Криптоэтнология
— совокупность
исторических
и
этнографических
исследований, направленных на поиск доказательств существования (в прошлом или настоящем) тех или иных исчезнувших этнических групп либо их потомков, сведения о которых базируются на малодостоверных
источниках
. Как правило, объектами криптоэтнологии являются этносы, являвшиеся чуждыми в языковом или культурном отношении по отношении к своему окружению. От
(например,
ацанов
) объекты криптоэтнологии отличаются наличием более-менее достоверных сведений об их существовании в тот или иной исторический период.
племя
голядь
(галиндов), жившее в верховьях
Оки
и
Протвы
в раннем Средневековье, предположительно имевшее
балтское происхождение
и якобы оказавшее большое влияние на формирование местного диалекта русского языка;
сихиртя
, легендарный народ
Ямала
, якобы живший там до
ненцев
и обладавший выдающимися охотничьими и ремесленными навыками (существуют археологические находки, подтверждающие существование доненецкого населения Ямала);
чудь белоглазая
, народ из легенд
северных русских
, проживавший в
Заволочье
(между
Онежским
и
Ладожским озером
, а также на востоке от Онежского озера). Легенды о чуди белоглазой имеют много пересечений с легендами других народов, живших на тех землях (
саамы
,
коми
,
ненцы
). Представители этого мифического народа проживали в лесах, носили причудливую одежду со множеством украшений, были низкого роста, обладали навыками колдовства. После попытки обратить их в христианство, они "ушли под землю", где живут по сей день.
крымские готы
, якобы существовавшие в Крыму как отдельная этническая либо субэтническая группа до XVII—XVIII в., а позже принявшие участие в этногенезе
крымских татар
;
славяне
Молдавии
, якобы составлявшие большинство населения между Днестром и Прутом в VI—XIV вв., оказавшие большое влияние на этногенез молдаван и сохранявшиеся как отдельная этническая группа до конца XIX века.
Криптоэтнологические построения иногда использовались в политических целях для обоснования «исторической» принадлежности той или иной территории.
Так, «готские» корни крымских татар в годы Второй мировой войны использовались немецкими оккупационными властями в Крыму в качестве «основания» для привлечения татар на службу в отряды карателей для борьбы с партизанским подпольем.