Бургундский отель
- 1 year ago
- 0
- 0
Феликс Бургундский ( фр. Félix de Burgondie , англ. Felix of Burgundy ; умер в 647 или 648 году) — (или Данвича). Святой (дни памяти — 8 марта и 13 мая). Широко известен как человек, который распространил христианство в королевстве Восточная Англия . Почти всё, что известно о Феликсе, происходит из Церковной истории народа англов , завершённой Бедой Достопочтенным примерно в 731 году, и Англосаксонской хроники . Беда похвалил Феликса за то, что он избавил «всю провинцию Восточная Англия от давней неправды и несчастья».
Происходил из франкского королевства Бургундия, хотя его имя не позволяет историкам окончательно определить его национальность . По словам Беды Достопочтенного , он был посвящён в сан священника в Бургундии . Вполне возможно, что Феликс был связан с ирландской миссионерской деятельностью во Франции, которая была сосредоточена в Бургундии и особенно ассоциировалась с Колумбаном и . Колумбан прибыл во Францию примерно в 590 году , покинув вместе с двенадцатью соратниками. По прибытии Колумбана ему было предложено остаться, и примерно в 592 году он поселился в Аннегее, но затем он был вынужден найти альтернативное место для монастыря в Люксейле, когда миряне и больные постоянно обращались за советом к нему и его коллегам-монахам .
Связь между правящей династией Вуффинга и аббатисой Бургундофарой в аббатстве Фаремутье была примером ассоциаций, существовавших в то время между Церковью в Восточной Англии и религиозными учреждениями во Франции. Такие ассоциации были частично обусловлены работой Колумбана и его учеников в Люксейле: вместе с Евстасием, его преемником, Колумбан вдохновил Бургундофару основать аббатство в . Было высказано предположение, что связь между учениками Колумбана (который оказал сильное влияние на христиан Северной Бургундии) и Феликсом помогает объяснить, как династия Вуффинга установила свои связи с Фаремутье . Хайам отмечает различные предположения о том, откуда мог происходить Феликс: Люксей, Шалон или район вокруг Отена. Другие историки установили связь между Феликсом и Дагобертом I, который имел контакты как с королём Сигебертом из Восточной Англии, так и с Амандусом, учеником Колумбана .
Маклюр и Коллинз отмечают, что был епископ по имени Феликс, который занимал Шалонский престол в 626 или 627 году. Они предполагают возможность того, что Феликс, возможно, стал политическим беглецом в результате потери своего престола в Шалоне после смерти Хлотаря II в 629 году .
Феликс упоминается в Англосаксонской хронике, сборнике летописей, который был составлен в конце девятого века. В летописи за 633 год в «Manuscript A» Хроники говорится, что Феликс «проповедовал веру Христову Восточным Англам». Другая версия Хроники, «Manuscript F», написанная в одиннадцатом веке как на древнеанглийском, так и на латыни, развивает краткое изложение, содержащееся в Manuscript A: «Сюда прибыл из области Бургундия епископ по имени Феликс, который проповедовал веру народу Восточной Англии; вызванный сюда королём Сигебертом; он получил епископство в Доммоке, в котором оставался в течение семнадцати лет» (Hic Cuicelm rex baptizatus est. 'Hic de Burgeindie partibus uneit 'episcopus' quidam nomine Felix, qui predicauit fidem populous Orientalium Anglorum; hic accersitus a Sigeberto rege, suscipit episc(o)patum in Domuce, in quo sedit .xvii. annis') .
Беда описывает, как усилия короля Сигеберхта Восточной Англии «были благородно поощрены епископом Феликсом, который, приехав к Гонорию, архиепископу, из тех мест Бургундии, где он родился и, рукоположённый, и сказав ему, чего он желает, был послан им проповедовать Слово жизни вышеупомянутой нации Англов» . Более поздние источники, как правило, отличаются от версии событий, описанной Бедой и Англосаксонской хроникой. В Liber Eliensis, английской хронике и истории, написанной в аббатстве Эли в 12 веке, говорится, что Феликс прибыл с Сигебертом из Франции, а затем был назначен епископом Восточной Англии . Согласно другой версии этой истории, Феликс отправился из Галлии и добрался до деревни Бабингли по реке Бабингли. Затем он направился в Кентербери. Он был рукоположён в сан епископа примерно в 630 или 631 году архиепископом Кентерберийским Гонорием .
Прибытие Феликса в Восточную Англию, по-видимому, совпало с началом нового периода порядка, установленного Сигебертом, который последовал за убийством Орпвальда и тремя годами отступничества, последовавшими за убийством Орпвальда. Сигеберт стал набожным христианином, прежде чем вернулся из изгнания во Францию, чтобы стать королём. Его вступление на престол, возможно, сыграло решающую роль в привлечении Феликса в Восточную Англию . Питер Хантер оспаривает утверждение средневековых источников, в которых говорилось о том, что Феликс и Сигеберт вместе путешествовали из Франции в Англию, поскольку, по его мнению, Церковная история английского народа Беды подразумевала, что Феликс отправился в Восточную Англию из-за Гонория в Кентербери .
Вскоре после своего прибытия при дворе Сигеберта Феликс основал церковь в Доммоке, своём епископском престоле, что, как принято считать, означает , на побережье Саффолка. С тех пор Данич был почти полностью разрушен в результате береговой эрозии. Другие историки предложили в качестве альтернативного места для Феликса прибрежный Уолтон, Саффолк, недалеко от Филикстоу , где когда-то был римский форт, замок Уолтон, с тех пор смытый морем. В 1105 году Роджер Биго посвятил ему церковь и монастырь.
Беда рассказал, что Феликс основал школу, «где мальчиков можно было учить письму», чтобы обеспечить Сигеберта учителями. Нет никаких свидетельств того, что школа Феликса находилась в Сохаме, как утверждают более поздние источники. Беда не имел сведений о происхождении учителей в созданной школе, которые, возможно, были из самого Кента или похожи на тех, кого можно было найти в Кенте. В Liber Eliensis упоминается, что он также основал аббатство в Сохеме в Кембриджшире и церковь в Ридхеме в Норфолке : «Действительно, в английском источнике читается, что святой Феликс был первоначальным основателем старого монастыря Сехем и церкви в Редхеме». По словам Маргарет Галлион, большой размер епархии Восточной Англии сделал бы основание второго религиозного учреждения в Сохаме «весьма вероятным» .
За годы его епископства Восточноанглийская церковь усилилась, когда Ферси прибыл из Ирландии и основал монастырь в Кнобересбурге, вероятно, расположенный в замке Бург в Норфолке .
Феликс умер в 647 или 648 году, пробыв епископом семнадцать лет. После его смерти, которая, вероятно, произошла во время правления короля Восточной Англии Анны , Фома из Фенса стал вторым епископом Восточных Англов. Феликс был похоронен в Доммоке, но его мощи позже были перевезены в Сохам, согласно английскому историку двенадцатого века Уильяму Малмсбери. Его святыня была осквернена викингами, когда церковь была разрушена. Некоторое время спустя «тело святого искали, нашли и похоронили в аббатстве » . Рэмсей был известен своим энтузиазмом по сбору мощей святых , и в явной попытке превзойти своих соперников из аббатства в Эли монахи Рэмси спаслись, проплыв на своих лодках сквозь густой туман , неся с собой драгоценные останки епископа .
День памяти Феликса отмечается 8 марта. Существует шесть церквей, посвящённых святому, расположенных в Северном Йоркшире и Восточной Англии. Согласно средневековому Завещанию Бери Сент — Эдмундса, известному как Либер Альбус, Феликс, как говорят, посетил Бабингли, на северо-западе Норфолка, и «построил святую церковь» .
В России c 2014 года существует Образовательный центр свт. Феликса Бургундского (до 2018 года — Православные языковые курсы свт. Феликса Бургундского), созданный мирянами Русской Православной Церкви и действующий по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) .