Interested Article - Писарник, Алехандра

Алехандра Писарник ( исп. Alejandra Pizarnik , урождённая Флора Пизарник исп. Flora Pizarnik Bromiker ; 29 апреля 1936 , Буэнос-Айрес 25 сентября 1972 , там же) — аргентинская поэтесса , прозаик, переводчик.

Биография

Младшая дочь еврейских выходцев из Ровно Элиаса Пизарника ( Elias Pizarnik , 1908—1966) и Рейзлы Бромикер ( Rejzla Bromiker de Pizarnik , ?—1987) . Родители покинули Польшу и поселились в Аргентине в 1934 году — за два года до её рождения . Её домашним еврейским именем было Блюма (уменьшительно — Блимеле, дословно — «цветок») , что и было в испанском переводе записано в её метрике: «Флора Писарник» . Параллельно с обычной, училась в еврейской школе имени Залмана Рейзена (с обучением на идише ).

С юности Флора страдала от того, что мать постоянно сравнивала её со старшей сестрой, от своего иммигрантского статуса в чужой стране, намечающейся полноты, слабого здоровья ( акн ), астмы ) и заикания. Опасаясь поправиться, она начала употреблять амфетамины , получила зависимость и серьёзные проблемы со сном, которые, в свою очередь, пыталась преодолеть с помощью барбитуратов . Чтобы освободиться от подростковых проблем и навязанных другими ожиданий, Флора Писарник решила сменить имя на Алехандра.

Училась в Буэнос-Айресском университете на факультете философии и журналистики, совмещая учёбу с занятиями живописью у известного художника Хуана Батле Планаса. В университете начала читать Кьеркегора , Джойса , Пруста , Бретона , сюрреалистов , переводить стихи Элюара . Прочитанное послужило фундаментом для выстраивания собственной писательской идентичности Алехандры Писарник. Поэзия этого периода пропитана темами влечения к смерти, утраченного детства, внутреннего сиротства и отчужденности.

В университете Алехандра знакомится с заведующим кафедрой современной литературы Хуаном Хакобо Бахарлией, ставшим её первым критиком и помощником в издании сборника «La tierra más ajena» (1955)  .

С 1954 года Алехандра стала посещать психоаналитика Леона Острова , которому посвятила свой следующий сборник стихов «La última inocencia» (1956).

В 1962 году в издательстве «Sur» Виктории Окампо выходит новый сборник Алехандры Писарник «Árbol de Diana» (1962). В это же время поэтесса знакомится с Сильвиной Окампо , с которой будет общаться и переписываться всю жизнь.

В 1964 году Писарник начинает работать над следующей книгой «Los trabajos y las noches» и продолжает сотрудничать со различными латиноамериканскими газетами и журналами, где публикует свои стихи и литературоведческие статьи.

В 1967 году умирает отец Алехандры Писарник, что становится для неё серьёзным ударом и поводом для постоянных размышлений о смерти.

В 1968 Алехандра публикует свою самую известную работу — сборник «Extracción de la piedra de locura», а в 1969 — пьесу «Los poseídos entre lilas».

Пытаясь вырваться из депрессии , Алехандра совершает путешествие в Нью-Йорк и Париж, но это не приносит облегчения и в 1970 она совершает первую попытку самоубийства.

В 1971 году, после курса психотерапии, состояние Алехандры на некоторое время улучшается. Она публикует посвященный Елизавете Баторий рассказ «La condesa sangrienta» и сборник стихов «El infierno musical».

Однако вскоре, после второй попытки суицида, Алехандра попадает в психиатрическую больницу Буэнос-Айреса. 25 сентября 1972 года, вернувшись домой из клиники с разрешения врачей, 36-летняя Алехандра Писарник покончила с собой, приняв 50 таблеток (англ.) .

Творчество

Стихи и лирическая проза Писарник пронизаны мотивами смертной тоски, несбыточной надежды найти себя в смене социальных и эротических масок, непреодолимой тяги к забытью и небытию.

В 1960—1964 жила в Париже , познакомилась с Х. Кортасаром (есть мнение, что она стала одним из прообразов Маги в романе «Игра в классики», Кортасар эту версию не поддерживал, он дружил и переписывался с Алехандрой, посвятил ей несколько стихотворений), О. Пасом , Итало Кальвино , Андре Пьейром де Мандьяргом , Роже Каюа . В 1960-е годы публикует статьи о Кортасаре, берет интервью у Борхеса , пишет о Мишо , Арто, Бретоне. В Буэнос-Айресе близка к кругу аргентинских сюрреалистов (Э. Молина, А. Хирри, О. Ороско , Р. Хуаррос ). Переводила стихи Арто, Мишо, Эме Сезера , Ива Бонфуа , Сальваторе Квазимодо , прозу Маргерит Дюрас , А. Пьейра де Мандьярга.

Признание

В 1966 получила литературную премию Буэнос-Айреса за поэзию. Стихи и проза Писарник переведены на английский, немецкий, французский, итальянский, португальский, шведский, чешский, словенский и другие языки. В Авельянеде , где прошло её детство, поэтессе установлен памятник.

Памяти Писарник посвящён диск Кристофа Курцманна Музыкальный ад ( от 14 сентября 2015 на Wayback Machine ).

Произведения

  • La tierra más ajena / Самая чужая земля ( 1955 ),
  • La última inocencia / Последняя чистота ( 1956 , заглавие — цитата из Лета в аду Рембо, стихотворение Дурная кровь ),
  • Las aventuras perdidas / Беспутные приключения ( 1958 ),
  • Arbol de Diana / Древо Дианы ( 1962 , с предисловием Октавио Паса),
  • Los trabajos y las noches / Труды и ночи ( 1965 ),
  • Extracción de la piedra de la locura / Извлечение камня глупости ( 1968 , отсылка к известному аллегорическому сюжету, легшему в основу картин Босха , Питера Брейгеля , Хемессена ),
  • Nombres y figuras / Имена и лица ( 1969 ),
  • El Infierno musical / Музыкальный ад ( 1971 ),
  • Los pequeños cantos / Короткие песни ( 1971 ),
  • La condesa sangrienta / Кровавая графиня ( 1971 , книга навеяна образом преступной графини Елизаветы Батори ),
  • Zona prohibida / Запретная зона ( 1982 , посмертно, с рисунками автора).

Сводные издания

  • El deseo de la palabra. Barcelona: Ocnos, 1975 (избранные стихи и проза, предисловие Октавио Паса).
  • Poemas. Buenos Aires: Centro Editor de América Latina, 1982 .
  • Textos de Sombra y últimos poemas/ Olga Orozco y Ana Becciú, eds. Buenos Aires: Sudamericana, 1982 .
  • Obras Completas. Buenos Aires: Corregidor, 1993 (полное собрание стихов и избранная проза).
  • Correspondencia Pizarnik/ Ivonne Bordelois, ed. Buenos Aires: Editorial Planeta Argentina, 1998 (письма).
  • Prosa completa. Barcelona: Lumen, 2002
  • Diarios. Barcelona: Lumen, 2003 (дневники, переизд. 2005 , 2007 ).
  • From the Forbidden Garden: Letters to Antonio Beneyto. Lewisburg: Bucknell UP, 2004 (письма).
  • Nueva correspondencia Pizarnik/ Ivonne Bordelois y Cristina Piña, eds. Monterrey: Universidad Autónoma de Nuevo León, Editorial Buró Blanco, Posdata Editores; Guadalajara: Imprenta Pandora, 2012 (новые письма)

Публикации на русском языке

  • «Скиталица по себе самой…»// Иностранная литература, 2013, № 2

Литература о поэте

  • Aristeguieta J. Alejandra Pizarnik, genio poético. Caracas: Sucre, 1972.
  • Piña C. La palabra como destino. Un acercamiento a la poesía de Alejandra Pizarnik. Buenos Aires: Botella al Mar, 1981.
  • Alejandra Pizarnik. A Profile/ Frank Graziano, ed. e intr. Durango: Logbridge Rhodes, 1987.
  • Koremblit B.E.Todas las que ella era. Ensayo sobre Alejandra Pizarnik. Buenos Aires: Ediciones Corregidor, 1991.
  • Piña C.Alejandra Pizarnik. Buenos Aires: Editorial Planeta, 1991.
  • Graziano F. Alejandra Pizarnik. Semblanza. México: Fondo de Cultura Económica , 1992.
  • Goldberg F.F. Alejandra Pizarnik: «Este espacio que somos». Gaithersburg: Hispamérica, 1994.
  • Haydu S.H. Alejandra Pizarnik: evolución de un lenguaje poético. Washington: Organization of American States, 1996.
  • Bajarlía J.J. Alejandra Pizarnik. Anatomía de un recuerdo. Buenos Aires: Editorial Almagesto, 1998.
  • Piña C. Poesía y experiencia del límite. Leer a Alejandra Pizarnik. Buenos Aires: Botella al Mar, 1999.
  • Aira C. Alejandra Pizarnik. Barcelona: Ediciones Omega, 2001.
  • Reflexiones: ensayos sobre escritoras hispanoamericanas contemporáneas/ Priscilla Gac-Artigas, ed. Vol.II. New Jersey: Ediciones Nuevo Espacio, 2002
  • Cohen S. El silencio de los poetas: Pessoa, Pizarnik, Celan, Michaux. Buenos Aires: Editorial Biblos, 2002
  • Negroni M. El testigo lúcido: la obra de sombra de Alejandra Pizarnik. Rosario: Beatriz Viterbo Editora, 2003.
  • Depetris C. Aporética de la muerte: estudio crítico sobre Alejandra Pizarnik. Madrid: UAM Ediciones, 2004
  • Árbol de Alejandra: Pizarnik reassessed/ Fiona J. Mackintosh, Karl Posso, eds. Woodbridge: Tamesis; Rochester: Boydell & Brewer, 2007
  • Percia M. Alejandra Pizarnik, maestra de psicoanálisis. Córdoba: Alción Editora, 2008
  • Calafell Sala N. Sujeto, cuerpo y lenguaje en los Diarios de Alejandra Pizarnik. Córdoba: Babel Editorial, 2008
  • Venti P. La escritura invisible: el discurso autobiográfico en Alejandra Pizarnik. Barcelona: Anthropos, 2008
  • Alejandra/ Ivonne Bordelois, Pedro Cuperman, eds. Syracuse: Punto de Contacto/Point of Contact, 2010
  • Gallo P. El decir de lo indecible: los rodeos del deseo en la obra de Alejandra Pizarnik. Montevideo: Estuario Editora, 2011
  • Piña C. Límites, diálogos, confrontaciones: leer a Alejandra Pizarnik. Buenos Aires: Corregidor, 2012
  • Дубин Б. (недоступная ссылка)

Примечания

  1. Alejandra Pizarnik // (англ.) — 1995.
  2. Alejandra Pizarnik // (нем.)
  3. (англ.) — 1995.
  4. (фр.)
  5. . Дата обращения: 14 июля 2017. 5 июля 2017 года.
  6. . Дата обращения: 14 июля 2017. Архивировано из 20 марта 2017 года.
  7. Guzmán Urrero Peña. (исп.) . Centro Virtual Cervantes . Дата обращения: 10 сентября 2019. 17 мая 2019 года.

Ссылки

  • (исп.) (недоступная ссылка с 21-04-11 [4664 дня])
  • от 1 сентября 2006 на Wayback Machine (исп.)
  • (исп.)
  • от 31 октября 2004 на Wayback Machine (исп.)
  • (исп.)
  • Teatro DeL VйrticE (исп.)
  • Corner Magazine (англ.)
  • Corner Magazine (англ.)
  • от 24 сентября 2006 на Wayback Machine Carlos Luis Torres Gutiérrez (исп.)
  • (исп.)
  • от 17 февраля 2021 на Wayback Machine Воспоминания Альберто Мангеля ] (исп.)
Источник —

Same as Писарник, Алехандра