорфе была установлена стела. В Пирне-Зонненштайн в 2005 году ей была посвящена улица, а с 2008 года ее имя носит улица в Арнсдорфе.