Уйгурский латинский алфавит
- 1 year ago
- 0
- 0
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 865
• • |
Собор Успения Девы Марии ( Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии , укр. Архикатедральна базиліка Успіння Пресвятої Діви Марії , польск. Bazylika Archikatedralna pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny ) — католический собор во Львове ( Украина ). Кафедральный собор Львовского архидиоцеза , один из четырёх храмов Украины , имеющих почётный статус « малой базилики ». Памятник архитектуры. Единственный памятник во Львове, значительно сохранивший черты первоначального готического облика. Здесь 1 апреля 1656 года польский король Ян II Казимир дал львовские обеты . 25 июня 2001 года храм посетил папа римский Иоанн Павел II . Адрес — Кафедральная площадь , д. 1.
Строительство Латинского собора начал львовский архитектор П. Штехер в 1360 году, продолжали работы И. Гром и А. Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер.
В 1672 году после осады Львова турками на стене храма повесили турецкие пушечные ядра .
В 1760—1778 годах велись реставрационные работы проведённые по проекту и под руководством львовского зодчего Петра Полейовского , который значительно изменил внешний вид здания, придав ему популярные тогда формы архитектуры барокко ; были снесены многочисленные часовни, окружавшие храм.
В 1892—1930 годах с перерывами велись реставрационные работы с целью вернуть памятнику первоначальный готический облик (архитектор М. Ковальчук, профессора В. Садловский и Т. Обминский ).
В 1910 году на стене собора установили мемориальную доску в честь 500-летия битвы под Грюнвальдом , где объединённые войска славянских народов нанесли поражение Тевтонскому ордену . В 1941 году доску уничтожили гитлеровцы .
Собор выполнен из камня, трёхнефный, зального типа , с вытянутой гранёной апсидой. Памятник имеет 67 метров в длину и 23 метра в ширину. Основное пространство близко по объёму к кубу, но вокруг собора было пристроено множество часовен, из-за чего его объём имеет более сложную конфигурацию. Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши. Башня-колокольня, расположенная на главном фасаде костёл, с левой стороны от входа, создаёт иллюзию асимметричности фасада, поскольку первоначально планировалось возведение двух таких башен - по обе стороны от главного входа в костёл. Однако, вторая (правая) башня была построена лишь на половину своей проектной высоты. Её строительство так и не было завершено. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.
Вокруг Кафедрального костёла в средневековье находилось кладбище. Только в 1765 году все погребения, кроме часовни Боимов , а также надгробия и склепы были снесены с площади, а дальнейшие захоронения на ней — запрещены. Остался ряд часовен XVI , XVII и XVIII веков , которые были пристроены к основному объёму Латинского собора:
В Латинском соборе были захоронены также польские воины, павшие в многочисленных войнах, которые вела Речь Посполитая. Сюда с войны против молдавского господаря Богдана в 1450 году привезли тела русского воеводы Петра Одровонжа, Николая Поравы, Михаила Бучанского и командиров львовских добровольцев Януша и Адама Замхов . Здесь же были похоронены погибшие в 1506 году в битве против татар Щенсны и Григорий Струси; погибшие в битве под Сокалем 2 августа 1519 года представители знатнейших фамилий: Гербурты, Боратинские, Фредры . Тела павших клали в гробы, покрытые ярко-красным бархатом «в знак пролитой крови» .
Все витражи были выполнены в конце XIX века на основании конкурсов известными художниками.