RHD (ген)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ви́ктор Ама́ндус (Амаде́ус) Ген , ( нем. Victor Amandus Hehn ; 9 октября 1813 , Дерпт , Лифляндская губерния — 21 марта 1890 , Берлин ) — историк прибалтийско-немецкого происхождения. Автор многочисленных работ по культурной истории, литературоведению, а также путевых очерков. Сын секретаря Дерптского ландгерихта Густава Генриха Гена (1775—1823); правнук историка Ливонии, бургомистра Дерпта Фридриха Конрада Гадебуша ; зять пастора Людвига Августа Кёрбера .
Виктор Ген родился в семье судьи и секретаря Дерптскаго ландгерихта, а в прошлом пастора церкви Св. Марии в Отепя . Из-за проблем со здоровьем, ещё до рождения сына отец был вынужден оставить церковную службу, перебраться в Дерпт и переквалифицироваться в юристы.
Начальное образование Ген получил в частных училищах сначала госпожи Берг, затем Астмуса Диттлера, окончив которую поступил в гимназию. Со смертью отца в 1823 г. семья стала испытывать проблемы со средствами, поэтому уже в гимназии мальчику пришлось подрабатывать, что, правда, не помешало ему серьёзно увлечься литературным творчеством. Уже в столь юные годы он сочинял стихотворения, романсы, написал повесть. Его детские произведения были замечены, хотя фурора Ген не произвел.
Окончив гимназию, в 1830 г. Ген поступил на историко-филологический факультет Дерптского университета . Имея возможность учиться только при условии постоянной работы, он одновременно занял место учителя и надзирателя в училище Диттлера, где когда-то сам и учился.
В 1834 г. Ген завершил учёбу в университете и, получив по представленному сочинению: «Quaestiones Homerice» степень кандидата, отправился частным наставником сначала в Могилев, затем в Житомир и, вскоре, Вильно, где служил в доме генерала, барона Ф. К. фон Гейсмара . Наконец, вернувшись в Ливонию, Ген в Лимбажи учительствовал в доме барона Лилинфельда.
Так продолжалось до 1838 г., когда скопив небольшую сумму, Ген решил отправиться в длительное странствование по Европе. В Швецию он прибыл морским путём, откуда предпринял пешее путешествие в Германию. В Берлине он задержался в университете до лета следующего года. Именно здесь Ген попал под влияние гегелевской философии и познакомился со сравнительно-историческим языковеденьем. В конце мая 1839 г. Ген продолжил путешествие в Италию.
Пешком он сначала добрался до Праги, затем через Нюрнберг и Регенсбург до Мюнхена. Дальше путь лежал через Альпы в северную Италию. Конечным пунктом назначения был Рим. Двигаясь по Европе, Ген не забывал вести естественно-научные наблюдения, которые вылились в его «зоологическо-монографическое эссе». Не пренебрегал он и литературным творчеством. Новелла «Присцилла» была написана им именно во время итальянского путешествия. Главное же, пребывание в Италии возбудило у Гена страстную любовь к античному Mиру, что во многом определило направление его последующих научных работ. На обратном пути, в 1840 г. Ген посетил Францию, которая, правда, «не разбудили в нём симпатии». Тем же летом через Бельгию и Германию он отправился в родную Ливонию.
Вернувшись летом 1840 года домой, Ген уже в ноябре успешно прочитал пробную лекцию на русском языке и со следующего года в чине титулярного советника был принят учителем высшего Перновского уездного училища. Именно к этому периоду деятельности Гена относятся два его фундаментальных историко-географических труда «Zur Charakteristik der Römer» и «Über die Physiognomie der italienischen Landschaft», посвященных Италии.
В июле 1846 года Ген был приглашен преподавателем немецкого языка в Дерптский университет. Здесь он сразу расширил сферу своей деятельности и стал читать лекции о Гёте , Шиллере , Вульфе и Нибелунгах . Далеко выйдя за рамки программы, Ген рассуждал со студентами о немецкой и готской грамматике, проводил занятия по стилистике. По мнению профессора Томаса Татерки из Риги , Ген не ограничивал себя преподаванием древней литературы и широко знакомил студентов с современными писателями, которых в других университетах стали изучать только десятилетия спустя .
К сожалению, деятельность в университете пришлось вскоре прекратить. В 1851 г. по весьма надуманным обстоятельствам Ген был арестован, препровожден Петербург и заключен в Петропавловскую крепость. Дело в том, что в течение многих лет он находился в дружеской переписке с баронессой Марией фон Брюнингк, которая оказалась причастной к организации побега из берлинской крепости Шпандау осужденного к пожизненному заключению немецкого поэта, художественного критика и, как оказалось, революционера Готфрида Кинкеля . Российская тайная полиция по просьбе германских властей арестовала всех, кто хотя бы отдаленно был связан с Г. Кинкелем. Следствие велось три месяца. В итоге, вину Гена доказать не удалось и он был выпущен на свободу. Но, для верности, власти обязали его под надзором полиции проживать в Туле. Без вины виноватый, в 1851—1855 гг. Виктор жил в этом городе на скромные заработки частного преподавателя музыки.
Со смертью Николая I, не будучи осужденным, Ген был помилован и почти сразу по протекции своего давнего друга — Е. Е. Беркхольца приглашен в Петербург на должность сверхштатного библиотекаря Императорской Публичной библиотеки . Директором библиотеки в те годы был барон М. А. Корф — соученик А. С. Пушкина по Лицею. Заработок оказался очень низким и Ген через несколько месяцев службы уже собирался покинуть Петербург, но в 1856 г. в библиотеке была создана комиссия по изучению истории царствования Николая I. Главными исполнителями этой работы Корф видел Гена и Е. Е. Беркхольца. Его прошение на имя царя было удовлетворено, и оба друга, получив должности высших библиотечных надзирателей, вошли в состав комиссии.
Годы жизни Гена в столице Империи оказались наиболее продуктивными на научные труды и публикации. Кроме написанного для комиссии обширного обзора о внешней политике Николая I, Ген выступил с рядом докладов в Петербургской Академии наук. В шестидесятые годы им были написаны несколько статей для журнала «Baltische Monatsschrift», главным редактором которого, к тому времени стал Е. Е. Беркхольц. Кроме того, Ген продолжил работу над заметками об итальянском путешествии.
16 апреля 1864 года Ген, к тому времени произведенный в коллежские советники, был назначен старшим библиотекарем Императорской Публичной библиотеки. Через 9 лет, в 1873 году, уже в чине действительного статского советника он вышел в отставку и вскоре покинул Россию. Ген поселился в Берлине где прожил ещё 17 лет. Германский период жизни Гена оказался гораздо менее продуктивным, хотя два университета, Марбургский и Дерптский, присвоили ему степень почетного доктора. В Берлине Ген и скончался 9 марта 1890 г.
Сегодня Виктора Гена помнят лишь в Европе, и не только как немецкоязычного писателя, оставившего весьма богатое литературное наследие и одного из лучших знатоков Гёте, но и как, одного из основоположников Курганной теории происхождения носителей индоевропейских языков, которая окончательно сформировалась почти 100 лет спустя — лишь в 1950-е годы. Именно Ген впервые соединил результаты археологических и лингвистических исследований для попытки определения места происхождения праиндоевропейцев. Тогда его идеи были поддержаны только Отто Шрадером .
Сейчас на западе нередко подчеркивают «антирусскость» Гена. Основанием для этого служит весьма вольная трактовка дневников Гена, изданная Теодором Шиманном в Штунгарте через два года после смерти их автора. В тенденциозном изложении Шиманна, для Гена русские были варварами и дикими азиатами. Очевидно, для Шиманна не осталась незамеченным мнение Гена, который в своих археолого-лингвистических сопоставлениях самыми консервативными из всех индоевропейцев посчитал славян. «Творчески развив» рассуждения Гена, Шиманн невольно создал предпосылки для того, чтобы десятилетия спустя нацисты использовали идеи Гена в изложении Шиманна в собственной антиславянской и антибольшевистской риторике.