Interested Article - Начётничество
- 2021-08-06
- 1
Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, хорошее знание Священного Писания и Предания . В нерелигиозном понимании — машинальность, неразборчивость в перенимании познаний, механическое, некритическое усвоение прочитанного .
Кирилл Кожурин отмечал: «Старообрядческие начётчики в большинстве своём были людьми, не получившими какого-либо систематического богословского образования, но по природной способности и любознательности, путём самообразования овладевшими книжностью, навыками устного и письменного слова» .
Историография вопроса
Первоначально русский образовательный идеал определялся понятием начётничества. По-настоящему образованным считался не тот, кто умел читать и писать, а тот, кто прочел много книг и хорошо знаком со Священным Писанием , Отцами Церкви (по большей части в переводах), имеет представление о географии, истории и т. п . В XVII веке наступил кризис данной формы обучения, и привыкшие к начётничеству старообрядцы оказались вытеснены из формирующейся образовательной системы . Тем не менее, даже Петру I не удалось победить начётничество .
В христианской традиции
«Сiе предписываю мiрянамъ, сiе заповѣдаю священникамъ, а равно и тѣмъ, которымъ ввѣрено начальство: вспомоществуйте слову всѣ, кому дана отъ Бога возможность вспомоществовать. Великое дѣло воспрепятствовать убiйству, наказать прелюбодѣянiе, обуздать хищничество; несравненно выше — внушить благочестiе и преподать здравое ученiе»
Творения, ч. III. Москва, 1889, Сл. 37, с. 92
Начётничество в старообрядчестве
Особым уважением начётничество (начитанность, учёность) пользовалось и пользуется в среде старообрядцев. Опытными начётчиками были: протопоп Аввакум , Феодосий Васильев (автор «Обличения» и основатель федосеевского согласия ), братья Денисовы — Андрей и (авторы «Поморских ответов»). Они использовали свою обширную начитанность в письменных источниках того времени.
В XIX веке возник особый тип начётчиков — борцов с миссионерами господствующей церкви . Это была опасная борьба, и большинство старообрядческих начётчиков побывали под судом и в тюрьмах.
«Золотой» период истории старообрядчества (1904—1917) стал триумфом старообрядцев-начётчиков, «защищавших истину и правоту старообрядчества» . Авторитетными начётчиками в поповстве были Онисим Швецов (1840—1908), писатель и полемист Фёдор Мельников (1874—1960) и другие.
В 1906 году начётчики создали «Союз старообрядческих начётчиков», который ежегодно собирался на съезды. Союз был возрождён в конце 1990-х годов.
В среде поморцев выдающимися начётчиками были: А. А. Надеждин (участвовал в полемических беседах с миссионерами; особо известна беседа в Сызрани в 1888 году), Д. В. Батов, Л. Ф. Пичугин (выступал на миссионерских собеседованиях и диспутах, а также старообрядческих съездах и соборах), а позже — наставники А. Екимов, С. Ф. Егупёнок, И. И. Никитин, И. И. Егоров и другие.
Примечания
- ↑ . Русская православная старообрядческая Церковь (24 марта 2022). Дата обращения: 19 февраля 2023. 19 февраля 2023 года.
- Начётничество // Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949—1992.
- ↑ Любжин А. И. // Лицейское и гимназическое образование. 2003. — № 10. — С. 9.
- Князев Е. А. // Директор школы. 1993. — № 5. — С.23-32.
- Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви. — Барнаул. — 1999. — С. 479—492.
- 2021-08-06
- 1