Interested Article - Кагаме, Алексис

Алексис Кагаме ( 15 мая 1912 , 2 декабря 1981 , Найроби ) — африканский философ , лингвист , историк , поэт и католический священник . Его основным вкладом в историю стали исследования в области этноистории и этнофилософии (изучение национальных философских систем).

Как профессор- теолог , он провёл широкие исследования устной истории, традиций и литературы Руанды , так же написал несколько книг на эту тему на французском и на киньяруанда .

Кагаме также активно участвовал в политической деятельности, и некоторые европейские ученые считали его интеллектуальным лидером культуры и прав тутси в колониальной системе, начиная с 1940-х годов .

Биография

Алексис Кагаме родился в Ньянзе , в семье придворных историков. Статус его семьи в королевстве Руанда был высок, так как они принадлежали к роду правящего класса, а также к группе Абиру, историкам при дворе мвами (короля). На момент рождения Кагаме Руанда являлась немецкой колонией , но мвами всё ещё обладал значительной властью, поскольку колониальные власти управляли страной опосредованно через него. Когда область перешла Бельгии , некоторым членам семьи пришлось обратиться в католицизм.

После посещения миссионерской школы Кагаме учился в региональной семинарии Ньякибанды и был рукоположен в священники в 1941 году. За это время он успел побывать редактором важной католической газеты «Киньяматека» в 1940-х и 1950-х годах. В 1950 году он стал первым африканцем, получившим членство в Королевском колониальном институте (позже названном Королевской академией наук Бельгии).

Поворотный момент наступил в 1952 году, когда он написал «Кодекс политических институтов Руанды» (в поддержку своего друга короля Мутары III , который стал вызовом руандийской системе покровительственного правления. Колониальный режим счёл это угрозой их усилиям по контролю над королевством и заставил епископа отправить его в Рим. Там он отучился в Григорианском университете, получил докторскую степень по философии и стал членом Les Prêtres Noirs — группы африканских студентов-теологов, которые хотели использовать христианство в качестве основы для африканских националистических тенденций .

Вернувшись в Руанду в 1958 году, он стал учителем католической семинарии и видным членом движения за независимость. Это движение, несмотря на связи Кагаме с монархией тутси, могло спасти его во время восстания хуту под руководством Бельгии в 1959 году. Позже он стал одним из первых профессоров в новом университете Руанды (1963) и приглашённым профессором в университете Лубумбаши .

Кагаме собрал большое количество очень важных устных свидетельств у высокопоставленных руандийских чиновников доколониальной администрации Руанды. Но публиковал он только их краткие изложения и толкования, а не полные отчеты, потому что он обещал своим информаторам не раскрывать их до их смерти. Европейское католическое духовенство и бельгийская колониальная администрация не поддерживали ни его исследования, ни писательство. ни политику, так как они расходились с послевоенным проектом по смене режима в Руанде с королевской системы в пользу современной республиканской формы правления . В результате церковь и государство в разное время подвергали цензуре его публикации либо совсем не допускали к печати. Его расшифровка эзотерического кодекса руандийских королей 1945-го года настолько подрывал интересы бельгийской стороны, что его конфисковали колониальные военные. А опубликован он был только в 1964 году бельгийскими учёными, которые в то время отрицали, что расшифровка принадлежала Кагаме, хотя позднее они признали, что рукопись принадлежит именно ему . В попытках ограничить политическое влияние Кагаме, военная колониальная администрация несколько раз задерживала его и оставляла под домашним арестом .

После провозглашения независимости Руанды Кагаме стал активным сторонником африканизации христианства, постулируя актуальность миссионерских взглядов.

По словам его племянницы Луизы Мушикивабо, Кагаме был очень высоким, массивным и весёлым человеком с отличным чувством юмора, несмотря на его критические статьи .

Умер он неожиданно в 1981 году во время визита в Найроби.

Политическая деятельность

По словам Клодин Видаль, главной целью Кагаме было создание конституционной монархии в своей стране. В исследованиях Кагаме описывал доколониальное руандийское общество, в котором клиентское хозяйство создало гармоничное общество, обеспечивающее легкую социальную мобильность. Позже он стал работать вместе с бельгийским антропологом Жаком Маке, который использовал тезисы Кагаме для написания более серьезных академических работ. Последующие исследования в значительной степени опровергли теорию Кагаме-Маке об идиллическом доколониальном обществе Руанды, обращая больше внимания на унизительный земельный договор убуретва , факт которого был проигнорирован Маке. Описание Кагаме стабильной, социально прогрессивной нации, а также его карты, показывающие экспансивное территориальное влияние, были использованы Руандийским патриотическим фронтом в конце 1990-х годов для оправдания своего правления и вторжения в восточную часть Демократической Республики Конго .

Работы по лингвистике

Международная лингвистическая репутация Кагаме основывается главным образом на двух работах:

  • La Philosophie Bantu-Rwandaise de l'Être (1956): анализ языка и культуры киньяруанда в связи с их концепцией « бытия ».
  • La Philosophie Bantu Comparée (1976): более широкое исследование, включающее все языки банту .

В этих работах Кагаме демонстрирует, что структура языков банту раскрывает сложную онтологию , обладающую уникальной африканской природой. Критики утверждают, что он связывает аристотелевские концепции с не-логичными структурами. Другими словами, языковая структура банту не была сознательно разработана, а развилась случайным образом в течение длительного периода времени и поэтому является причиной, а не следствием того, как люди думают.

  • Un Abrégé de l’Ethno-histoire du Rwanda. Бутаре, Éditions Universitaires du Rwanda, 1972-75. 2 тома
  • Introduction aux Grands Genres Lyriques de l’Ancien Rwanda . Butare, Éditions Universitaires du Rwanda, 1969
  • Les Milices du Rwanda Précolonial. Брюссель, 1963

Он также написал несколько стихотворных сборников и перевёл Библию на язык киньяруанда .

Примечания

  1. Alexis Kagame // (англ.)
  2. Alexis Kagame //
  3. — 1998.
  4. Dictionary of African Christian Biography « от 28 июля 2017 на Wayback Machine » by Elijah Olu Akinwumi. Accessed 25 March 2010.
  5. «Dictionary of African Christian Biography»
  6. Honore Vinck, Alexis Kagame and Aequatoria: Contribution to the biography of Alexis Kagame (1912—1981, Annales Aequatoria 1995, 16:467-586
  7. M. D’Hertefelt and A. Coupez, La Royaute sacree de l’Ancient Rwanda, Annales 52, Musee Royal de l;Afrique Centrale, Tervuren, 1964; J. Vansina, Useful anacronisms: The Royal esoteric Code, History of Africa 2000, 27:415-421.
  8. e.g., Jean-Pierre Harroy, Rwanda: De la féodalité à la démocratie 1955—1962, Hayez, 1984:145, note 1.
  9. L. Mushikiwabo and J. Kramer, Rwanda means the Universe: A natives memoir of blood and bloodlines. St. Martins Press, NY, 2006:146-147.
  10. Pottier 46

Ссылки

Источник —

Same as Кагаме, Алексис