Диполь Индийского океана
- 1 year ago
- 0
- 0
Подавление индийского восстания англичанами — первая картина русского художника Василия Верещагина из цикла «Трилогия казней». Полотно изображает сцену расправы британцами над сипаями (или сикхами-повстанцами) жестоким способом « дьявольский ветер », также известным как «развеивание из пушек». Данный тип казни применялся британскими войсками при подавлении Индийского народного восстания 1857—1859 годов . Поскольку, по альтернативной версии, картина отсылает не к восстанию сипаев конца 1850-х годов, а к репрессиям в отношении сикхской секты в 1870-е годы, корректнее использовать более точный вариант наименования — «Казнь из пушек в Британской Индии».
Нынешнее местонахождение картины неизвестно.
В 1882—1883 годах Василий Верещагин отправляется в своё второе путешествие в Британскую Индию . Он посещает Бомбей, Мадрас, Дели, Агру и Джайпур. Ещё во время первой поездки в Индию (1874—1876) художник, потрясенный нищетой и унижениями, которые испытывали жители страны, задумывает показать историю « заграбастания» (колонизации) Индии британцами . Несмотря на наличие таких замыслов, Верещагин концентрируется на других сюжетах, посвященных людям, культуре, архитектуре и природе. Все эти работы были объединены в «Индийскую серию». На колониальную тематику Верещагин пишет масштабное полотно «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году», работу над которым заканчивает в 1879 году . Однако другие идеи остаются неосуществлёнными. Во время второго путешествия по Индии Верещагин собирает сведения о жестокостях, учиняемых британцами по отношению к народам Индии [ источник не указан 668 дней ] .
В 1884 году Верещагин завершает работу над картиной об использовании «дьявольского ветра» британцами в Индии. Приблизительно через год художник дописывает «Казнь заговорщиков в России», второе полотно из цикла о казнях. Ещё через два года мастер создает последнюю картину из данной серии — «Распятие на кресте у римлян» . Наряду с другими работами Верещагина эти три полотна пользовались успехом американской публики, познакомившейся с творчеством мастера в ходе нескольких выставочных турне в 1888—1891 годах. В ходе своих мировых гастролей Верещагин четырежды выставлял свои работы в Лондоне. В Англии «Казнь из пушек в Британской Индии» вызвала большое возмущение .
Известно, что «Казнь заговорщиков в России» и «Распятие на кресте у римлян» были куплены на аукционах частными коллекционерами . Последующая история «Казни из пушек в Британской Индии» неясна. По некоторым сведениям, картина, как и две другие из данной серии, была приобретена на аукционе неизвестными покупателями (возможно, подставными лицами, действовавшими в интересах британского правительства). Информации о дальнейшей судьбе картины (была ли она надёжно спрятана или уничтожена) обнаружить не удалось [ источник не указан 668 дней ] .
Существует версия, что картина некоторое время находилась в США, после чего была выкуплена британскими властями и уничтожена. Встречаются даже утверждения, что британцы якобы даже расстреляли картину из пушек
Несмотря на то, что картины Верещагина отличаются высокой степенью детализации (считается, что при подготовке к написанию «Подавления…» Верещагин создал этюд «Пушка» для проработки нюансов ), в них много неточностей. Часто можно встретить несоответствие названия полотна и изображения . Сергей Знаковский, эксперт по регулярной армии Бухарского ханства, отмечает, что работы Верещагина далеко не всегда можно использовать как иллюстрацию военной униформы сарбазов . На одноимённой картине 1868 года можно увидеть монгольского лучника, а не солдата бухарских войск .
Наконец, в пользу второй «сикхской» версии говорит время написания картины. Первое путешествия Верещагина в Индию отстоит от восстания сипаев на 15 лет, тогда как сикхские бунты были в самом разгаре. Что касается «дьявольского ветра», то британцы продолжали применять этот способ казни после подавления мятежа 1857—1859 годов. Например, в 1871 году 49 членов сикхской секты намдхари (кука) были казнены с применением «дьявольского ветра» за нападение на скотобойню . В 1872 году в княжестве Малеркотла более 60 намдхари, включая детей, были публично растерзаны выстрелами из пушек .