В расширительном толковании — любое разгульное пиршество,
оргия
; в переносном смысле — широкий спектр состояний беспорядка, от мелкой локальной неорганизованности до газетной гиперболы, характеризующей широкомасштабный разгул своеволия, буйства и зачастую насилия в широких общественных масштабах.
Содержание
История
Первоначально мистерии вакханалий проводились под покровом ночи, их посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле
Авентинского холма
16-го и 17-го марта
. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц. Празднества эти соединялись с диким разгулом и нередко сопровождались элементами насилия.
Римский Сенат выступал в качестве противника вакханалий в рамках многовековой римской политики по противодействию тайным и подозрительным мистическим сборищам любого толка (не только участникам вакханалий, но позже также христианам и т. д.)
. Это нашло своё отражение в сенатском постановлении 186 года до н. э.
Senatus consultum de Bacchanalibus
, которое было найдено в виде надписи на бронзовой табличке в
Калабрии
в 1640 году и ныне хранится в
Вене
. Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений
. Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, окончательно вакханалии так и не были искоренены, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время, а имя их надолго осталось для обозначения шумных торжеств, и в этом смысле употребляется и в России.
Patricia Monaghan.
(англ.)
. — ABC-CLIO, 2009. — P. 419. —
ISBN 978-0-313-34989-8
.
2 ноября 2021 года.
В переводе сенатского постановления на английский:
No one in a company of more than five persons altogether, men and women, shall observe the sacred rites, nor in that company shall there be present more than 2 men or 3 women, unless in accordance with the opinion of the praetor urbanus and the senate as written above.
То есть проблема виделась Сенату в первую очередь в таинственности сборищ как таковой, а не в конкретных аспектах их содержания.
Дионисии, дионисиевы религиозные братства и римские вакханалии
//
= Die Geheimen Gesellschaften, Verbindungen und Orden. —
СПб.
: Изд-во О. Н. Поповой, 1905. — Т. I. — С. 97—100. — 312 с.
Шюре Э.
= Les Grands Initiés. — 2-е изд. — Калуга: Тип. Губ. Земской Управы, 1914. — С. 180—181. — 421 с.
Элиаде М.
Еврипид и оргиастический культ Диониса
// История веры и религиозных идей. —
М.
: Критерион, 2001. — Т. I. От каменного века до Элевсинских мистерий. — С. 330—335. — 463 с. —
1000 экз.
— ISBN 5-901337-03-04.
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).