Interested Article - Церковь Покрова Богородицы и святого Александра Невского (Биарриц)

Це́рковь Покрова́ Богоро́дицы и свято́го Алекса́ндра Не́вского ( фр. Église Saint-Alexandre-Nevsky-et-de-la-Protection-de-la-Mère-de-Dieu ) — православный храм Галльской митрополии Константинопольского патриархата , расположенный в Биаррице на проспекте Императрицы. Освящён в 1892 году.

История

Храм до русской революции 1917 года

В XVIII веке Биарриц, бывший рыбацкой деревушкой на берегу Бискайского залива , после открытия целебности местного воздуха, насыщенного парами йода, и пользы морских купаний, начал превращаться в популярный среди высшего класса курорт . Наезды в город императора Наполеона III и императрицы Евгении с 1854 года начинают притягивать значительных европейских политических, экономических, культурных деятелей, в том числе и из Российской империи . Русское присутствие в Биаррице было максимальным с сентября по ноябрь — в «русский сезон».

У русской колонии возникла потребность в месте для проведения богослужений. В 1870 году, после падения Наполеона III, новое республиканское правительство не дало своего согласия на возведение в Биаррице русского храма. Поэтому когда бывшая императорская резиденция (« Вилла Евгения ») продана и стала гостиницей («Отель Биарриц»), в одном из её салонов временно устраивают православную часовню. Освящавший её 27 августа 1887 иеромонах Иродион, настоятель храма в По , установил в зале иконостас, привезённый из Петербурга . В 1888 году благодаря вмешательству царя Александра III было получено согласие на строительство храма ; в 1889 году был образован «Комитет по устройству и упрочению существования православной домовой церкви в г. Биаррице», который возглавил великий князь Николай Михайлович . В октябре 1889 община купила за 25 тыс. франков от «Общества Парижского банка» участок напротив дворца Евгении размером в один гектар .

Вид храма в октябре 1893 года

Закладка храма по проекту Н. Н. Никонова состоялась 1 (13) октября 1890 года ; освящение в присутствии русского посла в Париже А. П. Моренгейма , герцога Георгия Лейхтенбергского и представителей местных властей — 13 (25) сентября 1892 года . Впрочем, по словам священника Георгия Ашкова: «при постройке здания, как мне кажется, была нарушена строительная технология: храм возводили так, словно он находится в глубине материка. Строили не только из камня, но и из цемента и штукатурки. Хотя от церкви до океана всего 300 метров. Ветер, соль, вода, ураганы подтачивают, разрушают здание. Каждые 25 лет оно требует капитального ремонта. Все-таки климат здесь особенный, морской» .

После освящения в церкви служили поначалу только в осенний сезон — с 1 августа по 15 ноября — иеромонахи из Александро-Невской лавры или священники из русской церкви в По , к которой до весны 1912 новый храм был приписан .

В 1900-е Биарриц достиг наибольшей популярности и стал также зимним климатическим курортом. Зимой в нём постоянно проживало около 15 русских семей, и храм посещало не менее 120 человек (летом — 800). При нём работала библиотека и «четверговая» школа для детей. Зимой-весной 1906—1910 годы в Биаррице часто жили вдовствующая Императрица Мария Феодоровна , великий князь Александр Михайлович с супругой, принц П. А. Ольденбургский с супругой, герцог Г. М. Лейхтенбергский с детьми и женой и др. Некоторые именитые русские купили в городке недвижимость .

С 1908 года службы в храме стали проводиться также в весенние и зимние месяцы, однако, они назначались лишь «после усиленных хлопот и … благодаря вмешательству Высочайших особ ». Летом 1913 года был утверждён самостоятельный причт и настоятелем назначен прот. Николай Васильевич Попов, окормлявший церковь в По и бывший активным миссионером .

Как и все русские православные церкви в Европе, до 1920 года, храм былв ведении митрополита Петербургского (Петроградского) .

После 1917 года

Вследствие массового притока беженцев из бывшей Российской империи в начале 1920-х годов русская колония города значительно увеличилась. Ежегодные благотворительные праздники в пользу церкви, финансирование которой из России прекратилось после революции, позволяли до 1930-х годов оплачивать расходы по её содержанию .

С конца 1920 года приход храма пребывал в ведении архиепископа (с 1922 года митрополита) Евлогия (Георгиевского) , которому решением Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (впоследствии также в соответствии с указом патриарха Московского Тихона от 5 мая 1922 года) было поручено управление всеми западноевропейскими русскими церквами на правах епархиального архиерея. С 1931 года состоит в юрисдикции Константинопольского патриархата ( Архиепископия православных русских церквей Западной Европы ).

В 1984 году благодаря подписке и пожертвованиям со всего мира (в том числе и вкладу Александра Солженицына ) была осуществлена реставрация .

После смерти в 1990 года долголетнего настоятеля отца Иоанна Байкова у храма в течение десятилетия не было настоятеля .

Конфликты в 2000-е годы

17 декабря 2000 года настоятелем прихода был назначен протоиерей Георгий Монжош, прибывший в 1994 году во Францию из России. Настоятель принимал новоприбывших эмигрантов из России, Украины и Молдавии, занялся реставрацией храма, привлекая и пожертвования из России. При этом Георгий Монжош никогда не скрывал своего положительного отношения к Московскому патриархату . Он с сочувствием воспринял послание патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года, в котором содержался призыв к восстановлению церковного единства русской диаспоры путём создания самоуправляемого митрополичьего округа как основания грядущего устроения многонациональной Поместной православной церкви в Западной Европе. Такая позиция шла вразрез с позицией архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера) , возглавившего 3 мая 2003 года Западноевропейский экзархат русских приходов, и поддерживающим его епархиальным советом.

1 ноября 2004 года в ходе епархиального пастырского собрания протоиерей Георгий Монжош выступил с заявлением о необходимости возвращения в Русскую православную церковь. Выступление вызвало жёсткую реакцию председателя собрания архиепископа Команского Гавриила . После этого, по сообщениям службы коммуникации OLTR, на протоиерея Георгия «было произведено сильное давление, чтобы побудить его к уходу от настоятельской должности» . Согласно опубликованной на официальном сайте архиепископии «Информационной справки о приходе в Биаррице», после пастырского собрания «о. Георгий Монжош начал распространять среди своих прихожан и священников испанских приходов слухи, что как будто бы архиепископ Гавриил во время этого собрания заявил о том, что следует порвать с русской литургической традицией, что надо отказаться от иконостасов в храмах и т. п. <…> Архиепископ Гавриил был предупрежден об этом обеспокоенными прихожанами и 29 ноября позвонил о. Георгию Монжошу. Отец Георгий не стал отрекаться от своих слов, а более того — даже попросил владыку Гавриила принять против него какие-либо меры. Он сообщил также о своей серьёзной болезни, о чём ранее не раз говорил и многим прихожанам, и попросил снять с него обязанности настоятеля. Затем он резко изменил свое поведение и в письме владыке Гавриилу написал, что ничего подобного ранее не говорил, а к письму приложил медицинскую справку о своем здоровье и письмо адвоката» .

В начале декабря протоиерей Георгий закрыл доступ в церковь под предлогом безопасности и созвал чрезвычайное приходское собрание вопреки прямым указаниям архиепископа Гавриила. Как написал в своём открытом письме прихожанин данного храма Илья Толстой: «Прихожане церкви в Биаррице действовали в соответствии с законами Франции. Состояние церкви было настолько плачевным, что городскому муниципалитету пришлось наложить печати на её двери. Приходской совет созвал общее собрание прихожан, и оно в срочном порядке обсудило проблемы, связанные с безопасностью здания. Владыка Гавриил и его команда отреагировали на происшедшее с резкостью, вызывающей удивление. <…> Скороспелым решением он запретил служить протоиерею Георгию Монжошу» .

11 декабря 2004 года приходской совет храма в полном составе подписал письмо, в котором просил архиепископа Гавриила отстранить Георгия Монжош от обязанностей настоятеля ввиду того, что тот «вносит раздор в жизнь прихода и морально, и главное — духовно дестабилизирует» приходской совет . 16 декабря протоиерей Георгий был отставлен от настоятельства и запрещён в служении до церковного суда «по причине своего неповиновения епархиальной власти и внесения раздора в жизнь прихода» . 24 декабря Священный синод Русской православной церкви принял определение, где признавались «необоснованными и недействительными канонические прещения, налагаемые на клириков лишь за открыто исповедуемое ими желание следовать линии Преосвященного митрополита Евлогия, заявлявшего о своём намерении вернуться в юрисдикцию Русской Православной Церкви, как только восстановятся нормальные условия её жизни, и делом подтвердившего истинность своих слов» .

26 декабря 2004 года протоиерей Георгий Монжош созвал внеочередное приходское собрание, которое 59-ю голосами при двух недействительных бюллетенях приняло решения о переходе в юрисдикцию Московского патриархата . Согласно информации на официальном сайте архиепископии (а также последующему судебному решению), собрание было проведено незаконно, в частности, часть его участников не являлась членами приходской ассоциации . Объявление о «воссоединении с Матерью-Церковью» храма Биаррица появилось в тот же день на официальном сайте Московского патриархата . На следующий день, 27 декабря 2004 года приход был принят в юрисдикцию Московского патриархата, а 30 декабря 2004 года вошёл в состав Корсунской епархии Московского патриархата .

Храм в 2007 году

Прихожане, оставшиеся верными Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе, находящейся в юрисдикции Константинопольского патриархата, и руководство архиепископии отвергли решение приходского собрания, созванного протоиереем Георгием Монжошом.

C 29 по 31 декабря 2004 года Биарриц посетили архиепископ Гавриил (де Вильдер), протоиерей Алексей Струве , М. А. Соллогуб и П. А. Соллогуб. Они встретились с членами приходского совета, местными гражданскими властями и католическим епископом Байонны. Предварительно посовещавшись с приходским советом, архиепископ Гавриил назначил протоиерея Алексея Струве из Парижа настоятелем прихода в Биаррице . Как написал в своём открытом письме прихожанин данного храма Илья Толстой, «люди из окружения архиепископа разразились угрозами и оскорблениями, в том числе и на расовой почве. Все это слышали окаменевшие от неожиданности прихожане» .

21 января 2005 года протоиерей Алексий Струве и члены приходского совета обратились в Суд высшей инстанции г. Байонны с просьбой об отмене решения . Бывший секретарь Совета архиепископии Василий фон Тизенгаузен отмечал, что по поводу решения общины о переходе в юрисдикцию Московского патриархата экзархат обратился не «к посредничеству Ассамблеи православных епископов во Франции », а в «мирской суд». При этом, как свидетельствовал бывший секретарь, одна из подписей под обращением в суд была подделана .

Многие обстоятельства, проявившиеся в ходе рассмотрения дела, показывают, что оно было перенесено в политическую плоскость, выдвигались необоснованные утверждения о будто бы стоящей за решением прихожан совместной акции Российского правительства и Русской церкви по захвату недвижимости . После решение о переходе в Московский патриархат, как писал Илья Толстой, «началась вторая волна наступления: доносы органам светской власти, католическому епископу, требования выслать священника из страны (несмотря на то, что он гражданин Франции), утверждения о существовании преступного сговора между приходским советом и иностранным государством, о принадлежности к мафиозной организации и в довершение всего — беседы во французской контрразведке» (имеется в виду ). По словам протоиерея Георгия Монжоша, среди православных русских приходов Западной Европы постоянно тиражировалась позиция, согласно которой Россия и Русская православная церковь являются не только «юридическими», но и идеологическими наследниками советского строя, в связи с чем русские приходы, перешедшие в юрисдикцию Московского патриархата, между собой называются «грязными» и «просоветскими», а их позиция — работа на « советского КГБшного Патриарха ». Подобная оценка современной России и Русской церкви выливалась в постоянные призывы о необходимости «освобождения» из лона «советской Русской Церкви» как можно большего числа её западноевропейских приходов и введение их в ведомство архиепископа Гавриила, подчинённого Константинопольскому патриархату; а также о необходимости «освобождения» из зоны её влияния других Поместных церквей, в связи с чем, по сведениям протоиерея Георгия, некоторые священники архиепископии призывали участвовать в «демократизации» России и принимали участие в событиях « бархатных революций » в Грузии и на Украине .

12 декабря 2005 года суд города Байонны признал незаконными общее собрание, состоявшееся под председательством Георгия Монжоша 26 декабря 2004 года, а также собрания от 23 января и 20 марта 2005 года и все принятые на них решения. Основанием решения было то, что смещённый настоятель уже не являлся формально членом прихода и не мог возглавлять созванное им приходское собрание. Суд отметил, что вопрос о смене юрисдикции не был внесён в повестку дня, а принятое решение не было передано на утверждение епархиальной власти, как требовал приходской устав. Наконец, в собрании принимали участие лица, не значившиеся в списках прихожан . 12 февраля 2006 года решение местного суда было подтверждено апелляционным судом города По . При этом суд не опроверг того факта, что большинство прихожан неоднократно подтвердили своё желание воссоединиться с Русской православной церковью . 12 февраля 2006 года решение первой инстанции Высшего суда г. Байонны было подтверждено апелляционным судом города По .

1 февраля 2006 года Московский патриархат исполнил решение гражданского суда, и архиепископия вновь вступила во владение храмом , а община Корсунской епархия стала проводить богослужения в специально оборудованном прихожанами зале близ Биаррица. По утверждению представителей Корсунской епархии, большая часть прихожан осталась в юрисдикции Русской православной церкви . 25—26 февраля храм посетил архиепископ Гавриил (де Вильдер) .

8 октября 2009 года Кассационный суд отклонил апелляцию, поданную представителями Московского патриархата и другими сторонами, окончательно закрепив права собственности над храмом за местной приходской общиной Архиепископии русских православных церквей Западной Европы (Константинопольский патриархат) .

По сообщениям официального сайта архиепископии, 6 декабря 2009 года во время сослужения архиепископа Гавриила и игумена Нестора (Сиротенко) произошло восстановление мира между сформированным в Биаррице приходом Корсунской епархии и приходом храма Александра Невского .

2010-е годы

Как писал в 2010 году Сергей Мудров, «обветшание сразу бросается в глаза: кое-где со стен даже сыплются кусочки штукатурки (из-за этого отдельные сегменты внутри церкви пришлось отгородить). Морской климат, в соединении с ошибочной строительной технологией, делает своё чёрное дело» .

Осенью 2014 года эксперты признали здание в аварийном состоянии. Согласно проекту биаррицского архитектора русского происхождения мадам Матвеев, нанятой приходом, необходимо было сначала провести работы для обеспечения безопасности. Работы начались в декабре того же года. Были произведены демонтаж старых каминов, блокировка южного фронтона, установка защиты внутри храма от возможного падения частей потолка, ремонт электросети и выполнение необходимых условий, связанных с пожарной безопасностью в соответствии с требованиями для общественных зданий. Финансирование проекта и работ этого этапа осуществлялось из средств бюджета прихода и епархиального резервного счёта специально для храма в Биаррице. Все выполненные работы подлежали контролю АPAVE и закончились к православной Пасхе 2015 года .

Предварительная оценка всех работ снаружи здания была определена в 1 млн евро, однако ни приход, ни Западноевропейская архиепископия русских приходов не располагали такими средствами. Православная ассоциация Биаррица подала заявку на регистрацию и классификацию храма в реестре исторических памятников Французской Республики, что давало возможность привлечь от 5 до 15 % средств от общей суммы реставрации. 5 марта 2015 года региональная комиссия DRAC в Бордо одобрила запрос. Приход рассчитывал также на помощь мэрии города, регионального парламента и частных пожертвований православных людей .

С 2014 года настоятель — протоиерей Георгий Ашков .

После того как 14 сентября 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето) вместе с поддержавшими его клириками и приходами был принят в Московский патриархат , приход принял решение остаться в Константинопольском патриархате, перейдя, таким образом, в Галльскую митрополию . 16 августа 2020 года на своей экстраординарной генеральной ассамблее приход 42 голосами за и 8 голосами против официально проголосовал за присоединение к викариатству святого Алексея Южинского и святой Марии (Скобцовой) Константинопольского патриархата [ неавторитетный источник ] .

Архитектура, убранство

Церковь устроена в византийском стиле, двухкупольная.

Иконостас невысокий, с минимальным количеством образов. Внутреннее устройство тоже не совсем типично: церковь находится на втором этаже здания. В нижних этажах — «бельэтаже» и подвале — находятся помещения, изначально предназначавшиеся для причта и консьержа; ныне там находится квартира священника. Чтобы попасть в притвор, надо вначале подняться по лестнице .

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 ноября 2019. Архивировано из 4 декабря 2019 года.
  2. . Радио ВЕРА . Дата обращения: 7 марта 2018. 8 марта 2018 года.
  3. . Дата обращения: 7 марта 2018. 24 июля 2018 года.
  4. . Дата обращения: 6 марта 2018. 8 апреля 2018 года.
  5. от 6 марта 2018 на Wayback Machine Православие.Ru
  6. . pravoslavie.ru (21 декабря 2010). Дата обращения: 10 августа 2019. 10 августа 2019 года.
  7. от 6 марта 2018 на Wayback Machine // Независимая газета . — 16.02.2005.
  8. от 6 марта 2018 на Wayback Machine Русская Православная Церковь.
  9. Малер-Матьязова Е. . Правая.ru (9 февраля 2006). Дата обращения: 3 декабря 2021. 3 декабря 2021 года.
  10. от 29 декабря 2020 на Wayback Machine . Официальный сайт Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе.
  11. от 6 марта 2018 на Wayback Machine . Русская линия , 01.03.2006.
  12. от 19 ноября 2008 на Wayback Machine . Официальный сайт Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе
  13. (26 декабря 2004). 4 апреля 2013 года.
  14. . Дата обращения: 20 декабря 2009. 14 декабря 2007 года.
  15. от 29 декабря 2020 на Wayback Machine . Официальный сайт Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе.
  16. . Интерфакс-Религия (14 апреля 2006). Дата обращения: 7 марта 2018. 8 марта 2018 года.
  17. . Интерфакс-Религия (7 февраля 2006). Дата обращения: 22 февраля 2013. 6 марта 2018 года.
  18. . pravoslavie.ru (7 февраля 2006). Дата обращения: 3 декабря 2021. 3 декабря 2021 года.
  19. . Дата обращения: 12 марта 2018. Архивировано из 4 ноября 2013 года.
  20. . Дата обращения: 20 декабря 2009. Архивировано из 3 ноября 2013 года.
  21. . Дата обращения: 20 декабря 2009. Архивировано из 3 ноября 2013 года.
  22. . Дата обращения: 12 марта 2018. 3 июля 2017 года.
  23. . Дата обращения: 12 мая 2009. Архивировано из 12 марта 2008 года.
  24. (недоступная ссылка) 05.04.2006
  25. . mospat.ru (28 марта 2006). Дата обращения: 3 декабря 2021. 3 декабря 2021 года.
  26. от 9 марта 2018 на Wayback Machine .
  27. .
  28. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (фр.)
  29. от 29 декабря 2016 на Wayback Machine . Archevêché des églises russes en Europe occidentale.
  30. от 29 декабря 2020 на Wayback Machine .
  31. . Ахилла (16 августа 2020). Дата обращения: 3 декабря 2021. 3 декабря 2021 года.

Ссылки

  • официальный сайт прихода
Источник —

Same as Церковь Покрова Богородицы и святого Александра Невского (Биарриц)