Interested Article - Коленда, Гавриил
- 2020-05-12
- 1
Юрий Гавриил Коленда ( белор. Гаўрыла Календа , польск. Gabriel Kolenda , укр. Юрі Гавриїл Коленда ; родился в 1606 — 1674 , Супрасль ) — предстоятель Русской греко-католической церкви с 24 апреля 1665 года до своей смерти в 1674 году .
Биография
Юрий Коленда родился около 1606 года в Виленском воеводстве в семье виленского писаря Ивана, происходил из белорусского шляхетского рода герба Бэлты . В 1624 году Юрий поступил в новициат ордена Святого Василия Великого в Бытенский монастырь, приняв новое имя Гавриил :132 . В 1627—1630 годах учился в Браунсберге ( Восточная Пруссия ), в 1630—1633 годах продолжил учебу в Виленской папской коллегии. Позже он проучился в Венском университете и в греческом колледже в Риме с 1 декабря 1636 года по 24 ноября 1639 года . Иосиф Рутский рукоположил его в 1633 году в пресвитера . Вернувшись в Вильну , 28 марта 1633 года был рукоположен в сан священника :132 . В 1640 году Юрий получил назначение на должность настоятеля Березвечского базлианского монастыря в Полоцком архиепископстве .
Вернувшись в Литву в 1640 году, Коленда стал заместителем архиепископа Полоцкого Антония Селявы , который в 1641 году стал главой униатской церкви в Великом княжестве Литовском .
С 1648 года Речь Посполитая переживала политический кризис. Восстание Хмельницкого представляло угрозу существования Речи Посполитой . Одной из целей казаков была ликвидация Русской униатской церкви , и это требование было признано приемлемым для поляков , которые, потерпев поражение от казаков, подписали Зборовский договор в 1649 году, против которого выступили только папский нунций и греко-католические епископы :230-1 . В том же году казачье войско прибыло, чтобы насильственно упразднить греко-католическую епархию Хелма , одного из оплотов греко-католической церкви . В сентябре 1651 года, в связи с Берестечским поражением , был подписан Белоцерковский мир , в котором больше не содержалось заявлений о ликвидации греко-католической церкви, которой было разрешено действовать в Хелме и Пшемысле :135 .
В 1652 году Антоний Селява назначил Гавриила Коленду епископом на Мстиславскую кафедру :135 . 23 июня 1563 года коадъютор , Пахомий Оранский, епископ Пинский , был убит казаками, и Коленда был избран новым коадъютором архиепископа Полоцкого c правом наследования .
После нескольких лет перемирия, в 1654 году произошло подписание Переяславского договора , в котором говорилось, что казаки присягали на верность Русскому царству , после чего началось вторжение русского войска в Речь Посполитую , так началась Русско-польская война (1654—1667 годы) . К этому конфликту добавилось вторжение Швеции переросшего в Северную войну (1655—60 годы) . Эта война привела к настоящей катастрофе целые народы, периоду массовых убийств и бедности, известному как Потоп . Русское войско начала вторжение с северо-востока, а казаки с юга, на занятых территориях царские войска и казаки уничтожали униатские церкви, монастыри, школы, убивали священников, монахов и просто обычных мирян :231 .
5 октября 1655 года скончался митрополит Киевский Антоний Селява . Коленда сменил его на посту предстоятеля греко-католической церкви , но не на посту митрополита , потому что из-за войны не было возможности ни созвать синод , как того требовал Святой Престол , ни заручиться поддержкой короля и великого князя, который предпочитал лишний раз не злить казаков, крайне враждебно настроенных по отношению к греко-католикам. Кроме того, на митрополичью кафедру также претендовал епископ Холмский Яков Суша , который пользовался поддержкой Яна II Казимира .
Во время войны Коленда был вынужден бежать от наступающих войск из Полоцка и вместе с мощами святого Иосафата скрываться в Супрасльской лавре . В 1658 году между Речью Посполитой и казаками был заключён Гадячский договор , который предусматривал возвращение казаков в состав Речи Посполитой и ликвидацию греко-католической церкви и отмену Брестской унии . Однако договор был подписан сеймом и королём в изменённом виде, который не предусматривал ликвидации Унии, этому поспособствовало давление Святого престола . Этот договор, однако, не соблюдался в полной мере из-за последовательных разногласий между сторонами.
Проблемы для Русской греко-католической церкви в этот период исходили также от латино-католических епископов Польши , которые пытались убедить Святой Престол избавиться от Русской греко-католической церкви и распространить свою юрисдикцию на верующих византийского обряда :233 . Чтобы получить помощь для своей церкви, Коленда отправил в 1644 году в Рим епископа Хелмского Якова Соузу, которому удалось убедить папство занять положительную позицию по отношению Русской греко-католической церкви , подтвердив её независимость от латинского епископата, добившись назначения Коленды на кафедру митрополита, получив подтверждение законности рукоположений, сделанных православными :234 . Таким образом, 22 апреля 1665 года Гавриил Коленда был официально назначен Митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси .
После Андрусовского перемирия в 1667 году война закончилась и положение Русской греко-католической церкви улучшилось, даже после потери и епархий. В 1668, а затем в 1669 году Коленде удалось добиться возвращения церковного имущества, утраченного во время войны, заключил с Латинской церковью соглашение о запрете латинским священникам собирать десятину с униатов. В 1660-е годы вывел несколько монастырей из подчинения базилиан , сделал их архимандритами и передал их в управление епископов. В 1666 году был избран на пост протоархимандрита базилианского ордена :140 . В 1667 году Коленда стал Протоархимандритом базилианского ордена , положив конец десятилетним спорам о главе ордена .
В 1669 году новый король Михаил Корибут Вишневецкий , выходец из некогда православного рода Вишневецких , уравнял униатское духовенство в правах с латинским. На его коронации была совершена литургия по византийско обряду . Михаил Корибут Вишневецкий предоставил митрополиту Коленде право заседать в Сенате , однако, он своим правом никогда не пользовался, чтобы не раздражать православных , лишённых такого права. После войны православных стали воспринимать как тайных агентов Москвы , готовых в любой момент предать Речь Посполитую и переметнуться на сторону врага. В результате численность православного населения неуклонно сокращалось, а численность униатов наоборот росло.
В конце жизни Коленда дважды (в 1671 и 1672 году) обращался к новому папе Клименту X с предложением повысить статус почитания блаженного Иосафата Кунцевича .
Гавриил Коленда умер 11 февраля 1674 года и был похоронен 18 февраля в Софийском соборе в Полоцке :141 .
Примечания
- Сяргей Казуля. Календа Гаўрыіл/ Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя . У 3 т. / рэд. Г. П. П інш. Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — Мінск : Беларуская Энцыклапедыя, 2005. С. 18.
- ↑ іваненко-коленда, с.і. митрополит київський, галицький та всієї русі гавриїл коленда (укр.) // Український історичний журнал. — 2006. — № 5 . — С. 131—144 .
- Blazejowsky, Dmytro. Ukrainian and Bielorussian students at the Pontifical Greek College of Rome (англ.) // No. Sectio II, vol X (XVI), Fasc 1—4 . — P. 154 . : newspaper. — Rome: sumptibus PP. Basilianorum, 1979. —
- белор. Быцень Быцень , in Ivatsevichy Raion
- Welykyv, Athanasius. Gabrielis Kolenda Biographia // Epistolae metropolitarum Kioviensium catholicorum Raphaels Korsak, Antonii Sielava, Gabrielis Kolenda (эст.) . — Rome, 1956. — С. 310—312. — ( . Serie 2. Sectio 3).
- ↑ Baran, Alexander. Propaganda's concern for the Church in Ukraine and Bielorussia // Sacrae Congregationis de Propaganda Fide Memoria Rerum (порт.) / Metzler J.. — Herder, 1971. — Т. I/2.
- ↑ Senyk, Sophia. The Ukrainian Church in the seventeenth century (неопр.) // № Sectio II, vol XV (XXI), Fasc 1—4 . — С. 358—359 . . — Rome: sumptibus PP. Basilianorum, 1996. —
- Blazejowsky, Dmytro. Hierarchy of the Kyivan Church (861-1990) (англ.) . — Rome, 1990. — P. 251, 282.
- Pelesz, Julian. (нем.) . — Woerl, 1881. — S. 237. 2 февраля 2015 года.
- . media.catholic.by. Дата обращения: 6 июня 2019. 6 июня 2019 года.
Литература
- Historia Kościoła w Polsce. Tom 1. Część 2. — Poznań — Warszawa, 1974.
- Коялович, М. О. Литовская церковная уния. Том 2. — СПб.: Типография духовного журнала «Странник», 1861.
- Николай (Долматов), архим. Супрасльский Благовещенский монастырь: историко-статистическое описание / Составил архимандрит Николай (Долматов). — СПб.: Синодальная типография, 1892.
Греко-католическая церковь Речи Посполитой | ||
Предшественник
Антон Селява |
Полоцкий архиепископ
1655 — 1674 |
Преемник
Киприан Жоховский |
Предшественник
Антон Селява |
Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси
1655 — 1674 |
Преемник
Киприан Жоховский |
Предшественник
|
1666 — 1674 |
Преемник
|
- 2020-05-12
- 1