Иванова, Анна Ивановна (революционерка)
- 1 year ago
- 0
- 0
А́нна Ива́новна Трояно́вская ( 1885 , Москва , Российская империя — 1977 ) — российская и советская художница , певица , педагог . Известна своим покровительством пианисту Святославу Рихтеру .
Родители — из обедневших обрусевших дворянских семей шляхетского происхождения. Единственная дочь своих родителей, никогда не выходившая замуж и не имевшая детей.
Усадьба Бугры находится в Боровском районе Калужской области рядом с северо-западной окраиной города Обнинска, в районе современных .
В начале 1880-х годов Анна Обнинская, дочь Петра Наркизовича Обнинского вышла замуж за Ивана Ивановича Трояновского, в приданое ей достался хутор Бугры, ныне известный как « ».
Усадьба Бугры включала в себя участки леса и лугов в холмистой местности. Усадебные строения находились на вершине холма среди соснового леса. Старый бревенчатый дом, одноэтажный с мезонином, сохранился до настоящего времени. С каждой стороны мезонин был украшен балконом, но с течением времени балконы разрушились. К дому примыкал хозяйственный двор с постройками, за ним был сад. А по склону холма перед фасадом дома был посажен парк.
Большим увлечением Трояновского было садоводство, в парке Бугров он посадил редкие породы деревьев, такие как пробковое дерево, маньчжурский орех или сибирский кедр, красный клен. В саду росли кусты сирени десятков сортов, площадка перед домом засаживалась цветами. В Буграх была построена оранжерея, где Трояновский собирал уникальные сорта орхидеи, занимался выведением новых сортов.
В 1897 году в Бугры приезжал Исаак Левитан (1860—1900). В Буграх Левитан провел около недели, он написал здесь несколько этюдов, на основе этих работ в Москве Левитан создал две картины с ночными пейзажами.
В августе 1907 года, в Буграх гостил художник и историк искусств Игорь Грабарь (1871—1960). «Выйдя утром в сад, — вспоминает Игорь Эммануилович, — я был восхищен видом массы флокс в утренней росе, сверкавшей на солнце всеми цветами радуги. Это было прекрасно… Я тотчас же побежал за красками и холстом и написал этюд ».
Весной 1907 года в гости к Трояновскому приезжал Петр Петрович Кончаловский (1876—1956) с женой Ольгой Васильевной и детьми Мишей и Наташей. Кончаловские очень полюбили эти места, они часто приезжали сюда в последующие годы, а спустя 25 лет приобрели усадьбу Бугры у Анны Ивановны Трояновской.
Наталья Петровна Кончаловская вспоминает, как Иван Иванович Трояновский «собирал у себя в Буграх самых лучших, самых интересных людей… Можно себе представить, сколько юмора, сколько остроумия и какая непринужденность царила в Буграх, когда туда наезжали московские гости. Здесь пел Шаляпин , шумели за столом знаменитые актеры МХАТа — Москвин , Тарханов , Качалов . А сам Иван Иванович, невысокий, худой, с острыми чертами лица, поначалу пугал пронизывающим взглядом серых глаз и отрывистой речью, но был удивительно демократичен и добр».
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
В 1978 году, через год после смерти Трояновской Святослав Рихтер кратко сформулировал, кем была для него Анна Трояновская:
Анна Ивановна Трояновская — моя большая приятельница, у которой я провёл очень много часов моей жизни, я у неё занимался, я у неё пробовал писать пастелью. Одарённая натура, художница — ученица Серова , Пастернака , Матисса , страстная поклонница Эль Греко , певица-любительница (в домашних концертах ей аккомпанировал Метнер и оставил ей рояль, на котором я и занимался). Истинная москвичка, приятельница дома Шаляпиных , Станиславских . Летала с Юмашевым на фронт, была дружна с Натальей Николаевной Волоховой , у которой я с ней и познакомился.
Осенью 1941 года, после ареста и отправки в Свердловск как этнического немца учителя Рихтера Генриха Нейгауза (самого Рихтера, тоже как этнического немца, спасла от ареста случайность), Рихтер стал жить у родственников Нейгауза, а занимался на рояле в коммунальной квартире Анны Трояновской.
Своим покровительством Рихтеру Трояновская, старшая его на 30 лет, вызывала множество насмешек как в начале знакомства с ним, так и в конце своей жизни. Андрей Кончаловский , ребёнком видевший Трояновскую в , спустя несколько десятилетий вспоминал о ней:
У Городецкого жил молодой Рихтер, высокий, рыжий, загорелый. С ним часто приходила его сумасшедшая поклонница, боготворившая его, создававшая ему атмосферу творчества, — Анна Ивановна, дочь художника Трояновского , у которого дед и купил дом в Буграх . У неё были длинные юбки до пола, какие носили до революции. Дядя Миша, подмаргивая, говорил, что это затем, чтобы скрыть хвост, подозревая её в чертовщине.
Дмитрий Терехов , «Рихтер и его время» ( 2002 ):
В открытках к Анне Ивановне Трояновской перед обращением всегда стояло <...> Что это такое? Это ритмическая фигура начала Фантазии Шуберта «Скиталец», начала любимейшего его сочинения. Он как-то сказал о «Скитальце»: «Для меня это, быть может, лучшее сочинение в мире».
Но почему именно Анне Ивановне Трояновской посылалось это та, та-та-та, та-та-та?
Это был его стук. Так стучал он ей в окно, в нижнюю часть стекла, или по железу карниза.
Анна Ивановна жила на первом этаже старого дома близ Никитских ворот. Она жила в той же квартире, где и родилась в 1885 году. До революции вся квартира в одиннадцать комнат принадлежала её отцу, доктору Трояновскому. Теперь же здесь теснились одиннадцать семей. Бывало трудно. В коридоре у общего телефона часами с кем-то бранился таксист. Потом его сменял студент. У него бурно шла личная жизнь. Потом вылезала полоумная, пьяная старуха, на лиловых отечных ногах, с редкими длинными волосами, свисавшими до поясницы, и бессмысленными глазами. Было в ней что-то от утопленницы. Её звали Ундина. Она как будто тоже пыталась звонить, но главное, ждала коридорных встреч. Иногда она кокетничала, иногда мочилась прямо у телефона, и после неё всегда болталась на шнуре не положенная на рычаг трубка.
Словом, жили не хуже других. Никто никого не замечал, однако все замечали музыку.
Музыка раздражала.
Рихтер никогда не звонил у двери, а стучал с улицы (!) Скиталец...
Это произведение всё время было с ним в жизни. Но только ли? Оно было в его Судьбе.
В Москве в разное время было у него четыре адреса. Сначала — Арбат, где он жил у жены, певицы Нины Дорлиак . Это тоже была коммуналка. Правда, они занимали две комнаты, но в коридоре, на кухне было почти то же, что и у Анны Ивановны.
Потом, уже в пятидесятых годах, они переехали в отдельную двухкомнатную квартиру, у самой железной дороги на краю города. Так с коммуналками было покончено. Но появившиеся у него два рояля съели всё жизненное пространство его первого собственного пристанища.
Следующее их жилье — квартира в Доме Союза композиторов, выстроенная на Сталинскую премию , присужденную ему в те годы.
Однако дом музыкантов отличался такой звукопроводностью, что день и ночь гудел и гремел. Заниматься там было почти невозможно, и он продолжал играть у Анны Ивановны. В начале семидесятых они опять переехали. Теперь это был дом на Бронной, где они получили две квартиры рядом на самом верху. Стену разобрали, и получилось жилье в полэтажа. <...>
Фантазия Шуберта «Скиталец» — это не просто любимое его сочинение. Это — он сам. — это его подпись. Его знак! Этим он начинал своё письмо.
Это я! Я иду!