Нью-Йоркский метрополитен
- 1 year ago
- 0
- 0
Кафедральный городской собор святого Петра в Йорке ( англ. Cathedral and Metropolitan Church of Saint Peter in York ), обычно называемый Йоркским собором ( англ. York Minster ) — собор в английском городе Йорк , минстер , главный храм Йоркского диоцеза и Йоркской провинции, один из крупнейших готических храмов в северной Европе. В нём находится кафедра архиепископа Йоркского , третьего иерарха англиканской церкви (после монарха и архиепископа Кентерберийского) . Также есть настоятель собора и капитул под общим руководством Настоятеля Йоркского, викария провинции .
Собор закончен в 1472 году после нескольких веков строительства, освящён в честь святого Петра. Здание знаменито своим широчайшим главным нефом в стиле декоративной готики, капитулярной залой в том же стиле, хорами перпендикулярной готики и трансептами в раннеанглийском готическом стиле. В нефе находится знаменитое Западное окно 1338 года с сердцевидным орнаментом розы, т. н. «Сердце Йоркшира», в Капелле Девы находится Большое Восточное окно, законченное в 1408 году и представляющее собой самый большой сохранившийся средневековый витраж в мире. В торцевой стене северного трансепта витражи Пять Сестёр — ланцетовидные окна высотой 16,3 метра (53 фута ) , в южном трансепте — окно-роза.
Епископ Йоркский был призван наряду с прочими на Арелатский собор 314 года, что свидетельствует о том, что на тот момент в Йорке уже существовала христианская община, но археологических свидетельств тому немного . Первая запись о церкви в Йорке говорит о том, что деревянную постройку воздвигли спешно в 627 году для крещения Эдвина, короля нортумбрийского. Капитальное здание строилось королём Освальдом и было освящено в 637 году во имя святого Петра. Уже к 670 году, когда епископом Йоркским стал Вильфрид (впоследствии канонизированный), церковь сильно обветшала. Вильфрид перестроил и укрепил её. К VIII веку школа и библиотека при Йоркском соборе стали одними из лучших в Европе Самым известным выпускником этой школы является Алкуин .
В 741 году здание собора сгорело и было отстроено значительно крупнее, в новой церкви было тридцать алтарей. Следующие два века истории собора, полные иноземных нашествий, известны плохо. В это время архиепископами Йоркскими были подряд несколько бенедиктинцев : свв. Освальд Вустерский , и Элдред , который был в числе епископов, короновавших Вильгельма Завоевателя. Элдред умер в 1069 году и был похоронен в соборе .
Собор был повреждён в ходе кампании Вильгельма по усмирению северных графств в 1069 году, но первый нормандский епископ, Томас из Байё, прибывший в город в 1070 году, занялся ремонтом. Датчане уничтожили храм в 1075 году, но пять лет спустя началось его воссоздание в нормандском стиле. Здание было в бело-красную полоску. Новый собор был длиной 364 фута (111 м ). Собор пострадал от пожара в 1137 году, но вскоре был отремонтирован. Хоры и крипта перестроены в 1154 году в нормандском стиле, и добавлена новая капелла той же архитектуры.
В середине XII века на Британские острова завезена готика. Ставший в 1215 году архиепископом Йоркским Кентербери ; строительство началось в 1220 году. Первыми частями нового здания стали северный и южный трансепты , законченные к 1250-м годам, оба в стиле ранней английской готики , но несколько различные. К тому же времени была завершена центральная башня с деревянным шпилем. Строительство собора продолжалось до XV века.
повелел выстроить готическое здание собора, способное соперничать сКапитулярная зала была начата в 1260-е и завершена не позже 1296 года. Главный неф строился с 1280-х годов на фундаменте нормандской церкви. Он был перекрыт крышей в 1330-е, но внутренние своды не были закончены до 1360 года. После этого строительство переместилось в восточную половину, где последние части нормандского здания были разобраны в 1390-е, а работы завершены около 1405 года. В 1407 году центральная башня обрушилась, после чего её устои были усилены, и башня восстановлена. Башни западного фасада прибавились в промежутке между 1433 и 1472 годами, когда собор был объявлен законченным и освящён в целости .
Реформация привела к масштабным утратам как сокровищ, так и земель церкви . При Елизавете I значительные усилия были приложены к тому, чтобы вытравить дух католицизма из здания собора, разрушены многие надгробия, витражи и алтари. В гражданскую войну город Йорк был осаждён войсками Парламента и взят в 1644 году, но Томас Ферфакс защитил собор от разграбления.
Ослабление трений между англиканами и католиками привело к ремонту собора. С 1730 по 1736 годы длились работы по выстилке полов узором из цветных мраморов, с 1802 года проходила общая реставрация. 2 февраля 1829 года англ. Augustus Duncombe ) преуспел в его возрождении .
, будучи не вполне психически здоров, раздражившись фальшивыми звуками органа, поджёг церковь . Пожар длился двое суток, огромный урон был нанесён всей восточной половине, утрачено 40 метров кровли от центральной башни к восточному концу, сгорели орган, средневековая мебель хора, епископский трон, кафедра и многое другое . После случайного пожара в 1840 году от главного и южного нефов, а также юго-западной башни, остались лишь закопчённые стены. Собор глубоко погрузился в долговую яму, в 1850-е в нём прекращены службы, но с 1858 года Август Данкомб (В течение XX века работы по реставрации здания активизировались, особенно после обследования 1967 года, которое выявило, что здание ветхое, а центральная башня близка к обрушению. £2 млн было потрачено в 1972 году на укрепление фундамента и перекрытия. В ходе сопутствовавших раскопок под южным трансептом открыт северный угол Principia римской крепости Eboracum . Этот раскоп наряду с остатками нормандской церкви был вновь открыт для публики в 2013 году в рамках экспозиции об истории здания Йоркского собора .
Рано утром 9 июля 1984 года в южном трансепте собора начался сильный пожар . Пожарные приняли решение заливать огонь, чтобы спасти остальное здание, несмотря на то, что под весом десятков тонн воды обрушилось перекрытие южного трансепта . Огонь был локализован силами 114 пожарных , клирики и другие сотрудники в это время спасали исторические ценности и реликвии . Витраж розы южного трансепта пострадал, но не рассыпался и был позднее отреставрирован . Расследование установило, что причиной пожара с вероятностью 80 % был удар молнии в металлический ящик распределительного электрощита на крыше, с вероятностью 10 % — поджог и 10 % — неисправность электропроводки . Некоторые ревностные англикане сочли пожар знаком божьего гнева на рукоположение в епископы даремские
, взгляды которого они считали близкими к еретическим .Реставрация собора после пожара завершилась в 1988 году, смета составила £2¼ миллиона. Балки воссозданы из дуба и покрыты огнезащитной штукатуркой . Орнаментальные розетки на узлах пересечения деревянных балок заменены новыми по рисункам победителей детского телевизионного шоу
(BBC) .В 2007 году началась реставрация восточного фасада стоимостью £23 миллиона . 311 витражных панелей Большого Восточного окна были сняты в 2008 году и возвращены в 2018-м, когда реставрация окончилась .
Певческие школы существовали при соборе с VII века. Первую основал в 627 Паулин , первый епископ Йоркский . Главное здание, в котором располагается школа ныне, выстроено в 1830-33 годах, два других — в 1837-м, четвёртое, в георгианском стиле, в 1755-м.
Йоркский собор является второй по величине готической церковью Северной Европы и демонстрирует развитие английской готики от ранней к перпендикулярному стилю. Нынешнее здание начато постройкой около 1230 года и завершено в 1472-м. Йоркский собор, таким образом, является крупнейшим готическим храмом, полностью выстроенным в готическую эпоху, в отличие от Кёльнского собора , строительство которого прервалось на 350 лет и было завершено лишь в 1880 году. План собора — латинский крест с восьмиугольной залой для капитула, пристроенной к северному трансепту, двумя башнями на западном фасаде и одной над средокрестием. Здание выстроено из пермского магнезиального известняка белого цвета, добытого неподалёку в Тадкастере . Собор насчитывает 524,5 фута (160 м ) длины , центральная башня его высотой 235 футов (72 м ) . Высота сводов на хорах составляет 102 фута (31 м ) [ источник не указан 1225 дней ] .
Северный и южный трансепты были хронологически первыми выстроенными частями церкви. Окна их простые, ланцетовидные, наиболее известны из них Пять Сестёр — каждое высотой 16,3 метра (53 фута ) и 5 футов (1,5 м) шириной — с гризайлевыми витражами , в отличие от обычно встречающихся в средневековых витражах цветных повествовательных сцен или священных символов. В южном трансепте — окно-роза с витражами 1500 года, символизирующими объединение враждующих родов Ланкастеров и Йорков . Кровли трансептов деревянные, южная сгорела в 1984 году и восстановлена четыре года спустя , причём орнаментальные розетки на узлах пересечения деревянных балок заменены новыми по рисункам победителей телевизионного шоу (BBC) .
По завершении трансептов начались работы над капитулярной залой и галереей, соединяющей залу с трансептами. В архитектуре капитулярной залы проступает заря декоративного периода английской готики, окна её, более широкие, чем раннеготические, украшены геометрическим узором переплётов. Тем не менее, работа была завершена прежде, чем в ход вошла S-образная кривая ( киматий ), широко используемая в позднем декоративном периоде. Окна капитулярной залы составляют практически сплошную поверхность, заливая её светом. План залы восьмиугольный, как часто встречается в такого рода постройках, но обычной центральной колонны, поддерживающей перекрытие, здесь нет: новая конструкция деревянной кровли оказалась достаточно лёгкой, чтобы опираться лишь на укреплённые контрфорсами стены. Также зала может похвастаться обилием готической скульптуры, причём образцы эти — одни из лучших в Англии. Это человеческие головы (все разные), лица, ангелы, животные и гротески. Уникальным является использование пурбекского мрамора для украшения столбов трансепта и капитулярной залы.
Неф начат в 1291 году и завершён около 1350-го, выполнен в декоративном стиле, главный корабль является самым широким в Англии, перекрытие его деревянное, но раскрашено под каменное. Боковые нефы покрыты каменными сводами. Большое Западное окно, т. н. «Сердце Йоркшира» — второе по величине из 128 окон церкви . Западное окно, как и западный фасад, было построено Иво из Рэгтона ( англ. Ivo de Raghton ) к 1338—39 году . Переплёт окна выполнен в стиле пламенеющей готики . Эрозия камня привела к тому, что в конце 1980-х пришлось заменить переплёт его точной копией .
Восточная часть храма выстроена между 1361—1405 годами в перпендикулярном стиле . Несмотря на перемену в стиле, хорошо заметную в деталях профилировки и капителях столбов, эта часть сохраняет в целом согласие с более ранним нефом. В ней располагается вторая пара трансептов, доходящих лишь до половины высоты главного пролёта, и не выступающих за боковые стены. Там же расположена Капелла Девы . На пересечении малых трансептов с нефом располагается алтарь, и сами трансепты необходимы для того, чтобы осветить его. Позади алтаря Большое Восточное окно — крупнейший сохранный средневековый витраж в мире. Ниже большого окна в 2012 году установлена Сфера из нержавеющей стали, в которой экспонируется одна из пяти снятых из окна панелей, каждый месяц новая, чтобы посетители могли рассмотреть работу мастера Джона Торнтона вблизи.
Скупо украшенная центральная башня построена в 1407—1472 годах в перпендикулярном стиле. Под нею, отделяя хоры от средокрестия и нефа, расположена алтарная преграда XV века со статуями английских королей от Вильгельма Завоевателя до Генриха VI под каменными позолоченными балдахинами и на красном фоне. Над преградой располагается орган, восходящий к 1832 году. Западные башни, также в перпендикулярном стиле, в противоположность центральной густо покрыты украшениями, увенчаны крепостными зубцами и восемью пинаклями каждая.
В 2003 году English Heritage предоставили в общественное достояние монографию об истории Йоркского собора с архитектурной точки зрения .
Часть витражей Йоркского собора восходит к XII веку, немалая часть стёкол, как цветных, так и бесцветных, немецкого происхождения . Большое Восточное окно высотой 77-футов (23 м ) и шириной 32-фута (9,8 м ) изготовлено Джоном Торнтоном ( англ. John Thornton ) в начале XV века, за каковую работу он получил £66 . Окно является самым большим средневековым витражем в Англии . Другим значительным памятником витражного искусства являются окна Пяти Сестёр в торце северного трансепта из гризайлевых стёкол 1260-х годов высотой 16,3 метра (53 фута ) .
Технология витражей классическая, стёкла раскрашивались, обжигались и скреплялись свинцовыми переплётами, но, вследствие большого временного промежутка, на котором витражи создавались, можно видеть результаты применения различных техник на всех этапах изготовления. Всего в соборе насчитывается около двух миллионов отдельных кусочков цветного стекла. Окна демонтировали как в Первую, так и во Вторую мировую войну под угрозой немецких бомбардировок. «Окно Пяти Сестёр» XIII века отреставрировано в 1925 году на деньги, собранные
и Хелен Литтл .В 2008 году начата консервация Большого Восточного окна с полной его разборкой до отдельных кусочков стекла и нанесением защитного покрытия (от УФ-излучения). Пока витраж находился в мастерской при соборе, в соседнем помещении 30 декабря 2009 случился небольшой пожар из-за неисправности электропроводки . 311 панелей, однако, не пострадали . В сентябре 2015 первая фаза реставрации восточного фасада собора была завершена , и стоившая £11 млн реставрация витража закончилась к сентябрю 2017, а с ноября 2017 по январь 2018 года длилась их установка на место. Всего на Большое Восточное окно потрачено 92 400 человеко-часов .
В двух башнях западного фасада находятся колокола, карильон и куранты . В северо-западной башне висят:
В юго-западной башне 36 колоколов, в том числе:
Часы днём бьют четверти, а Пётр Великий отбивает целые часы.
Мелодический звон, который исполняли волонтёры, прекратился в октябре 2016 года из-за разногласий между настоятелем и капитулом . Перерыв этот захватил и рождественские праздники, из-за чего, как считается, соборные колокола не звучали на Рождество впервые за 600 лет . Год спустя новая команда звонарей была набрана, и звон вернулся .
Йоркский собор стал первой в Англии церковью с карильоном. 4 апреля 2008 года прибыли 24 небольших колокола, добавленные к «Нельсоновым курантам», которые в 5 часов призывают к вечерней службе. Таким образом, получился набор из 35 голосов (диапазоном в три хроматические октавы ). Новые колокола были отлиты там же, где все остальные, в литейне компании « » в Лафборо ( англ. «Loughborough Bell Foundry» ). Карильон стал первым вновь построенным на Британских островах за предыдущие 40 лет. Традиционно на нём исполняются религиозные гимны перед вечерней службой, но в другое время можно услышать и Бетховена, и Битлз, и любую другую музыку .
Астрономические часы устроены в северном трансепте в 1955 году в память лётчиков, базировавшихся в Йоркшире, Дареме и Нортумберленде, и погибших в боях Второй мировой войны .
После гибели Томаса Бекета Йорк ощутил соперничество со стороны Кентербери , где был погребён этот канонизированный архиепископ. Паломники отхлынули от Йорка, а вместе с паломниками и их траты в городе, и пожертвования на храм. Уолтер де Грей при поддержке короля обратился к Папе, и 18 марта 1226 года Папа Гонорий III объявил о включении в список святых Церкви Воинствующей Вильяма (Фитцгерберта), Архиепископа Йоркского. В 1279 году архиепископ Вильям из Виквейна, ( англ. William de Wykewayne ) поместил мощи святого Вильяма Йоркского в раку позади алтаря на платформе, специально возведённой над сводами крипты. Антоний Бек оплатил все расходы. 29 декабря король Эдуард I с епископами на плечах вынесли реликварий с мощами, и в тот же день Антоний Бек был возведён в сан епископа Даремского .
Могила Уолтера из Грэя находится в южном трансепте. Останки его были погребены на всенощной службе в Пятидесятницу 1255 года в саркофаге из мрамора с его полным скульптурным изображением из пурбекского мрамора под балдахином на десяти тонких колонках. Позднее это погребение несколько заслонила кованая ограда, устроенная архиепископом Уильямом Маркэмом в начале XIX века.
На кладбище собора традиционно хоронились архиепископы Йоркские, в том числе Элдред и Уильям Мелтон , среди других захоронений — безымянная могила Осбальда, короля Нортумбрии .
В 1829 году старый орган собора был уничтожен пожаром, и нынешний сооружён в 1832 году фирмой «Elliot and Hill», реконструирован в 1859 фирмой «William Hill and Sons». Корпус органа и самые большие трубы остались прежними, а механика полностью обновлена.
В 1903 году «
» построили в прежнем корпусе третий орган, сохранив некоторые регистры старого инструмента.« Harrison & Harrison » в 1918 году добавили регистр «Tuba Mirabilis» и подвергли ревизии Большой хор, а в 1931 установили новую консоль с электропневматической механикой и четыре новых регистра. Регистры солирующих туб были заключены в отдельную камеру.
В 1960 году «J. W. Walker & Sons» отремонтировали механику, уменьшили давление воздуха и в духе неоклассических веяний добавили аликвоты и высокие хоры. Этой же фирмой выполнена чистка органа в 1982 году.
Пожар 1984 года затронул и орган, но незначительно, он лишь ускорил наступление общей реставрации, которая началась в 1991 и продлилась 2 года. Работы исполнили «Principal Pipe Organs of York» под руководством своего основателя Джоффри Коффина ( англ. Geoffrey Coffin ), в то время помощника органиста в соборе.
В 2018 году была объявлена новая реставрация органа стоимостью £2 млн, продолжительностью 2 года, в течение которых все 5403 трубы будут отреставрированы у «Harrison and Harrison» в Дареме .
Органисты Йоркского собора носят несколько титулов, обязанности их более или менее сходны с обязанностями органиста и руководителя хора. Нынешний органист и музыкальный директор собора — Роберт Шарп ( англ. Robert Sharpe ), помощник музыкального директора — Бен Моррис ( англ. Ben Morris ).
Среди достойных упоминания органистов собора в прошлом — четыре представителя семейства Кэмидж ( англ. Camidge ), служивших совокупно более столетия, и несколько композиторов, среди которых , , , и .
В ноябре 2002 года Йоркский собор был впервые иллюминирован. Цветную подсветку разработал уроженец Йорка Mark Brayshaw. Аналогичные иллюминации устраивались и в последующие годы на рождество.
Собор был также иллюминирован на 5 ноября 2005 года в честь 400-летия со дня разоблачения порохового заговора (Гай Фокс был уроженцем Йорка) в уникальной технике «хромолит»
).В октябре 2010 были целиком подсвечены южный трансепт и его роза.
Впервые провести Йоркские мистерии в соборе настоятель и капитул разрешили в 2000 году, под руководством режиссёра Грега Дорана ( англ. Greg Doran ) . Снова представление проходило в соборе в 2016 году .