Interested Article - Эдмунд (король Восточной Англии)

Эдму́нд Мученик ( англ. Edmund the Martyr ; умер 20 ноября 869 года) был королём Восточной Англии с 855 года до своей смерти.

Известно немного фактов об Эдмунде, поскольку королевство Восточная Англия было опустошено викингами , которые уничтожили все свидетельства его правления. Монеты, отчеканенные Эдмундом, указывают на то, что он пришёл к власти после Этельверда , поскольку у них были одни и те же чеканщики монет. Считается, что он был рождён в Восточной Англии, но писатели XII века создали ложные свидетельства о его семье, престолонаследии и правлении. Смерть Эдмунда была упомянута в Англосаксонской хронике , в которой говорится, что он был убит в 869 году после того, как Великая языческая армия вторглась в Восточную Англию. Средневековые версии о смерти Эдмунда расходятся в том, погиб ли он в битве, сражаясь с Великой языческой армией, или же он встретил свою смерть после того, как попал в плен, а затем отказался отречься от Христа .

После смерти Эдмунда возник его культ, и он был канонизирован церковью. Серия монет, посвященных ему, была отчеканена в то время, когда Восточная Англия стала поглощённой Уэссексом в 918 году, а примерно в 986 году французский монах Аббон написал о его жизни и мученичестве.

В X веке останки Эдмунда были перевезены из неустановленного места в Восточной Англии в Беодрисворт (современный Бери-Сент-Эдмундс ). В 1010 году они были временно перевезены в Лондон на хранение. Культ Эдмунда процветал в раннем и высоком Средневековье , и он и Эдуард Исповедник считались святыми-покровителями средневековой Англии , пока их не заменил святой Георгий в XV веке. Средневековые рукописи и произведения искусства, относящиеся к Эдмунду, включают Passio Sancti Eadmundi Аббона, Житие XV века Джона Лидгейта , Уилтонский диптих и ряд церковных настенных росписей .

Король восточных англов

Правление

Королевство восточных англов

Существование Эдмунда подтверждается монетами, отчеканенными его чеканщиками — Дуддой, Эдмундом и Твикгой. Они чеканили монеты для предшественника Эдмунда Этельверда , что позволяет предположить, что произошел плавный переход власти . Самое раннее документальное упоминание об Эдмунде содержится в анналах Англосаксонской хроники за 870 год, составленных через 20 лет после его смерти. Согласно историку Сьюзен Ридьярд, Эдмунд родился около 841 года и вступил на престол Восточной Англии около 855 года . Из письменных источников ничего не известно о его жизни или правлении. Грабёж Восточной Англии, вызванный викингами, уничтожил все хартии , в которых, возможно, упоминался Эдмунд .

Эдмунд не может принадлежать ни к одной правящей династии. Французский монах X века Аббон Флёрийский утверждал, что Эдмунд был ex antiquorum Saxonum nobili prosapia oriundus , что, по словам Ридьярда, вероятно, было довольно многословным способом Аббона сказать, что он происходил из древней знати своей расы .

Во время правления Эдмунда чеканщики отчеканили множество различных монет . Буквы AN , обозначающие Англия , встречаются на монетах только Эдмунда и Этельстана , другого короля восточных англов IX века. AN появляется на монетах Эдмунда как часть фразы + EADMUND REX AN[GLORUM] ( Эдмунд король англов ) . На более поздних монетах Эдмунда написано + EADMUND REX ( Эдмунд король ) . В остальном хронология его монет не подтверждена .

Смерть и погребение

В течение десятилетий после атаки викингов на Линдисфарн в 793 году, нападения на Англию были в основном набегами на изолированные монашеские общины. Согласно Бертинским анналам и Англосаксонской хронике , более масштабное нападение произошло примерно в 844 году. К концу десятилетия викинги начали зимовать в Англии . Ещё более многочисленное войско, известное летописцам Англосаксонской хроники как mycel heathen here ( Великая языческая армия ), появилось в 865 году. Три тысячи человек на сотнях кораблей прибыли на восточный берег Англии, вероятно, с баз в Ирландии . Первую зиму армия провела в Восточной Англии, прежде чем двинуться дальше, прибыв в Нортумбрию в 866/867 году . Великая языческая армия напала на Мерсию в конце 867 года и заключила с ней мир. Год спустя викинги вернулись в Восточную Англию .

Англосаксонская хроника , в которой, как правило, описывалось мало событий, касающихся восточных англов и их правителей, сообщает, что здесь армия пересекла Мерсию и вторглась в Восточную Англию и заняла зимние квартиры в Тетфорде ; и той зимой король Эдмунд сражался с ними, и даны одержали победу и убили короля и завоевали всю землю . Где был убит Эдмунд и погиб ли он в бою или был убит данами впоследствии, неизвестно . Великая языческая армия вторглась в Уэссекс в конце 870 года, где им противостояли Этельред I и его брат, Альфред Великий .

Эдмунд был похоронен в деревянной часовне неподалеку от того места, где он был убит. По общему мнению историков, во времена правления Этельстана , который стал королем англосаксов в 924 году, тело Эдмунда было перевезено из Хэгелисдуна - местонахождение которого так и не было окончательно установлено — в Беодрисворт, ныне современный Бери—Сент-Эдмундс . В 925 году Этельстан основал религиозную общину, чтобы заботиться о святилище Эдмунда .

Памятная чеканка

Памятный пенни Святого Эдмунда ( Британский музей )

После смерти дана Гутрума , короля Восточной Англии, примерно в 890 году те же самые чеканщики, которые чеканили его монеты, начали выпускать деньги в память об Эдмунде . Монеты, дизайн которых был основан на монетах, выпущенных во время правления Эдмунда, являются самым ранним свидетельством того, что его почитали как святого . На всех выпущенных пенни и полпенни было написано SCE EADMVND REX ( О святой Эдмунд король ). У некоторых из них есть легенда , свидетельствующая о том, что викинги экспериментировали с их первоначальным дизайном .

Мемориальные монеты Святого Эдмунда были отчеканены в больших количествах группой из более чем 70 чеканшиков, многие из которых, по-видимому, были выходцами из континентальной Европы. Более 1800 экземпляров было найдено, когда Куэрдельский клад был обнаружен в Ланкашире в 1840 году . Эти монеты широко использовались в рамках Денло . В основном они были найдены на востоке Англии, но точное местонахождение любого из монетных дворов, откуда они были привезены, достоверно неизвестно, хотя учёные предположили, что они были изготовлены в Восточной Англии .

Почитание

Культ в Бери-Сент-Эдмундс

Эдмунд Мученик
Edmund
Джон Лидгейт молится в храме святого Эдмунда, из фолианта "Жития Эдмунда и Фремунда" (Британская библиотека)
Джон Лидгейт молится в храме святого Эдмунда, из фолианта "Жития Эдмунда и Фремунда" ( Британская библиотека )
Родился 841
Умер 20 ноября 869 ( 0869-11-20 )
Почитается Католическая церковь
Англиканская церковь
Православная церковь
В лике святой и католический святой
Главная святыня Церковь в Бери-Сент-Эдмундс , разрушенная во время тюдоровской секуляризации
День памяти 20 ноября
Покровитель Короли, пандемии , волки, жертвы пыток
Атрибуты Стрела и меч, держава и скипетр , волк

Культ Эдмунда пропагандировался и процветал, но пришел в упадок, и производство монет Святого Эдмунда прекратилось примерно после 910 года. Святой больше не появлялся в литургических календарях с IX века до появления Passio Sancti Eadmundi Аббона Флёрийского три столетия спустя . В 1010 году останки Эдмунда были перевезены в Лондон , чтобы защитить их от викингов, где они хранились в течение трех лет, прежде чем были возвращены для захоронения .

Датский король Кнуд Великий , правивший Англией с 1016 года , принял христианство и сыграл важную роль в основании аббатства Бери-Сент-Эдмундс . Новая каменная церковь аббатства была достроена в 1032 году, возможно, по заказу Кнуда как раз к 16-й годовщине битвы при Ассандуне, которая состоялась 18 октября 1016 года . Святилище Эдмунда стало одним из самых известных и богатых мест для паломничества в Англии. Могущество аббатства возросло после того, как ему была передана юрисдикция над западной половиной графства Суффолк в результате создания в 1044 году ордена свободы святого Эдмунда, основанного Эдуардом Исповедником , а в 1095 году была построена более крупная церковь, в которую были перенесены мощи Эдмунда . После норманнского завоевания Англии в 1066 году аббат спланировал строительство более 300 новых домов из железной решетки в месте, расположенном недалеко от территории аббатства. В результате город увеличился более чем вдвое . Говорят, что король Иоанн Безземельный подарил святыне большой сапфир и драгоценный камень в золоте, которые было разрешено сохранить при условии, что они будут возвращены аббатству после его смерти .

Святилище Эдмунда было разрушено в 1539 году, во время английской реформации . Согласно письму, ныне хранящемуся в Коттоновской библиотеке Британской библиотеки , святыня была осквернена, а серебро и золото на сумму более 5000 марок было изъято. Аббат и его монахи были изгнаны, а аббатство распущено .

Культ в Тулузе

В 1664 году адвокат из французского города Тулуза обнародовал заявление о том, что останки Эдмунда были вывезены из Бери будущим королем Франции Людовиком VIII после его поражения в битве при Линкольне в 1217 году . Затем мощи были переданы Людовиком в дар базилике Святого Сатурнина в Тулузе . Первой записью об этом является список реликвий Сен-Сернена, составленный примерно в 1425 году, в котором святой Эдмунд был включен в число церковных реликвий .

В 1644 году, после того как город был спасен от чумы , которая бушевала с 1628 по 1631 год и которую население отнесло к прославляемому церковными властями святому Аймунду, церковные власти решили, что Аймунд есть Эдмунд. Культ Эдмунда процветал там более двух столетий . Реликварий , спроектированный Жаном Шале, был сделан из серебра и украшен массивными серебряными статуэтками . В 1644 году реликвии были проверены и занесены в каталог для погребения в недавно достроенном святилище, к тому времени происхождение культа было забыто . Усыпальница Эдмунда была убрана в 1794 году во время Великой французской революции . Мощи святого были восстановлены в базилике Святого Сатурнина в 1845 году и помещены в новый реликварий .

Реликвии в Арунделе

Замок Арундел

В 1901 году архиепископ Вестминстерский Герберт Вон получил определенные реликвии из базилики Святого Сатурнина. Мощи, которые в то время считались мощами святого Эдмунда, предназначались для главного алтаря лондонского Вестминстерского собора , который тогда находился в стадии строительства .

Принятие реликвий потребовало заступничества папы Льва XIII после первоначального отказа церкви во Франции . По прибытии в Англию они были размещены в часовне Фицалана в замке Арундел до их перевода в Вестминстер . Хотя их подлинность была подтверждена в 1874 году, когда два предмета были переданы Генри Мэннингу , архиепископу Вестминстерскому, Монтегю Джеймсом и Чарльзом Биггсом в The Times были высказаны сомнения по поводу подлинности реликвий. Реликвии оставались в Арунделе под опекой герцога Норфолкского , в то время как кардинал Воан и архиепископ Сен-Серненский Жермен создали историческую комиссию. По состоянию на 1993 год они остаются в Арунделе . В 1966 году три зуба из коллекции реликвий из Франции были переданы аббатству Дуэ в Беркшире .

Празднование и атрибуты

Памятник в Хоксне, графство Суффолк , отмечающий местоположение древнего дуба, предположительно ставшего местом смерти Эдмунда.

День памяти Эдмунда, короля и мученика, в католической церкви отмечается 20 ноября . Его также поминают в Англиканской церкви , отмечая в этот день меньший праздник в году . Особыми атрибутами Эдмунда являются стрела и меч , поскольку он английский король, его атрибуты включают державу и скипетр . Согласно Оксфордскому словарю святых , его атрибутом также может быть волк .

Каменный крест в Хоксне в Суффолке отмечает одно из предполагаемых мест смерти Эдмунда. В памятнике записано, что он был построен на месте древнего дуба, который упал в 1848 году, и было обнаружено, что в его ствол воткнут наконечник стрелы . Около 55 приходских церквей Англиканской церкви посвящены Эдмунду, пожалуй, самой известной из них является церковь Святого Эдмунда, короля и мученика, на Ломбард-стрит в Лондонском сити . Бенедиктинская община аббатства Дуэ также использует Эдмунда в качестве своего покровителя .

Средневековые жития и легенды

Passio Sancti Eadmundi

Примерно в 986 году монахи аббатства Рамси поручили аббату Флери написать агиографию Эдмунда, или рассказ о его мученичестве . По словам Аббона, святой Дунстан , архиепископ Кентерберийский , был источником о мученичестве, которую он слышал задолго до этого, в присутствии Этельстана, от старика, который поклялся, что он был меченосцем Эдмунда .

По версии Аббон, король отказался встретиться с данами в бою, предпочтя умереть мученической смертью. По словам Ридьярда, мученичество Эдмунда не может быть доказано, а о его судьбе — погиб ли он в бою или был убит после битвы — нельзя узнать из Англосаксонской хроники . Ридьярд отмечает, что история о том, что у Эдмунда был оруженосец, подразумевает, что он был бы королем-воином, который был готов сражаться с викингами на поле боя, но она признает возможность того, что такие более поздние рассказы относятся к области агиографической фантазии .

Аббон назвал одного из убийц Эдмунда Хингуаром, которого, вероятно, можно отождествить с Иваром Бейнлауси (Иваром Бескостным), сыном Рагнара Лодброка . После описания ужасающих обстоятельств смерти Эдмунда агиография продолжается. Его отрубленная голова была выброшена в лес. Когда последователи Эдмунда искали его, выкрикивая: "Где ты, друг?" голова ответила: Her, her, her ( Здесь! Здесь! Здесь! ), пока, наконец, они не нашли его зажатым в лапах волка, защищенным от других животных и несъеденным. Затем последователи вернули голову .

Аббон не смог датировать эти события, связанные с переводом Эдмунда в Беодериксворт, хотя из его текста видно, что он полагал, что мощи были перевезены в Беодериксворт к тому времени, когда Теодред стал епископом Лондона примерно в 926 году . При эксгумации тела было обнаружено чудо. Все раны от стрел на неразложившемся трупе Эдмунда зажили, и его голова была прикреплена на место . Последний зарегистрированный осмотр тела во время пребывания в Бери-Сент-Эдмундс был проведен в 1198 году .

Аббон отметил сходство между смертями святого Себастьяна и святого Эдмунда: оба святых подверглись нападению лучников, хотя предполагается, что только Эдмунд был обезглавлен. Его смерть имеет некоторое сходство с участью, постигшей других святых: Дионисий Парижский был высечен кнутом и обезглавлен, а тело Марии Египетской , как говорили, охранял лев . Английский медиевист Антония Грансден описала агиографию Аббона как немногим более чем набор житийных банальностей и утверждает, что незнание Аббоном того, что на самом деле произошло с Эдмундом, привело бы к использованию аспектов жизни хорошо известных святых, таких как Себастьян и Дионисий, в качестве моделей для своих произведений. Грансден признала, что есть некоторые аспекты этой истории — такие, как появление волка, который охраняет голову Эдмунда, — которые не имеют точных параллелей в других произведениях .

Чудеса святого Эдмунда

Герман, который был превосходным латинистом, написал ещё одну агиографию Эдмунда, Чудеса святого Эдмунда , в конце XI века. Его оригинальный текст не сохранился, но сокращенная версия является частью книги, датируемой примерно 1100 годом, выпущенной аббатством Бери-Сент-Эдмундс , которая состоит из Passio Sancti Eadmundi Аббона, за которым следует Житие Германа. Агиограф и музыкант Госцелин вскоре после этого выпустил переработанную версию Чудес святого Германа , которая была враждебна лично Герману . Обе версии напечатаны и переведены Томом Личнесом .

Другие легенды

Изображение мученичества Эдмунда XII века ( библиотека и музей Моргана , Нью-Йорк )

De Infantia Sancti Edmundi, вымышленная агиография XII века о ранней жизни Эдмунда, написанная английским каноником Джеффри Уэллсом, изображала его младшим сыном Алкмунда, саксонского короля германского происхождения. Алкмунд, возможно, никогда и не существовал . Вымышленное континентальное происхождение Эдмунда было позже подробно описано в XV веке поэтом Джоном Лидгейтом в его Житиях святых Эдмунда и Фремунда . Лидгейт рассказал о своем происхождении, рождении в Нюрнберге , усыновлении Оффой из Мерсии , назначении преемником короля и высадке в Олд-Ханстентоне на побережье Северного Норфолка , чтобы заявить права на своё королевство .

Говорили, что Эдмунд был коронован Гумбертом, епископом Элмхэма, 25 декабря 855 года в месте, известном как Бурна, возможно, Бурес Сент-Мэри в Суффолке . В то время Бурна функционировала как королевская столица . Биографические сведения об Эдмунде в Католической энциклопедии , опубликованной в 1913 году, включают, что он с самого начала показал себя образцовым правителем, стремящимся относиться ко всем с равной справедливостью и закрывающим уши льстецам и ненадежным доносчикам . Было написано, что он удалился на год в свою королевскую башню в Ханстентоне и выучил весь Псалтырь целиком, чтобы помнить его наизусть .

Возможно, Эдмунд был убит в Хоксне, в Суффолке . Его мученическая смерть упоминается в хартии, которая была написана, когда церковь и часовня в Хоксне были переданы Нориджскому монастырю в 1101 году. Данные о географических названиях использовались для того, чтобы связать название Хоксне с Хагелисдуном, названным Аббоном Флёрийским местом мученической смерти Эдмунда, но историк Питер Уорнер отвергает это свидетельство . Связь культа Эдмунда с деревней сохранилась и в наше время. Дернфорд в Кембриджшире и Брэдфилд Сент-Клэр (недалеко от Бери-Сент-Эдмундс ) - другие возможные места, где Эдмунд принял мученическую смерть. В предисловии к Житин Лидгейта , в которой описывается знамя Эдмунда с изображением трёх корон на синем фоне , говорится, что короны символизируют мученичество, девственность и царствование Эдмунда .

Говорят, что древняя деревянная Гринстедская церковь в Эссексе была местом упокоения его тела по пути на похороны в 1013 году .

Покровители

Эдмунд является святым покровителем пандемий , а также королей , римско-католической епархии Восточной Англии и аббатства Дуэ . У Англии никогда не было ни одного святого покровителя до периода Тюдоров . В Средние века считалось, что несколько святых тесно связаны с Англией и имеют национальное значение: Эдмунд, святой Григорий Великий , Святой Эдуард Исповедник , святой Томас Бекет и Георгий Победоносец . Из этих святых Эдмунд был наиболее неизменно популярен среди английских королей , хотя Эдуард III повысил значимость Георгия, когда связал его с орденом Подвязки .

В 2006 году ведущий радиостанции BBC Radio Suffolk Марк Мерфи и Дэвид Раффли, член парламента от Бери-Сент-Эдмундс , потерпели неудачу в своей кампании по восстановлению Эдмунда в качестве святого покровителя Англии . В 2013 году BBC News сообщила о новой кампании, начатой Мерфи и пивоварней Greene King , который базируется в Бери-Сент-Эдмундс, с целью восстановления святого Эдмунда в качестве покровителя Англии. Сторонники кампании выразили надежду, что петиция может быть использована для того, чтобы заставить парламент обсудить этот вопрос .

В искусстве

Почитание Эдмунда на протяжении веков создало наследие из заслуживающих внимания произведений искусства. Иллюстрированная копия Passio Sancti Edmundi Аббата Флери, сделанная в Бери-Сент-Эдмундсе примерно в 1130 году, сейчас хранится в библиотеке Моргана в Нью-Йорке . Копия Жития Джона Лидгейта XV века, написанного для английского короля Генриха VI , хранится в Британской библиотеке . Уилтонский диптих был написан во время правления Ричарда II и является самым известным изображением Эдмунда в искусстве. Нарисованные на дубовых панелях, они изображают Эдмунда и Эдуарда Исповедника как королевских покровителей Англии, представляющих Ричарда Деве с младенцем . Поэт Джон Лидгейт (1370-1451), проживший всю свою жизнь в Бери-Сент-Эдмундсе, подарил своему двенадцатилетнему королю Англии Генриху VI длинную поэму, ныне известную как Метрические жития святых Эдмунда и Фремунда , когда Генрих приехал в город в 1433 году и пробыл в аббатстве четыре месяца . Сейчас книга хранится в Британской библиотеке в Лондоне . Мученичество Эдмунда изображено на нескольких средневековых настенных росписях, которые можно найти в церквях по всей Англии.

Святой фигурирует в романтической поэме Ательстон , автор которой, живший в XV веке, неизвестен. В кульминационной сцене поэмы Эдифф, сестра короля Англии Ательстона, рожает Эдмунда после прохождения ритуального испытания огнём .

.

Примечания

  1. , p. 40.
  2. , p. 61.
  3. , p. 20.
  4. , p. 217.
  5. . BBC News . 2014-01-16. из оригинала 19 января 2014 . Дата обращения: 19 января 2014 .
  6. , p. 7.
  7. , p. 294.
  8. , p. 588.
  9. , p. 168.
  10. , pp. 169, 172.
  11. , p. 172.
  12. , p. 70.
  13. , p. 173.
  14. , p. 109.
  15. , p. 211.
  16. , p. 75.
  17. , p. 213.
  18. , pp. 136–137.
  19. , p. 72.
  20. , pp. 69, 72.
  21. , p. 305.
  22. , p. 320.
  23. , p. 319.
  24. , pp. 319–320.
  25. , pp. 82–83.
  26. .
  27. , p. 89.
  28. , p. 90.
  29. . The High Stewardship of the Liberty of St Edmund. Дата обращения: 9 января 2022. 9 января 2022 года.
  30. , p. 176.
  31. , p. 98.
  32. , part II p. 40.
  33. , pp. 1–2.
  34. , p. 12–13.
  35. .
  36. , p. 133.
  37. .
  38. , pp. 133–134.
  39. , pp. 135–136.
  40. . Fordham University (2021). Дата обращения: 13 декабря 2021. 30 октября 2021 года.
  41. , p. 78.
  42. , p. 45.
  43. , p. 100.
  44. (англ.) . The Church of England . Дата обращения: 27 марта 2021. 9 марта 2021 года.
  45. , pp. 20, 198.
  46. , p. 177.
  47. (англ.) . National Heritage List for England . Дата обращения: 24 мая 2022.
  48. Mackinlay 1893, pp. 324-325
  49. , p. 47.
  50. , p. 63.
  51. , pp. 66–67.
  52. , p. 67.
  53. , p. 212.
  54. , p. 55.
  55. , p. 231.
  56. , p. 51.
  57. , p. 87.
  58. , pp. 86–87.
  59. , pp. xci, cix, cxiv–cxxix.
  60. .
  61. , p. 295.
  62. , p. 169.
  63. , p. 179.
  64. , p. 19.
  65. , p. 16.
  66. , p. 219.
  67. , pp. 139, 141.
  68. , p. 24.
  69. Reimer, Stephen R. . The Canon of John Lydgate Project . Дата обращения: 26 апреля 2013. Архивировано из 14 февраля 2012 года.
  70. , pp. 68–69.
  71. , p. 123.
  72. , p. 152.
  73. , p. 276.
  74. Roman Catholic diocese of East Anglia 17 декабря 2011 года. .
  75. . Douai Abbey: Under the Patronage of St Edmund, King & Martyr . Trustees of Douai Abbey. Дата обращения: 14 декабря 2021. 14 декабря 2021 года.
  76. , pp. 11, 154.
  77. , p. 11.
  78. , p. 153.
  79. Woodger, Andrew; Haugh, Richard (2013-06-04). . BBC News . из оригинала 7 июня 2013 . Дата обращения: 6 июня 2013 .
  80. . BBC News . 2013-06-05. из оригинала 8 января 2022 . Дата обращения: 8 января 2022 .
  81. . British Library . Дата обращения: 13 декабря 2021. 6 января 2022 года.
  82. . Richard II's Treasure: the riches of a medieval king . University of London (2007). Дата обращения: 12 декабря 2021. 10 ноября 2021 года.
  83. , pp. 66–67.
  84. , p. 140.

Литература

  • Ball, Ann. . — Huntingdon, USA : Our Sunday Visitor Inc., 2003. — ISBN 978-0-87973-910-2 .
  • / Alban Butler, Sarah Fawcett Thomas, Paul Burns. — Collegeville : The Liturgical Press, 1997. — ISBN 978-0-8146-2387-9 .
  • Cantor, Leonard. . — London : Croom Helm, 1982. — ISBN 978-0-7099-0707-7 .
  • Costambeys, Marios (2008). "Guthrum". (online ed.). Oxford University Press.
  • : [ др.-англ. ] . — Oxford : Clarendon Press, 1865.
  • Farmer, David Hugh. . — 5th revised. — Oxford, UK : Oxford University Press, 2011. — ISBN 978-0-19-959660-7 .
  • Field, Rosalind. / Rosalind Field, Derek Brewer. — Woodbridge : Brewer, 2010. — ISBN 978-1-84384-219-4 .
  • . — Chicago : University of Chicago Press, 2004. — ISBN 978-0-226-26085-3 .
  • Gem, Richard. A Scientific Examination of the Relics of St Edmund at Arundel Castle // Bury St Edmunds: Medieval Art, Architecture, Archaeology and Economy. — , 2020. — P. 45–59. — ISBN 978-09012-8-687-1 .
  • . — London; Rio Grande : Hambleton Press, 1992. — ISBN 978-1-85285-016-6 .
  • Grierson, Philip. / Philip Grierson, Mark Blackburn. — Cambridge, New York : Cambridge University Press, 1986. — ISBN 978-0-521-26009-1 .
  • Houghton, Bryan. . — Lavenham & Sudbury, Suffolk : Terence Dalton Limited, 1970. — ISBN 978-0-900963-18-6 .
  • Phillips, George Edward (1909). . In Herbermann, Charles (ed.). Catholic Encyclopedia (англ.) . Vol. 5. New York: Robert Appleton Company.
  • Julien, Pascal (1996). . Master Drawings . Master Drawings Association. 34 (4): 418—420. JSTOR – via JSTOR.
  • Lawson, M. K. (2013). "Cnut [Canute] (d. 1035)". (online ed.). Oxford University Press.
  • Licence, Tom. Herman the Archdeacon and Goscelin of Saint-Bertin: Miracles of St Edmund : [] . — Oxford, UK : Clarendon Press, 2014. — ISBN 978-0-19-968919-4 .
  • Olderr, Steven. . — 2nd. — Jefferson, North Carolina; London : McFarland and Company Inc., 2012. — ISBN 978-07864-9-067-7 .
  • Mackinlay, James Boniface. . — London : Art and Book Company, 1893.
  • . — New York : Pegasus Books, 2013. — ISBN 978-16059-8-483-4 .
  • Pinner, Rebecca. . — Woodbridge, Suffolk : Boydell Press, 2015. — ISBN 978-17832-7-035-4 .
  • Preble, George Henry. . — Philadelphia : N. L. Brown, 1917.
  • Redstone, Lilian J. (1914). (PDF) . Proceedings of the Suffolk Institute of Archaeology & History . . 15 (part 2): 200—211. ISSN .
  • Reimer, Stephen R. Unbinding Lydgate's Lives of Ss. Edmund and Fremund // . — Toronto : University of Toronto Press, 2004. — ISBN 978-08020-8-756-0 .
  • Ridyard, Susan J. . — Cambridge : Cambridge University Press, 1988. — ISBN 978-0-521-30772-7 .
  • Swanton, Michael. . — London : Routledge, 1997. — ISBN 978-0-415-92129-9 .
  • Waller, Philip. . — Oxford New York : Oxford University Press, 2000. — ISBN 978-01986-0-117-3 .
  • Warner, Peter. The Origins of Suffolk. — Manchester and New York : Manchester University Press, 1996. — ISBN 978-0-7190-3817-4 .
  • : [ англ. ] . — HarperCollins Canada, Limited, 1986. — ISBN 978-0-246-11789-2 .
  • . — 2nd. — J.B. Nichols and Son, 1843.
  • Young, Francis. . — London : Bloomsbury, 2018. — ISBN 978-17867-3-361-0 .
  • . — London and New York : Routledge, 2002. — ISBN 978-0-415-16639-3 .
  • . — New York : Leicester University Press, 1995. — ISBN 978-0-7185-1314-6 .

Ссылки

  • (англ.) . Foundation for Medieval Genealogy . Дата обращения: 14 октября 2011. 11 февраля 2012 года.
Источник —

Same as Эдмунд (король Восточной Англии)