Interested Article - Хэрсир

Средневековая Скандинавия
Сословия
Риг-ярлы
Карлы
Трэли

Хэ́рсир ( др.-сканд. hærsiʀ или hersir , нем. herse ) — древненорвежский наследуемый дворянский титул. Имел хождение лишь на западном побережье Норвегии. Гражданский и военный статус и функции остаются до конца не ясными.

Позднее был вытеснен понятием Лендманн ( др.-сканд. lendrmaðr ), а еще позже заменен термином сюслуман ( др.-сканд. syslumaðr ).

Этимология

Этимология слова достоверно не ясна. Один из вариантов предполагает происхождение этого слова от прагерм. *harisja — вместе и означает главнокомандующего армией. Этой версии придерживается, например, М. И. Стеблин-Каменский , но выводя это определение от более позднего слова др.-сканд. herr (более ранний вариант herjar ) в родительном падеже hers , что значит войско, множество , а хэрсир, соответственно, вождь этого войска .

Другой вариант расшифровки слова предполагает выведение его от понятия др.-сканд. härad или herred — название единицы военно-административного деления . В этом варианте этимология хэрсира совпадёт с этимологией более поздних его сабститутов — лендрман и сюслуман, образованных соответственно от понятий земля, область и сюсла ( др.-сканд. sýsla ), соединённых со словом человек .

Кеннинги

В кеннингах ярлов , хэрсиров и хирдманов ( др.-сканд. hirðmenn ) называют «друзьями, собеседниками или сотрапезниками конунга» ( др.-сканд. konungs rúnar eða málar eða sessar ) .

Также Снорри Стурлусон считает уместным использовать те же кеннинги, что и для конунга: раздаватель золота ( др.-сканд. gullbrjóta ), щедрый на сокровища ( др.-сканд. auðmildinga ), знаменосец ( др.-сканд. merkismenn ), предводитель народа ( др.-сканд. fólksstjóra ) и вождь войска и битвы ( др.-сканд. oddvita liðsins eða orrostu ) .

Социальное положение

Остаётся неясным, какие функции исполнял хэрсир. В прямой зависимости от выбора этимологии это был либо военный вождь во главе войска, либо племенной князь с вытекающими отсюда военными, законодательными, судебными и жреческими функциями. Вероятно, аналогично хёвдингу , одновременно являлся политическим, военным и религиозным лидером той области, которой принадлежал.

Хотя военное значение хэрсира и неясно и он мог вести за собой целую армию, тот факт, что титул получил распространение лишь на западном побережье Норвегии, может свидетельствовать о его тесной связи с викингскими рейдами. Позже, с закатом эпохи рейдов, произошла смена элиты. Основу нового правящего класса составила богатая фермерская аристократия, а центр власти сместился в сторону крупных землевладельцев. Этот процесс наиболее ярко происходил в Трёнделаге и на востоке страны. В своем стремлении покорить Норвегию Олаф II также опирался на поддержку богатых землевладельцев. Так, начиная с XI века, термин хэрсир постепенно стал замещаться термином лендрман ( др.-сканд. lendrmaðr ) — командующий флотилий округа, со сменой термина «округ» переименованный в сюслуман ( др.-сканд. syslumaðr ).

Положение хэрсиров в поздний период описывает Снорри Стурлусон в « Языке поэзии »:

А в каждой земле есть много областей, и конунги обычно ставят над этими областями правителей, вверяя им столько областей, сколько находят нужным. Эти правители зовутся по-датски херсирами или лендрманнами, в Стране Саксов — графами, а в Англии — баронами. Во вверенных им землях они должны быть справедливыми судьями и справедливыми защитниками. Если конунг далеко, перед ними во время битвы следует нести знамя, и они тогда считаются военачальниками наряду с конунгами и ярлами.

Язык поэзии, Снорри Стурлусон .

Основным оружием хэрсиров был меч викингов с рукоятью «типа H» по типологии Яна Петерсена . Лезвие классифицируется как тип 3 по типологии Альфреда Гейбига , который определяется умеренным сужением по ширине и более полным сужением по ширине к острию. Тип можно датировать периодом от второй половины VIII до второй половины X века. Меч призван символизировать силу и авторитет, а также хладнокровную уравновешенность.

Источники

Основным источником о данном термине является древнеисландские тексты, такие, например, как эддическая поэзия Снорри Стурлусона . Так, записаны слова Харальда Прекрасноволосого :

Jarl hverr skyldi hafa undir sér fjóra hersar eða fleiri, og skyldi hverr þeira hafa tuttugu marka veizlu. Jarl hverr skyldi fá konungi í her sex tigu hermanna, en hersir hverr tuttugu menn. (Каждый ярл имеет четыре или более хэрсира под собой, и каждый из них будет получать 20 марок в качестве награды. Каждый ярл должен выставить 60 мужчин в войско конунга, каждый хэрсир 20 мужчин).

В « Песни о Риге » Хэрсир — отец Эрны, метафорической матери сословия ярлов и жены Ярла — прародителя сословия, что говорит об уважаемом положении хэрсиров в обществе. Для сравнения, согласно саге об Ингваре Путешественнике , где речь шла о хёвдинге, сватавшемся к дочери Эрика VI Победоносного , «конунгу показалось унизительным выдать свою дочь замуж за человека незнатного происхождения».

Также хэрсир упомянут в надписи на руническом камне Sö136 из , ныне утерянном.

Примечания

  1. Стеблин-Каменский М. И. Древнеисландский язык УРСС. — М. , 2002. — С. 53, 240.
  2. VRIES, Jan de. 1961. Altnordisches etymologisches Wörterbuch. Leiden.
  3. . Дата обращения: 17 января 2018. 21 августа 2017 года.
  4. . Дата обращения: 12 декабря 2020. 4 марта 2016 года.
  5. Miller, Christopher L. . myArmoury.com. Дата обращения: 29 мая 2013. 17 мая 2013 года.
Источник —

Same as Хэрсир