Interested Article - Жевержеева, Тамара Левкиевна

Тама́ра Левки́евна Жеверже́ева ( Тама́ра Дже́ва ; 1907 1997 ) — русская балерина, хореограф, голливудская и бродвейская актриса. Первая жена Джорджа Баланчина (1924—1926). Рождённая в Санкт-Петербурге , в 1924 году уехала из Советской России в Европу , с 1927 года жила в США , где сделала успешную кино- и театральную карьеру.

Биография

Семья и ранние годы

Родилась 17 марта 1907 года в Петербурге в семье предпринимателя, коллекционера и театрального деятеля Левкия Жевержеева и актрисы Тамары Николаевны Урталь, имевшей шведские корни .

В детстве отец привёл Тамару в Мариинский театр на «Эсмеральду» с Матильдой Кшесинской , впечатлённая девочка захотела стать танцовщицей и поступить в Императорское балетное училище, однако родители оказались категорически против: семья её отца была баснословно богата и принадлежала к довольно высоким кругам общества, балетная стезя как карьера для девочки из такой семьи, как тогда считали,была неприемлема. После революции семья потеряла всё состояние, отца арестовали и отпустили чудом, благодаря заступничеству артистов, которым он сам ранее оказывал протекцию. Сказав, что в условиях новой советской реальности он не может предложить ей будущего, о котором шла речь раньше, отец разрешил Тамаре заняться балетом профессионально . Она стала заниматься на вечерних балетных курсах бывшего Императорского театрального училища , а также брала уроки в частной студии Евгении Соколовой .

В училище она познакомилась со своим будущим мужем Георгием Баланчивадзе , вскоре у них завязался роман. По семейной легенде, родители Тамары дали своё согласие на брак после того, как приглашённый в гости Георгий сыграл Левкию Ивановичу обожаемого им Вагнера . С 1921 года Баланчивадзе развивал собственную труппу «Молодой балет». Артисты жили впроголодь, вскоре стало ясно, что и творческих перспектив в Советской России для них крайне мало. Постепенно им удалось добиться разрешения на выезд на гастроли, 4 июля 1924 года несколько молодых артистов Мариинки отправились на пароходе в Европу. Однако накануне отъезда при подозрительных обстоятельствах погибла одна из артисток, Лидия Иванова .

Первое время их преследовали неудачи: в Берлине выступления стали провальными, гастроли перенесли в небольшие города Рейнской провинции Висбаден , Эмс , Мозель . Жевержеева вспоминала, что тогда они «танцевали в мрачных, плохо освещаемых залах. В летних театрах, на открытых сценах, в бальных комнатах на частных вечерах, в пивных садах и перед душевнобольными» . Молодые артисты провели две недели выступлений в Лондоне, также крайне неудачных. Выданные им визы заканчивались, единственным местом, куда их небольшая труппа могла попасть, оставался Париж . В столице Франции Баланчивадзе привлёк внимание Дягилева , великий импресарио взял всех артистов к себе в антрепризу. Дягилев придумал для Баланчивадзе псевдоним Джордж Баланчин и предоставил ему место балетмейстера в своей труппе. Жевержеевой, однако, достались только роли в кордебалете. Постепенно Дягилев разрешил ей танцевать небольшие сольные партии, наиболее выразительной из которых стала роль в «Триумфе Нептуна» .

Брак с Баланчиным очень скоро дал трещину: супруги часто ссорились и имели разные взгляды на жизнь и искусство. Жевержеева скучала в Монте-Карло , где обосновалась труппа Дягилева, ей хотелось реализовать себя не только в балете, но и в театре и кино. В 1926-м Жевержеева ушла от Баланчина, однако официально оформить развод они не смогли, так как документы остались в России. Тогда же она приняла приглашение перейти в « Летучую мышь » Никиты Балиева , вместе с которым в 1927 году переехала в Америку . С Баланчиным, тем не менее, они сумели сохранить дружеские отношения и впоследствии неоднократно работали вместе .

В эмиграции

Поселившись в США, Тамара взяла творческий псевдоним Geva ( Джева ). Она выступала на Бродвее, сыграв в мюзиклах (1928), (1930) and Flying Colors (1932). В 1934—1935 она провела сезон с Американским балетом Баланчина в роли приглашённой звезды. Баланчин поставил для неё сложную хореографическую композицию на фантазию Шуберта «Скитальца», имевшую большой успех: на премьере в декабре 1934 года в Нью Йорке её вызывали на поклон 17 раз .

После сезона с Баланчиным Джева решила сосредоточиться на театре. В 1936 году Тамара исполнила роль Веры Барновой в бродвейском мюзикле Ричарда Роджерса и Лоренца Харта . Хореографию для сцены « » создал Баланчин, позднее она превратилась в самостоятельный балет. On Your Toes пользовалась ошеломляющим успехом, рецензии в газетах наперебой хвалили мастерство танцовщицы и актрисы Жевержеевой: созданное ей с Баланчиным сочетание классического балета с современными джазовыми движениями стало началом целого жанра, набиравшего популярность с 1930-х по 1950-е годы .

С 1931 года Джева снималась в кино: она сыграла в фильмах (1934), (1937) и (1942), и многих других. Джева поставила хореографию для вышедшего в 1946-м фильма Бена Хекта о Вацлаве Нижинском .

В 1938 году в Лондоне вместе с Рэймондом Месси она исполнила главную роль в спектакле Idiot’s Delight Роберта Шервуда . В 1941-м она играла в Нью-Йорке в спектакле Trojan Women , в 1947-м — в Лос-Анджелесе в No Exit по Сартру. В 1953-м исполнила главную роль в мюзикле Misalliance по Бернарду Шоу .

В 1959-м году вместе с Джева выпустила музыкальную комедию Come Play With Me .

В 1972 году Джева опубликовала книгу мемуаров «Воспоминания» , в основном посвящённую детским годам, семье и их жизни в Санкт-Петербурге .

Последней ролью Джевы стала картина , выпущенная в 1983 году .

Тамара была замужем за американским актёром Гарабедом Тавитяном . 29 июня 1942 года вышла замуж за актёра , однако этот брак также закончился разводом в 1963 году . Детей у Тамары не было .

Тамара Жевержеева скончалась в возрасте 91 года 9 декабря 1997 года в своём доме на Манхэттене .

Библиография

Жевержеева Т. Л. — М.: СканРус, 2007. — 300 с. — ISBN 978-5-93221-112-0

Примечания

  1. Вайнберг, Н. . Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Дата обращения: 26 декабря 2022. 26 декабря 2022 года.
  2. , p. 177—181.
  3. Горина Т. Н. . Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой (2015). Дата обращения: 26 декабря 2022. 26 декабря 2022 года.
  4. Чепель, А. . Санкт-Петербургские ведомости (21 июня 2019). Дата обращения: 26 декабря 2022. 26 декабря 2022 года.
  5. (итал.) (23 марта 2021). Дата обращения: 26 декабря 2022. 26 декабря 2022 года.
  6. , с. 35—36.
  7. . Marie Claire. Дата обращения: 26 декабря 2022.
  8. . Time Out. Дата обращения: 26 декабря 2022.
  9. . Дата обращения: 12 января 2014. 15 апреля 2016 года.
  10. .
  11. .
  12. , с. 45—46.
  13. Anderson, J. (англ.) . The New York Times (11 декабря 1997). Дата обращения: 26 декабря 2022. Архивировано 29 мая 2018 года.
  14. .
  15. .
  16. (англ.) . The Associated Press (11 декабря 1997). Дата обращения: 26 декабря 2022. 26 декабря 2022 года.
  17. . Дата обращения: 12 января 2014. 21 октября 2013 года.
  18. (англ.) . The New York Times (29 июня 1942). Дата обращения: 26 декабря 2022.
  19. .

Комментарии

  1. 21-летняя балерина погибла на лодочной прогулке: моторная лодка, в которой она и её попутчики шли по Морскому каналу, столкнулась с пароходом. Друзья и коллеги были уверены, что Иванову убили — находившиеся с ней в одной лодке А. Языков, Е. Гольдштей и И. Родионов сотрудники ГПУ были благополучно спасены. Самого столкновения с пароходом лодка, как выяснилось, могла легко избежать, кроме того, Лидия хорошо плавала. Уголовное дело в связи с её смертью было быстро прекращено, а тела так и не нашли

Литература

  • Farber, Donald C. . — RosettaBooks, 2014. — ISBN 9780795344794 .
  • Webb, Clifton. . — The University Press of Mississippi, 2011.
  • Taper, Bernard. . — University of California Press, 1996. — ISBN 9780520206397 .
  • Genné, B. . — New York : Oxford University Press, 2018.
  • Morgan, Charles (1938-04-10). . The New York Times .
  • Полисадова, О. Н. . — Изд-во ВлГУ, 2013. — ISBN 978-5-9984-0395-8 .
  • Tamara Geva. (англ.) . — New York: Harper & Row, 1972.

Ссылки

  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (англ.)
  • Тамары Жевержеевой, Cecil Beaton, 1935, National Portrait Gallery, London
Источник —

Same as Жевержеева, Тамара Левкиевна