Interested Article - Эксерские камни
- 2020-05-18
- 1
Эксерские камни (а также Эгстерские, Эгистерские или Эггерские камни) — группа скал в Тевтобургском Лесу вблизи Хорн-Бад-Майнберга , в районе Липпе , в Северном Рейне-Вестфалии . Она состоит из тянущегося с северо-запада на юго-восток на протяжении почти километра ряда колоссальных столбов и глыб песчаника , кое-где повалившихся и представляющих огромные, почти отвесные стены.
Внизу самой высокой и широкой из этих скал вырублена
пещерная
часовня
, освященная, как видно по упавшей при ней надписи, в
1115
году. Снаружи, у входа в эту часовню, высечены на скале, по всей вероятности, около того же времени, с одной стороны фигура
апостола Петра
, а с другой —
рельеф
высотой приблизительно в 5, шириной приблизительно в 4 метра, изображающий в верхней своей части «Снятие со креста» — одно из замечательнейших произведений
византийско-романского искусства
.
Несмотря на то, что камень сильно выветрился и некоторые места рельефа отбиты или отвалились, он доныне поражает грандиозностью композиции и дает прекрасное понятие о большом шаге вперед, сделанном скульптурой в начале XII столетия сравнительно с предшествовавшим временем.
Фигуры в нём уже не так коротки, как прежде, а
Спаситель
представлен даже чересчур длинным. Две бородатые фигуры (
Никодим
и
Иосиф Аримафейский
) снимают со креста бездыханное тело Христа;
Богородица
поддерживает голову своего Сына, и в её позе выказывается попытка на
экспрессию
(лик Богородицы совершенно стерся). По другую сторону от креста стоит удручённый горем
апостол Иоанн
.
Вверху изображен склонившийся над телом Христа
Бог-Отец
, он благословляет Его десницею, а в
шуйце
держит Его дух, улетевший из тела, и победную
хоругвь
.
Справа и слева от Бога-Отца — обычные в эпоху, к которой относится этот памятник искусства, олицетворения плачущих Луны и Солнца. Остаток византийского влияния проглядывает здесь только в правильности расположения и в мелочности выделки складок на драпировках, все же остальное имеет чисто
романский
характер: скульптор исполнил свою задачу хотя и с младенческой неумелостью, но, видимо, с искренним одушевлением, свободой и смыслом.
Нижнюю часть рельефа составляло аллегорическое изображение
Страшного Суда
, но оно до такой степени пострадало, что распознать его композицию совершенно невозможно.
Как Экстерская часовня, так и рельефы при ней, вероятно, суть произведения монахов находившегося вблизи от неё монастыря .
Во время Второй мировой войны эти места активно изучались главой СС Генрихом Гиммлером .
Галерея фото
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-05-18
- 1