Google Fiber
- 1 year ago
- 0
- 0
От имени участников Википедии приветствую вас в её разделе на русском языке. Надеемся, вы получите большое удовольствие от участия в проекте.
Обратите внимание на основные принципы участия: правьте смело и предполагайте добрые намерения .
Полезные для вас страницы:
Статьи в Википедии не подписываются (список авторов формируется автоматически и доступен в
истории правок
статьи); в обсуждениях при редактировании кода, пожалуйста, ставьте после сообщения четыре тильды (
~~~~
): они будут автоматически преобразованы в
подпись
и дату.
На своей вы можете сообщить некоторые сведения о себе — например, владение языками или интересы .
Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь справочными материалами . Если вы не нашли в них ответа на ваш вопрос, задайте его своему наставнику через « Домашнюю страницу » или через при редактировании статьи. Также можно обратиться на форуме помощи .
Если вы не можете создать статью одной правкой и намерены вернуться к её написанию позже, поставьте в начало текста шаблон
{{subst:
Редактирую
}}
для уведомления об этом других участников.
И ещё раз, добро пожаловать!
Hello and welcome to the Russian Wikipedia! We appreciate your contributions. If your Russian skills are not good enough, that’s no problem. We have an embassy where you can inquire for further information in your native language. We hope you enjoy your time here!
При вопросах обращайтесь к участнику Jack Pomi , помощь будет оказана менее, чем за 6 часов. — 19:59, 30 декабря 2020 (UTC)
Уважаемый участник! Созданная вами статья Янош Харматта слишком короткая . По правилам Википедии такие статьи подлежат удалению без дополнительного обсуждения в соответствии с критериями быстрого удаления . Пожалуйста, имейте в виду, что если в ближайшие два дня статья не будет дополнена, её придётся удалить. Igor Borisenko ( обс. ) 12:00, 29 декабря 2021 (UTC)
Начнем по порядку. Цитирую: "Из сообщения ат - Табари известно , что царя эфталитов назывался Ахшунвар ( Вахшунвар , по другим данным имя царя было - Хушнаваз ".
У всех последних правителей среднеазиатских государства были арабские имена: Cеид Алим-хан , Насриддин-хан , Саид Абдулла-хан . У больше половины узбеков арабско-персидские имена. Говорит ли это, что они имеют арабское или персидское происхождение? Как можно видеть - нет.
"Ираноязычные племена по мнениям авторитетных издательств "Наука" и Академии наук СССР. Если не согласны, то прошу на СО привести докозательства о неавторитености "Науки" или Академии наук СССР. Интересно было бы узнать почему это не АИ"
В турецкой и венгерской тюркологии, эфталитов признают тюрками (Сефероглу, Мударрисоглу, 1986,29; Расонье Л., 1993, 73). Можно ли на основании мнения этих людей считать что-то истиной в последней инстанции? Из стать об АИ: "Авторитетность относительна, конкретна и контекстуально зависима. Относительность означает, что для Википедии не существует источников, авторитетных по любому вопросу или не авторитетных ни по какому. Конкретность и контекстуальная зависимость означает, что вопрос об авторитетности чаще всего рассматривается применительно к некоему конкретному утверждению ."
Также: "Даже имея одни и те же первичные источники, разные аналитики могут приходить к разным выводам по поводу полученной информации. Авторы могут искать и находить такие первичные источники, которые согласуются с их точкой зрения. Осознаваемые и неосознаваемые искажения, ошибки и опечатки не всегда очевидны, лучший способ избавиться от них — сверять информацию с другими вторичными источниками".
Безусловно заслуживают внимания и уважения люди, которые больше других знают факты по какой-либо обсуждаемой теме и могут их честно представлять и комментировать. Но также не подлежит сомнению и то, что в научной дискуссии главные авторитеты — сами факты, а не интерпретаторы (иногда не совсем объективные, и которые могут просто ошибаться). Из статьи про АИ: "Факт — это то, что существует или существовало в реальности. В рамках энциклопедии фактом признаётся утверждение, по поводу которого существует консенсус учёных и экспертов в данной области. Доверяйте фактам, в том числе фактам о мнениях, но не самим мнениям . Например, для нас является фактом, что Земля вращается вокруг Солнца. То, что Солнце вращается вокруг Земли, — не факт, но то, что так полагал Птолемей — снова факт "
Поэтому, не стоит быть настолько категоричным в формулировании статей. В данной ситуации нужно писать о точке зрения, а не утверждать.
"Закрепил мнения Прокопия авторитетными источниками Пигулевской и Брыкиной. Издательство "Наука" по мне это АИ, а если нет то прошу доказать на СО неавторитетность издательства "Наука""
В книги Пигулевской и Брыкина - вторичный источник, в котором некорректно использован первичный материал, т.е, в данном случае - цитата Прокопия об эфталитах была искажена. При свирении первоисточника и вторичного, обнаруживаются несовпадения.
Сравните цитату, которую вы привели и оригинал: " Хотя эфталиты народ гуннский и [так] называется , они однако не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них…, они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле. Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов."
Оригинал: " Эфталиты являются гуннским племенем и называются гуннами , однако, они не смешиваются и не общаются с теми гуннами, о которых мы знаем, поскольку не граничат с ними и не расположены поблизости от них, но соседствуют они с персами у северных их пределов, там, где у самой окраины Персии есть город по имени Горго 22. Здесь из-за пограничных земель они обычно воевали друг с другом. (3) Они не кочевники, как другие гуннские племена, но издавна живут оседло на плодоносной земле. (4) Они никогда не вторгались в землю римлян, разве что вместе с мидийским войском. Среди гуннов они одни светлокожи и не безобразны на вид. (5) И образ жизни их не похож на скотский, как у тех. Ими правит один царь и обладают они основанным на законе государственным устройством, живя друг с другом и с соседями честно и справедливо, ничуть не хуже римлян или персов."
Согласитесь, создается какое-то другое впечатление.
Вы пишите, что Прокопий выводит эфталитов из массагетов, цитируя, что он пишет, что гунны раньше назывались массагетами. Как вы определили ,что он говорит именно про белых гуннов и именно их "выводит из массагетов", а не об обычных, которые "не белые", и вообще всех гуннах? Понять нельзя - нужно только поверить. Вот тут Феофилакта Самоката выводит тюрков-авар из скифов: "среди скифских народов племя аваров является наиболее деятельным и способным" (История, VIII, 4).
А тут Менандр Протектор выводит тюрков Ашина от саков: "Турки, в древности называвшиеся саками, отправили к Юстину посольство с мирными предложениями." (История. Ехс. De leg. Rom. 151, 152.). И что будете с этим делать? Игнорировать? Или подгонять факты под хотелки? В последних двух случаях, между прочим ,понятно, что речь идет именно об аварах и тюрках Ашина, не о каких-то неопределенных гуннах - может быть белых "правильных", а может быть "черных", а может быть вообще всех, какого именно "выводит" непонятно.
Поэтому, я надеюсь вы перестанете заниматься выборочным предоставлением фактов .
— Максимумфактов ( обс. ) 16:44, 1 января 2022 (UTC)
( ) 18:55, 1 января 2022 (UTC)
— Максимумфактов ( обс. ) 15:17, 2 января 2022 (UTC)
А теперь к исчточникам.
Тюрки —.варвары, как и эфталнты,— в своем внутреннем общественнополитическом строе также сочетали военнорабовладельческие и общиннородовые элементы. Однако их историческая роль была существенно иной, что определялось прежде всего тем, что в самом тюркском обществе процессы разложения военнодемократического уклада продвинулись уже значительно дальше. Тюркские каганы явно блокируются с феодализирующейся аристократией среднеазиатских царств, поддер живая ее в борьбе против народа и опираясь на нее в борьбе против демократических движений в самом каганате. Эта роль тюрков особенно ярко выступает в событиях, происходивших в Бухаре в 80х годах V[ в. и тесно связанных с внутренней социальной борьбой в Каганате.
С этой областью в раннем средневековье было связано имя Кердер, или Курдер, откуда Лерх с большим основанием выводит имя гуннов-кидаритов, под которым на первом этапе своего движения выступают «белые гунны>. Само имя эфталитов, повидимому, представляет собой искажение тюркизированной формы имени массагетов (Gwetaali, «народ Гвета»), т. е. в их лице мы видим оставшихся на своей древней приаральской родине потомков массагетов.
Источник : .
А теперь вопрос давно массагеты тюрки ?? Почему Толстов написал тюрки как и эфталиты?? то есть это все же два разных народа?? Тюрки являются потомками массагетов, если да то каким образом? Попрошу на будущее источники свои как я в виде книг закрпелять, посмотрю авторитетность издательсва.
Вот это непонятный набор текста и их еше проверять надо , поэтому ссылку на книги , а не фамилии и цифры. Как может слово Уар быть этимологией слова Эфталитов??? этого корня даже в назывании нет. Я подожду пока вы мне кините адекватные ссылки книг, где четкое называние и имя издательства.
А теперь некоторые уточнения
Несмотря на то, что по поводу происхождения и этнической принадлежности эфталитов имеется огромная, уже почти необозримая литература, оба эти вопроса не могут читаться решенными. Начнем с имени эфталитов, которых называли белые хунны. Почему хунны и почему белые? Во-вторых, происходит ли этноним «эфталит» от имени царя (как думал Гиршман), или от места обитания, или же это политический термин? В-третьих, кем были эфталиты в расовом отношении? В-четвертых, где была их исконная земля? Ибо ее помещают и к северу и к востоку от Согда. И, наконец, какое место занимали эфталиты в семье центральноазиатских народов, с которыми они соприкасались гораздо чаще, чем с Ираном и Индией. Вот вопросы, которые встают перед исследователем и без выяснения которых почти вся история внутренней Азии в I тысячелетии н. э. остается неясной. Относительно происхождения эфталитов существует несколько гипотез, которые я излагаю кратко. Одни выводят эфталитов от юечжей . Эта гипотеза находит свое подтверждение в свидетельстве Прокопия : «хотя эфталиты народ Уннского племени, но они не смешаны и не сносятся с известными нам Уннами, ибо ни смежной области у них нет, ни вблизи от них не живут». Это мнение разделяет наиболее серьезный исследователь эфталитов Вивьен де Сен-Мартен, опираясь на Дегиня Курсивное начертание . Действительно, очень удобно объяснить название «Белые унны» сопоставлением загадочных эфталитов с народом юечжи , кочевыми арийцами, но это встречает непреодолимое препятствие в свидетельстве Бэй-ши, где, наряду с Йеда эфталитами, упомянуты сами Да-юечжи индоскифы. К тому же, местное население называлось тохары, и источник отнюдь не отожествляет их с эфталитами — йеда, идань. При этом китайский автор Суй-шу выводит лишь царствующую династию эфталитов от юечжей, а отнюдь не весь народ. Вследствие этого гипотеза Вивьен де Сен-Мартена оказывается недоказанной. По вопросу, откуда пришли эфталиты, также существует несколько точек зрения. Шпехт выводил их из северного Китая 6 и относил их появление ко второй половине V в. Однако известно, что персы воевали с эфталитами уже в первой половине V в. Мнение Шпехта праведливо игнорируется Друэном и Шаванном. По мнению Паркера, эфталиты — это юебань , тем самым он причисляет их к тюркам. Сходное мнение высказывают Блоше и С.П.Толстов, но это мнение разбивается о прямое указание Бэй-ши, что язык эфталитов не тюркский'' . Грумм-Гржимайло предлагает гипотезу, согласно которой ветвь юечжей попала на Алтай, объединилась с тамошними динлиыами и в V в., разрушив Юебань,через Среднюю Азию пробралась в Тохаристан. Однако раскопки Пазырыка показали, что алтайские европеоиды не светловолосые динлины, а темноволосые арийцы. Н. Веселовский относит эфталитов к арийцам, но не поясняет, откуда они взялись. Из ныне существующих концепций можно привести мнение С. П. Толстова, который выводит эфталитов с берегов Сыр-Дарьи, в связи с «общим подъемом варварских племен в IV в.». Эфталитской проблемы касался Маркварт. Взгляды этого талантливого исследователя с течением времени менялись, но тем не менее сыграли свою роль при разработке целого ряда проблем истории Востока, в том числе и эфталитской. Уделяли внимание эфталитам Шаванн и Нольдеке. Однако разбор всех этих сочинений увел бы нас от самой проблемы в сторону истории проблемы.
Источник : стр 130 и 131.
Вывод: На основании всего изложенного приходится признать, что гипотеза, выводящая эфталитов из Центральной Азии и
считающая их тюркским народом, встречает ряд непреодолимых противоречий
с фактами исторической и физической географии. Эта гипотеза возникла в XIX в., когда география Центральной и Средней Азии была еще малоизвестна, а об изучении климатических колебаний не было и речи. В наше время это реликт ранней стадии развития науки, тогда как предположение о том, что эфталиты - припамирские горцы, подтверждается всеми достоверно известными фактами и противоречит только устарелым гипотезам.
Источник :
Есть мнение о языке эфталитов как иранской гурппы, но нет как тюркской. Народ определяется по языку. Это я только по Гумилеву прошелся, я еше Яноша Харматту не процитировал. Маркварт, Нольдеке и прочие ученые привели хорошие примеры на счет эфталитов и эти мнения есть в статье Кадисины. Пигулевская эфталитов и кадисиев возводит к племенам единого происхождения. А кадисины не тюрки и не были ими. Вестник древней истории это издательство Наука, то есть академическое мнение. Так что закрепите каждый свой источник книгами, чтобы можно было анализировать.
Как так получается что Фр. Альтхейм пишет , что эфталиты тюрки , а сам в своей книги разделаяет тюрков и эфталитов??? Давайте ка источник ваш проверим!
Следуя Вивьен де Сен-Мартену, Фр. Альтхейм полагает, что Бахрам Чубин в 589 г. воевал с эфталитами , а не с тюрками, и это недоразумение вынуждает его - вполне последовательно - счесть эфталитами Низак-тархана, а также противников Кутейбы ибн-Муслима в 671-672 гг. и врагов Мухаллаба, мешавших ему взять Кеш в 701 г. Иными словами, он, следуя Р. Гиршману, отождествляет эфталитов с хионитами и кидаритами, предполагая лишь, что слово "эфталит" обозначало членов царского рода, а "хионо" - народное название. Этому, однако, противоречат сведения из китайских источников и Масуди об этнической близости эфталитов к юечжам и согдийцам, также приведенные Фр. Альтхеймом
Источник : Страница 511
(
)
16:43, 2 января 2022 (UTC)
Что касается описания эфталитов Прокопия Кесарийского, то оно не соответствует АИ, ибо не соответствует оригиналу. — Максимумфактов ( обс. ) 14:02, 4 января 2022 (UTC)
Не избегайте моих вопросов и ответье на все четко, я ваши вопросы не избегаю, если бы правда была на вашей стороне, то википедия бы все давно исправила.
А теперь посмотрим академическое мнение Пигулевской у Иоанна Аптпохийского. Последний сообщает, что Пероз погиб в войне с гуннами, что его сын и наследник Кавад был заключен в темницу по проискам неких людей из власть имущих и бежал к «кадисенам, называемым гупнами» (πρός τους Καοισηνοϋς λεγομένους Ουννους).Καδισηνοι — очевидно, гунны-гефталиты, о которых сообщает Иешу Стилит различные подробности.
Источник: страница 26
Необходимо указать на то, что с белыми гуннами Маркварт связывает и неоднократно поминаемых кадисеев — «катиск» армянских источников. Эти кадусии, или кадисеи, заняли персидскую провинцию Герат. Первоначально Маркварт сомневался в том, считать ли их хионитами или эфталитами, но в последующих работах он считал их эфталитами.” Сирийский писатель Исаак Антиохийский , писавший около 400 г., говорит, что кудишайе жили около Низибии. Нельдеке считал их родственниками курдов,с которыми, по его мнению, у них имелось много общих черт. В сохранив шихся фрагментах Иоанна Антиохийского имеется указание, что кадусии причислялись к гуннам. Эти свидетельства дают основание полагать, что кадусии принадлежали к белым гуннам.
Источник: Пигулевская. Сирийские источники по народам СССР. страница 48
Я поставил вопрос в статье эфталитов в тюркской гипотезе, но вы взялись в ответ ставить под вопрос очевидные источники, ведь они доступеы в интернете и там нет фальсификаций. Вы же тупо играете и избегая моих вопросов оскорбляете меня и начианете удалять источники, таким образом пантюркизм историю скифов и прочих иранцев никогда не докажут. Давайте лучше комментарий по кадисинов и академическое мнение, а также не подсовывайте свои фальшивые источники. Академического мнения у вас все равно нет, не надо историю фальсифицировать. Если массагеты тюрки докажите в той статье их отношение к тюркам. А не приципляйтесь к высказыванию Толстова, что гвета ли тюркская форма, тюрки многие страны и народы по своему зовут и от этого теперь все тюрки?? на место эфталитов пришли тюрки и естесственно тюрки могли называть массагетов словом гвета и это никто не отрицает. Поэтому вопрос о тюркской гипотезе еще отрыт и жду академическое мнение. ( ) 17:40, 4 января 2022 (UTC)
Источников уйма. Поэтому нужно их сверять и писать строго факты, известные об эфталитах. То, что эфталитов называли белыми гуннами и вообще просто гуннами - факт? Факт.
"Я заметил, что вы обрываете тексты и выдаете все что вам выгодно"
Я обрываю? Вы привели мнение Толстова о происхождении этнонима эфталитов, при том обрывистое. Он пишет, что gweta - это корень названия массагетов, а el от тюркского "народ, племя", в целом gweta-ali "народ Гвета". Почему вы не написали о семантике этнонима? Всего лишь надо было полностью передать то, что он написал, а не коверкать, опуская "нежелательную" информацию.
"вы обрываете тексты и выдаете все что вам выгодно, почему вы пигулевскую привели и не заметили, что там кадисии или кадусии племя эфталитов??? почему вы обходите все этти моменты??"
Причем тут вообще кадусии, если речь идет о эфталитах и то, что проанализировав источники Пигулевская пришла к выводу, что эфталиты, цитирую "относилось к разноплеменным и разноязычным народам" . Про ваши кадусиев речь вообще не шло.
"Раз вы такой умный, то дополните и потвердите все истточники цитатами в статье, а не туао убирайте ираноязычность"
Лучше вы не пишите в начале как аксиому, что они "ираноязычные", ссылаясь на частные МНЕНИЯ. Начальный заголовок в данном случае вообще лучше не трогать (не писать, что тюрки или иранцы), только факты, типа, их также называли эфталитами, абделами и белыми гуннами, ибо это факт, упоминающийся у летописцев тех времен. Пускай будет "племена" и всё.
"Сначала говорили , что Альтхайм, Гумилев"
Что насчет Альтхайма? Разве он не писал о тюркской семантике этнонима эфталитов? Писал? Писал. Цитирую: F. Altheim assumes a Turkish origin for the Hephthalites. In his own studies he affirms, that the Hephthalites were Turkish speaking Altaic tribes. The ethnonym “Hephtal” is drawn from the Turkic root: yap, meaning to do, to make plus verbal – nominal suffixes t and l. The recontructed word is yap-t-il which means “creator, active one” (“Schaffender, Tätiger”).
A.Kurbanov. The hephtalites: archeological and historical analysis. 14.
Что касается Гумилева, то я сослался на него, чтобы объяснить, что тюрки Ашина (кёктюрки) 5-6 веков - это тюрки не в современном понимании. Термин «тюрк» стал использоваться, как аналог античного «скиф» или «гунн» арабами, начиная с VII века — со времени создания Исламского халифата. Использование именно этого термина связано с тем, что начало вступления арабов на мировую политическую арену и их активных контактов со внешним миром в различных направлениях, совпал с периодом существования Тюркского каганата (VI — IX вв.), основателями которого было племя тюрков (кёктюрков), название которых в арабской литературной традиции стало использоваться по отношению ко всем родственным по языку и этнокультуре народам Евразии. В качества мнение в пользу тюркского происхождения эфталитов, я его приводил вообще. Что непонятно?
Я предлагаю вам следующее решение проблемы:
1. В начале заголовка вы не пишите, что они ираноязычные, я не пишу, что они тюркоязычные и тд, только факты. Пускай будет как раньше - племя.
2. Цитату Прокопия Кесарийского об эфталитах я предлагаю передать полностью, которая в оригинале, либо удалить вообще, ибо та, которая там стоит, искажена и представляет из себя какой-то суррогат, как будто кто-то намеренно исказил так, чтобы отдалить эфталитов от гуннов. Да и вообще, как эта цитата говорит в пользу иранского происхождения эфталитов - в ней говорится, что эфталиты племя гуннское и называется гуннами, однако отличаются от них белым лицом и являются оседлыми, вот и всё отличие от других. Как будто оседлость и уж тем более белое лицо (большинство иранцев смуглые) - это свойство ираноязычных народов. Да и тюрки как разные: есть светлые, оседлые, кочевые и тд. То, что приведено в цитате - не признак какого-то отдельного народа. Гиппократ вообще скифов описал желто-красно-кожими кочевниками, исходя из этой логики, они не ираноязычные, как принято считать. Так что приведенная цитата точно не может служить каким-то аргумента, просто потому что она ни о чем не говорит.
"Но вы взялись в ответ ставить под вопрос очевидные источники, ведь они доступеы в интернете и там нет фальсификаций"
Я поставил вопросы там, где нет источников. Укажите источник и всё. Что касается источника [8], то он не соответствует тому, что написано в статье. Вы написали, что "у Феофан Византийский (VI в. н. э.) сообщает, что царь эфталитов (с правления которого начинается история эфталитов) носил имя Вахшунвара" При том в самом источнике на странице 49 нет ничего про Феофана Византийского. Там написано, что Ахшунваром его называл ат-Табари, живший в 9-10 веках, а Феофана не упоминается.
— Максимумфактов ( обс. ) 18:48, 4 января 2022 (UTC)
Добрый день. Поздравляю вас с с созданием статьи Алхонские гунны . Однако хочу заметить, что использованное вами название довольно спорно. Во-первых, оно является термином англоязычной историографии, а в русской не принято эфталитов отделять от этих загадочных «алхон». Во-вторых, применение к ним слова «гунны» тоже весьма спорно, ведь с точки зрения жителей Индии вторгающиеся с севера кочевники носят имя «хуна», а не «гунны», и такое отождествление весьма вольно. И третье. На монетах, приписываемых алхонам, выбито бактрийское слово «Alxanno», от которого и произошло название «Alkhon». Неясно, означает ли это слово племя, правителя или королевский титул. Поэтому, по моему мнению, такой перевод названия очень преждевременен. 2.135.64.186 10:00, 23 января 2022 (UTC)
Здравствуйте! Страница « Харматта, Янош », созданная вами, была номинирована на удаление. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице « Википедия:К удалению/3 февраля 2022#Харматта, Янош ». Пока процесс обсуждения не завершён, вы можете попытаться улучшить статью и привести аргументы за её оставление в соответствующем обсуждении , однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления всего содержимого.
Возможно, вам также пригодятся ссылки на советы, что делать в данной ситуации:
Если вы не хотите получать оповещения о вынесении ваших статей на удаление, попросите владельца бота добавить вас в список исключений. -- QBA-II-bot ( обс. ) 08:31, 3 февраля 2022 (UTC)