Interested Article - Кроза

Об итальянской деревне см. Кроза (Италия)
Портрет вдовы Антуана де Кроза, маркиза де Шателя

Братья Антуан и Пьер Кроза́ ( Crozat ) — уроженцы Тулузы , которые в правление Людовика XIV стали самыми богатыми людьми Франции , кредитовали королевский двор и в 1712–1717 гг. располагали монополией на управление Луизианой (обширными французскими владениями в Северной Америке).

Старший из братьев Антуан Кроза носил титул маркиза де Шателя и плотно занимался американскими делами, вкладывая средства в треугольную торговлю через Гвинейскую компанию . Ему принадлежали крупные табачные плантации в Вест-Индии ; при Кроза табакокурение стало распространяться и в Европе. По его поручению Кадиллак занимался розысками золота в Северной Америке. В конце жизни Кроза охладел к освоению Луизианы и сосредоточился на строительстве — предприятии, которое оставалось незаконченным, когда он умер в 1738 году.

Младший из Кроза, Пьер, был в шутку прозван Бедняком, так как истратил своё состояние на скупку художественных сокровищ. Его художественный «кабинет» считался лучшим из частных собраний Парижа. Пьер Кроза особенно ценил искусство рококо и покровительствовал Антуану Ватто , который занимался украшением его парижского особняка. По просьбе Регента он провернул покупку для него картин из собрания Кристины Шведской . Пьер Кроза пережил старшего брата на два года.

Художественные сокровища Кроза унаследовали трое сыновей Антуана — Луи Франсуа, Жозеф Антуан и Луи Антуан. Сыновей ни у одного из них не было, а имущество разошлось по частным французским коллекциям. Луи Франсуа от брака с Мари-Терезой Гуфье имел только дочь, которая вышла замуж за герцога Бирона . Сестра его Мари Анна была замужем за одним из Латуров — графом Эврё; для этой четы был построен Елисейский дворец .

Последним из Кроза был Луи Антуан, барон Тьер; он умер в 1770 году. Из трёх его дочерей от брака с графиней Монморанси-Лаваль две были замужем за маркизами из дома Бетюнов , а третья — за тем герцогом де Брольи , который стал фельдмаршалом на российской службе. После смерти барона Тьера по просьбе Екатерины II Дидро и удалось договориться с его наследниками о приобретении картин из его части наследства Кроза для Эрмитажа . Они были перевезены в Санкт-Петербург и легли в основу картинной галереи российских императоров.

Литература

  • Власов В. Г. Кроза Пьер // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 454. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X . — OCLC .
  • Шварцман Н. А. Грезы и миражи в садах Версаля / Н. А. Шварцман. — М. : Воскресный день, 2013. — 480 с. : ил. — ISBN 978-5-7793-4400-5 .
  • Leclair A. / Anne Leclair // : [ англ. ] : in 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 208–210. — XII, 915 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — LCCN . — OCLC .
  • Stuffmann M. Les tableaux de la collection de Pierre Crozat : historique et destinée d'un ensemble célèbre établis en partant d'un inventaire après décès inédit 30 mai 1740 : [ фр. ] / Margret Stuffmann // Gazette des Beaux-Arts. — 1968. — A. 110, 6e période, T. 72, livr. 1194–1196. — P. 11–144. — OCLC .
Источник —

Same as Кроза