Interested Article - Ануак
- 2021-08-06
- 2
Ануак , аньивае , жоанива (самоназвание), нуро (эфиопское), ямбо — нилотский народ в Эфиопии (правый берег реки Акобо и берега реки Гило) и Южном Судане (левый берег реки Акобо до реки Пибор), относящийся к группе луо северные (Lienhardt 1957: 341). Общая численность составляет 98 тыс. чел., из которых 46 тыс. человек проживают в Эфиопии , преимущественно в районе Гамбела , а 52 тыс. — в Южном Судане .
История
В прошлом ануак были кочевым пастушеским народом . Оседание на землю произошло, наряду с другими скотоводами, в период миграций масс подвижного населения с севера на юг в Восточной Африке . Ануак населяют территорию Верхнего Нила уже более 100 лет и считают эту землю родовой. Данный народ существенно отличается от остального населения Эфиопии в историческом, этническом, культурном и религиозном плане. Их среда обитания также не похожа на любой другой район в стране как климатом , так и географическим положением .
Язык
Говорят на языке ануак нило-сахарской языковой макросемьи . Распространено двуязычие: в качестве языка общения народы Южного Судана используют суданский диалект арабского языка .
Религия
Придерживаются традиционных верований, однако встречаются представители, исповедующие христианство и ислам суннитского толка.
Традиционные верования
Для ануак характерны культ предков , сил природы, духов. Имеют место свободные разговоры о смерти , при этом представителей народа больше привлекают дискуссии о предчувствии смерти, нежели чем о загробной жизни. В среде ануак известны мифы о том, как смерть появилась в мире, и существуют даже специальные знаки, которые, согласно верованиям данного народа, напоминают о смерти или предупреждают о её возможном приближении (Lienhardt 1962: 77). Широкое распространение получил также тотемизм .
Социальная организация
В основе социальной организации лежат патриархально-племенные связи, браки заключаются патрилокальные. Поселения ануак имеют линейную планировку и выстроены в ряд вдоль рек. Они представляют собой сельские общины, часто изолированные друг от друга и едва насчитывающие 500 человек (Wall 1976: 151). Составляющие общину домохозяйства связаны сетью патрилинейных генеалогических связей. Некоторые из таких поселений заселены очень густо и связаны между собой постоянными и весьма тесными контактами (Lienhardt 1962: 74). Во главе каждой общины стоит вождь , который является её своеобразным символом и олицетворением уникальности и единства каждого объединения. Власть главы наследственная и автократическая. (Wall 1976: 152). Борьбы за власть между вождями и их сыновьями не происходит. Нового главу из числа мужского населения выбирают только в случае смерти нынешнего вождя. С этого момента для нового правителя начинается срок пребывания в должности "фаворита деревни", к которому переходят владения, находившиеся под охраной его предшественника (Lienhardt 1958: 29).
Быт
На повседневную жизнь ануак существенное влияние оказывают географическое положение и климат . В связи с этим в различных районах Эфиопии и Судана жизненный уклад несколько отличается.
Традиционные хозяйственные занятия
Основная отрасль хозяйства — ручное тропическое земледелие . Ануак выращивают зерновые ( просо , элевсина, кукуруза ), бобовые и корнеплоды , собирают дикие фрукты. Широко распространено речное рыболовство посредством запруд .
В животноводстве преобладает содержание мелкого рогатого скота, коз в частности. Традиционные ремёсла : плетение, изготовление украшений, лодок, утвари и пр.
Пища
Традиционная еда ануак — растительная пища, рыба.
Одежда
Представители народа носят набедренные повязки, передники из кожи, тканей или растительных волокон.
Интересные факты
- Ануак, наряду с различным населением низин Гамбелы , выделяются цветом кожи. В связи с этим они сталкиваются с расовой дискриминацией и маргинализацией со стороны правительства, в результате чего для народа ограничен доступ к образованию , здравоохранению и другим основным услугам.
- Представители народа участвовали в борьбе за независимость Южного Судана в ходе войны 1955—1972 годов .
Литература
- Калиновская К. П. 2000. Ануак. Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия. С. 50.
- Чубарьян А. О. 2007. Ануак. Народы мира / Глав. ред. А. О. Чубарьян. М.: ОЛМА Медиа Групп . С. 49.
- Lienhardt G. 1957. Anuak Village Headmen. I. Africa: Journal of the International African Institute 27/4: 341—355.
- Lienhardt G. 1958. Anuak Village Headmen. II. Africa: Journal of the International African Institute 28/1: 23—36.
- Lienhardt G. 1962. The Situation of Death: An Aspect of Anuak Philosophy. Anthropological Quarterly 35/2: 74—85.
- Wall L. L. 1976. Anuak Politics, Ecology, and the Origins of Shilluk Kingship. Ethnology 15/2: 151—162.
Ссылки
- (рус.)
- (рус.)
- 2021-08-06
- 2