Interested Article - Устьвольский, Стефан Михайлович

Стефан Михайлович Устьвольский (известен также как Степан Уствольский фр. Étienne Ustvolski или митрополит Серафим фр. Séraphim métropolitain d'Amérique ; 1858 , Олонецкая губерния не ранее 1913 , Канада ) — глава самопровозглашённой Православной церкви всероссийского патриаршества ( Манитоба , Канада ).

Биография

Происхождение фамилии, предположительно, связано с местом рождения его родственников по линии отца — деревней Усть-Волма .

Окончил Олонецкую духовную семинарию , а в 1881 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и «правом на получение степени магистра 6ез нового устного испытания» .

В июне 1881 года назначен священником в московский придворный Верхоспасский собор , а в январе 1882 года переведён на священническое место в церковь 8-го Гренадерского московского полка , квартировавшего в Твери . В апреле 1882 года был обвинён командиром полка полковником Иваном Карловичем фон Бурзи в неблаговидном поведении, что полностью подтвердилось в ходе проведённого расследования. Священник обратился в Святейший синод с прошением о сложении сана . Прошение было удовлетворено и, в виде исключения, Высочайшим указом ему были дарованы права и чин коллежского секретаря , которые по истечении какого-то времени, по неизвестным (скрываемым самим владельцем) причинам, им были утрачены .

В 1899 году приехал в Новгород, числясь архангельским мещанином и по приговору мирового судьи Холмогорского уезда Архангельской губернии отбывал трёхнедельное заключение в арестантской камере Торговой стороны Новгорода. Был осуждён по одной из статей «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» — «за истребление, снятие, срывание и повреждение печатей, наложенных по распоряжению судебных и других властей». По утверждениям новгородского полицмейстера А. Сердюкова, живя в Архангельской губернии, Уствольский состоял под надзором полиции. Позднее Уствольский подал прошение о зачислении его в новгородское мещанство. Одновременно в местной духовной консистории рассматривалось дело о расторжении брака Уствольского с его супругой, которая, по некоторым источникам, ушла от него ещё в Архангельске .

После расторжения брака, в начале 1901 года, Уствольский обратился в Святейший синод с прошением «о дозволении ему принять монашество и возвращении священного сана». В этой связи в мае 1901 года определён на послушание в Новгородский Хутынский Спасо-Варлаамовский монастырь . Через два месяца с начала срока своего послушания он отпросился в отпуск за границу с целью «поклонения святому гробу Господню». Во время путешествия, с его слов, в одном из монастырей он был пострижен в монашество с именем Серафим. В России это принято не было и его в декабре 1901 года этапируют в Суздаль, в Спасо-Евфимиев монастырь . В июне 1902 года ему разрешают покинуть монастырь .

Оказавшись на Афоне , с его слов, он был хиротонисан патриархом Анфимом в «епископа-миссионера». После этого «посвящения в епископы» Серафим был замечен осенью 1902 года в Новгороде, а в декабре отправился в Северную Америку , где некоторое время гостил у украинских священников в Филадельфии . Ко времени прибытия в Виннипег он не принадлежал ни к Русской православной церкви, ни к какой-либо другой церковной юрисдикции. Украинцы в прериях приняли его как странствующего праведника по традиции, существовавшей ещё с истоков христианства .

В апреле 1903 года Серафим прибыл в Виннипег , где объявил об основании новой церкви, не принадлежавшей к какой-либо из известных религиозных конфессий, которую назвал Православной российской церковью. Обрядность церкви напоминала Русскую православную, однако она ориентировалась на канадских украинцев. Богослужения велись по восточному обряду, с которым иммигранты были знакомы. Серафим начал рукополагать канторов и диаконов . 13 декабря 1903 небольшое здание на восточной стороне улицы Макгрегор, между Манитоба-авеню и Притчард-авеню (вероятно, бывшая церковь Святого Духа) было официально благословлено Серафимом и открыто для поклонения.

Серафим и его «Жестяной собор»

В ноябре 1904 года он приступил к строительству «жестяного» кафедрального собора на углу Кинг-стрит и Стелла-авеню . Харизматичный Серафим посвятил около 50 священников и диаконов, многие из них полуграмотных, которые стали исполнять священнические обязанности в поселениях, проповедуя независимое православие управления церковным имущество через независимых доверенных. В течение двух лет эта церковь получила почти 60 тыс. сторонников. Через различные проступки и проблемы с алкоголем , Серафим потерял доверие интеллигенции, которая пригласила его в Виннипег, и вскоре произошёл переворот с целью избавиться от него, при этом не потеряв паствы. Серафим отправился в Санкт-Петербург, чтобы попытаться получить признание и дальнейшее финансирование от российского Священного синода для своей процветающей церкви. При его отсутствии Иван Бодруг и Иван Негрич, к тому времени уже студенты богословия в Манитобский колледже, а также священники серафимскою церкви, смогли получить гарантии пресвитерианского финансирования для церкви Серафима Саровского на том основании, что она постепенно перейдёт на пресвитерианскую модель. В конце осени 1904 года, Серафим вернулся из России, но не привёз с собой никаких материальных особий. Вернувшись, он обнаружил измену и быстро отлучил от церкви всех священников, которые принимали в этой измене участие. Он опубликовал их фотографии в местных газетах именами на груди так, будто они были преступниками. Его месть оказалась недолгой, вскоре он получил известие, что сам отлучён Священным синодом. После отлучения, своего и всех священников, Серафим ушёл в 1908 году и никогда больше не возвращался.

Серафим исчез до 1908 года, но «Украинский голос» (газета, до сих пор публикуется в Виннипеге) сообщал, что по слухам он ещё продавал Библии работникам железной дороги Британской Колумбии в конце 1913 года.

Примечания

  1. Кириллов, А. . nnng.ru . Новая новгородская газета №9 (861) (2 марта 2016). Дата обращения: 9 января 2022. 9 января 2022 года.
  2. Дата обращения: 23 мая 2017. 4 марта 2016 года.
  3. Церковные Ведомости. 1907. № 34
  4. патриарх Анфим был на Константинопольском престоле с 1895 по 1897 годы, после чего пребывал на покое и скончался в 1913 году
  5. Mitchell, Nick. The Mythology of Exile in Jewish, Mennonite and Ukrainian Canadian Writing in A Sharing of Diversities, Proceedings of the Jewish Mennonite Ukrainian Conference, «Building Bridges», General Editor: Stambrook, Fred, Canadian Plains Research Center, University of Regina, 1999, page 188.
  6. Martynowych, Orest T. Ukrainians in Canada: The Formative Period, 1891—1924. Canadian Institute of Ukrainian Studies Press, University of Alberta, Edmonton, 1991, page 190
  7. Martynowych, Orest T., The Seraphimite, Independent Greek, Presbyterian and United Churches, umanitoba.ca/…canadian…/05_The_Seraphimite_Independent_Greek_Presbyterian_and_United_Churches.pdf, page 1 & 2 -
  8. Из письма преосвященного Алеутского Тихона (Беллавина) Победоносцеву К. П. от 2 (15) октября 1905 года: «Квартира нашего священника Сечинского в Винипеге (у которого я останавливался) действительно находится по соседству с „кафедрою“ Серафима. Трудно описать, что это за „кафедральный собор“: его нужно видеть. Из старых, негодных железных труб сделаны столбы, и между ними пространство заделано досками, жестью; кресты из железных старых прутьев; украшения и карнизы из картонной бумаги. Прямо какой-то балаган, наподобие тех, где заезжие актёры и фокусники дают представления. В довершении всего Серафим и живёт в самом храме на хорах, откуда через купол вылезает на крышу и, сидя там на стуле, привлекает большую толпу созерцателей (особенно соседних жидов)». [Письма святителя Тихона: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. СПб.: Сатисъ, 2010. С. 200.]
  9. Bodrug, Ivan. Independent Orthodox Church: Memoirs Pertaining to the History of a Ukrainian Canadian Church in the Years 1903—1913, translators: Bodrug, Edward; Biddle, Lydia, Toronto, Ukrainian Research Foundation, 1982, page xiii
  10. Yereniuk, Roman, A Short Historical Outline of the Ukrainian Orthodox Church of Canada, www.uocc.ca/pdf, page 9
  11. Bodrug, Ivan. Independent Orthodox Church: Memoirs Pertaining to the History of a Ukrainian Canadian Church in the Years 1903—1913 , translators: Bodrug, Edward; Biddle, Lydia, Toronto, Ukrainian Research Foundation, 1982, page 81
  12. Mitchell, Nick. Ukrainian-Canadian History as Theatre in The Ukrainian Experience in Canada: Reflections 1994, Editors: Gerus, Oleh W.; Gerus-Tarnawecka, Iraida; Jarmus, Stephan, The Ukrainian Academy of Arts and Sciences in Canada, Winnipeg, page 229

Библиография

  • Bodrug, Ivan. Independent Orthodox Church: Memoirs Pertaining to the History of a Ukrainian Canadian Church in the Years 1903—1913 , translators: Bodrug, Edward; Biddle, Lydia, Toronto, Ukrainian Research Foundation, 1982.
  • Martynowych, Orest T., The Seraphimite, Independent Greek, Presbyterian and United Churches, umanitoba.ca/…canadian…/05_The_Seraphimite_Independent_Greek_Presbyterian_and_United_Churches.pdf -
  • Martynowych, Orest T. Ukrainians in Canada: The Formative Period, 1891—1924 . Canadian Institute of Ukrainian Studies Press, University of Alberta, Edmonton, 1991.
  • Mitchell, Nick. The Mythology of Exile in Jewish, Mennonite and Ukrainian Canadian Writing in A Sharing of Diversities , Proceedings of the Jewish Mennonite Ukrainian Conference, «Building Bridges», General Editor: Stambrook, Fred, Canadian Plains Research Center, University of Regina, 1999.
  • Mitchell, Nick. Ukrainian-Canadian History as Theatre in The Ukrainian Experience in Canada: Reflections 1994 , Editors: Gerus, Oleh W.; Gerus-Tarnawecka, Iraida; Jarmus, Stephan, The Ukrainian Academy of Arts and Sciences in Canada, Winnipeg.

Ссылки

  • . . . 17 февраля 2013 года.
Источник —

Same as Устьвольский, Стефан Михайлович