Interested Article - Розавен, Жан-Людовик

Жан-Людовик де Лессег Розавен ( фр. Jean-Louis de Leissègues Rozaven ; в России — Розавен, Иоанн Антонович; 9 марта , 1772 , Кемпер , Локронан , Бретань 2 апреля , 1851 , Рим , Папская область ) — французский священнослужитель , диакон , богослов , публицист , иезуит . По происхождению бретонец .

Биография

Розавен родился 9 марта 1772 г. в городе Кемпер и, получив домашнее воспитание, продолжал свое обучение в Иезуитской Коллегии этого города. Изгнание иезуитов из Франции принудило его, вместе со своим дядей-иезуитом, покинуть Францию, но затем они оба возвратились, и уже во время революции 1789 г. молодой Розавен, в возрасте 20 лет, вновь бежал из Кемпера в Англию , а затем в Бельгию . Занятие войсками Французской республики Бельгии побудило Розавена, поступившего незадолго перед тем в училище или семинарию для французских клириков, удалиться в Падерборн , где он пробыл 4 года, и, по окончании наук, был посвящен в сан диакона , а затем и священника католической церкви. В это время он узнал о существовании Общества отцов Святого Сердца ( фр. Société des Pères du Sacré-Cœur ) и, не колеблясь, просил главного настоятеля этого общества — отца Варена (père Varin) принять его в их среду. Желание его был исполнено, и Розавен вскоре был послан в Англию, чтобы устроить в Кенсингтоне пансион или училище для молодых англичан-католиков. Розавен пробыл в Англии несколько лет и был здесь, вместе с Брольи, главным деятелем Общества распространения веры.

Желая осуществить свое давнее желание — быть членом Ордена иезуитов , Розавен направился в Российскую Империю , Полоцк , где иезуиты тогда пользовались свободным пребыванием и даже покровительством. Он приехал в Санкт-Петербург и был назначен преподавателем философии в иезуитском благородном пансионе .

Необычайно ловкий и вкрадчивый, искусный диалектик и софист , Розавен успел обратить в католичество немалое число представителей высшего петербургского общества, включая княгиню Елизавету Голицыну , содействовал обращению известной Софьи Свечиной и племянника министра просвещения и духовных дел князя A. H. Голицына — князя Александра Голицына, воспитанника благородного иезуитского пансиона, и других.

Последствием этого обращения явился указ 15 декабря 1815 г. об изгнании иезуитов из Санкт-Петербурга в течение 24 часов. Изгнанный из столицы, он в течение 4-х лет был профессором догматического богословия и деканом богословского факультета в полоцкой иезуитской академии .

При появлении статей, неблагоприятных иезуитам, Розавен, как самый фанатичный враг православия, писал опровержения как на них, так и на все сочинения в русской и французской литературе, направленные против учения латинской церкви. Розавен был противником воззрений Ламенне , Стурдзы и других так называемых рационалистических идей.

При преемнике Грубера — Бржозовском , Розавен был фактическим правителем ордена и как бы присяжным полемистом сочинений, враждебных латинству .

По смерти Бржозовского в 1820 г. и изгнания иезуитов из Российской Империи в том же году, Розавен переселился в Рим в качестве представителя Ордена иезуитов, находящихся во Франции, вёл полемику с Ламеннэ, писал сочинения, был в то же время профессором богословия в главной Коллегии, консультантом различных конгрегаций и членом Постоянного Святого Трибунала.

Розавен умер 2 апреля 1851 года и был торжественно погребен в Риме, в церкви Иисуса Христа, в капелле Св. Франциска Хавьера .

Труды

  • «Considérations sur la doctrine et l'esprit de l'église orthodoxe, par un jeune Russe» (1816) (написано по поводу обращения в католичество князя Александра Голицына ).
  • «La vérité défendue et prouvée par les faits, contre les calomnies anciennes et modernes» ( Полоцк , 1817) (написано в защиту иезуитов, против сочинения Генриха Чирнера под заглавием «О папе и иезуитах»).
  • «Quelques réflexions sur les réclamations de M. l’abbé Baston contre l’ouvrage de M. de Maistre» (1820) (написано в защиту сочинения графа де Местра «Du Pape»)
  • «L'église catholique justifiée contre les attaques d'un écrivain qui se dit orthodoxe» (1822) (написано в опровержение производившего тогда сенсацию сочинения Александра Стурдзы под заглавием «Considérations sur la doctrine et l'esprit de l'Eglise orthodoxe», которое Император Александр I , как известно, приказал напечатать на счёт казны, выдав автору в награду, кроме того, 20000 рублей).
  • «Examen d’un ouvrage intitulé: Des doctrines philosophiques sur la certitude dans leurs rapports avec les fondements de la théologie, de l’abbé Gerbert» (напечатаны в 1831 г. в Авиньоне).

Кроме того, Розавен помещал статьи в журнале «Друг религии» (Ami de la Religion").

  • «L'église Russe Et L'église Catholique» (1862)
  • «Uwagi nad wychowaniem młodzieży» (Полоцк) («Рассуждения о воспитании юношества»)

Розавен не владел польским языком и давал переводить свои сочинения на польский язык другим лицам;

  • «Геродот и Диодор Сакульский»
  • «Рассуждения о людях, живших в столетии минувшем»
  • «Рассуждения по поводу водворения иезуитов во Фрейбурге» (последние три сочинения появились в свет на польском языке)

Несколько статей Розавена, без полной подписи автора, напечатано в издании:

Примечания

  1. Jean-Louis de Rozaven //

Литература

Источник —

Same as Розавен, Жан-Людовик