Interested Article - Сорокин трип
- 2020-01-25
- 1
«Сорокин трип» — документальный фильм Юрия Сапрыкина и Антона Желнова , посвященный биографии и избранным произведениям российского писателя Владимира Сорокина . Фильм представляет процесс становления Сорокина как автора через выстроенные в хронологическом порядке события и культурные явления, в которые писатель был так или иначе вовлечен. Картина вышла осенью 2019 года, первый трейлер к ней был опубликован 7 августа — в день рождения самого Сорокина.
Описание
Повествование проходит через несколько условных этапов биографии Сорокина. Начальная стадия фильма отвечает за «среду» — рассказ концентируется на круге московских концептуалистов ( Эрик Булатов , Илья Кабаков , Андрей Монастырский ), где Сорокин, по его собственному выражению, «занял место прозаика». По мнению Антона Желнова, одним из ключевых героев фильма стал художник Андрей Монастырский, сыгравший заметную роль в жизни Сорокина :
Мой любимый момент — их история взаимоотношений с Монастырским. Монастырский — это второй герой этого фильма, абсолютно недооцененный художник, повлиявший на Сорокина не меньше, чем Кабаков, о чем мало кто знает, только искусствоведы. Мы попытались именно вывести не самого популярного, к сожалению, в стране человека во вторые герои.
На протяжении всего фильма рассказ затрагивает несколько ключевых произведений писателя — в частности, «Норму» , , «Голубое сало» , «День опричника» , «Метель» и «Теллурию» . Также фильм, впервые за долгое время, кратко затрагивает историю взаимоотношения Сорокина с семьей — здесь присутствуют интервью с дочерями писателя, а также его собственные воспоминания о детстве и родителях.
Ближе к концу в фильме затрагивается скандал, связанный с романом Сорокина «Голубое сало» — в начале двухтысячных, вскоре после выхода книги, движение «Идущие вместе» организовало несколько акций, направленных против сорокинской литературы, и романа в частности. Так, в 2002 году организация установила у Большого театра огромный унитаз, куда активисты демонстративно скидывали копии «Голубого сала». В фильме приводятся документальные кадры этой акции, а также комментарии самого Сорокина, который, по его словам, вдохновился этими событиями при создании одного из следующих своих романов — «Дня Опричника». Это не единственный связанный с Большим театром скандал, который упоминается в фильме — в нём также присутствуют фрагменты из поставленной в театре оперы «Дети Розенталя», либретто к которой написал Сорокин, что также вызвало волну возмущений. .
Помимо «Детей Розенталя», авторы обращаются и к новейшим примерам «театрализации» Сорокина — в фильме присутствуют кадры из постановки Константина Богомолова по роману «Теллурия», также упоминается грядущая премьера «Нормы» под авторством все того же Богомолова.
Кадры исторической хроники и интервью с современниками в фильме перемежаются вставками высказываний самого Владимира Сорокина, записанными во время его разговоров с авторами фильма Антоном Желновым и Юрием Сапрыкиным. В этих вставках Сорокина затрагивает как темы литературы и искусства через его к ним отношение, так и обращается к собственному прошлому, соотнося его с той или иной книгой. Литературой, как уже сказано, повествование не ограничивается — так, в какой-то момент Сорокин демонстрирует коллекцию написанных им портретов Федора Достоевского
Создатели фильма
- Антон Желнов — автор, сценарист
- Юрий Сапрыкин — автор
- Илья Белов — режиссёр
- Михаил Кричман — оператор
- Наталья Голодова — продюсер
История создания
Съемки фильма проходили в 2019 году в Берлине и Москве , причем как дома у самого Владимира Сорокина, так и в городских декорациях. Так, часть сцен снята на территории Московской канатной дороги на Воробьевых горах .
С самим Сорокиным авторы разговаривали две недели — по одной в каждом из городов.
Режиссёр у фильма тот же, что и у предыдущих документальных проектов Антона Желнова ( «Бродский не поэт» , « ) — Илья Белов. Оператором стал Михаил Кричман, работавший, в частности, на съемках «Левиафана» Андрея Звягинцева .
Значительная часть съемочной группы также принимала участие в съемках фильма «Кабаковы. Бедные люди», снятого все тем же Антоном Желновым к 85-летию художника-концептуалиста Ильи Кабакова.
«Сорокин трип» сделан по тем же принципам, что характерны для других документальных проектов Желнова — здесь отсутствует повествователь, закадровая речь ограничивается монологами непосредственно героев фильма. Визуальные графические приемы, при этом, здесь используются реже и умереннее, нежели в «Бедных людях» — в новом фильме их использование ограничивается «оживлением» архивных фото при помощи анимаций.
В своем интервью российскому Esquire Юрий Сапрыкин говорил, что фильм намеренно проходит мимо самых традиционных вопросов Сорокину — в частности тех, что касаются актуальной общественно-политической повестки и предсказательного характера его литературы. Вместо этого создатели решили обратиться «внутрь» самого писателя, и, как говорит сам Сапрыкин, понять, «что это за человек», пронаблюдав за ним как на личном уровне, так и через зеркало общественных резонансов разного времени. .:
Этот фильм — попытка что-то понять про Сорокина как человека и найти для этого адекватный визуальный язык. Если б вы меня спросили, что действительно удалось, — мне кажется, то, что сделал как оператор Михаил Кричман — абсолютно выдающаяся работа в смысле создания образа. Такого иконического образа, который очень похож на Сорокина-человека. По ритму, по интонации, по цветовой гамме — это удачно стыкуется с человеческим впечатлением от героя..
Критика и рецензии
Автор издания «Москвич Mag» Ярослав Забалуев в своей статье, посвященной фильму, отметил большой интерес самого наблюдения за Сорокиным в фильме, при этом, однако, ставя это в заслугу скорее самому писателю. По мнению Забалуева, авторы фильма, используя «намеренно обезличенный подход» и подстраивались под Сорокина, не донесли до зрителя собственного посыла :
«Сорокин трип» в соответствии с названием и художественными повадками героя похож на видеоинсталляцию или еще одно «коллективное действие». Однако придется смириться с тем, что зрителю, знакомому с творчеством героя, фильм не сообщит ничего принципиально нового, а человек со стороны, скорей всего, ничего во всем этом не поймет.
Создатель фильма Юрий Сапрыкин с этим высказыванием частично согласился, отметив, что создатели хотели сделать фильм, который сам по себе, при помощи художественного языка и работы с героем, что-то расскажет зрителю .
Журналист «Российской газеты» Алексей Литовченко отозвался о фильме сдержанно, охарактеризовав его как «обыкновенную документалку», усомнившись, что фильм может рассказать что-то новое аудитории, знакомой с писателем. При этом, по мнению Литовченко, человек, до этого незнакомый с Сорокиным, на фильм вряд ли попадёт :
Задумчивая светлая ностальгия по старым и вместе с тем таким недавним временам.
В рецензии в журнале GQ за авторством Анны Аничковой фильм, в свою очередь, назван «прекрасно деконструированным повествованием», внешнее исполнение которого «прекрасно рифмуется с содержанием» .
Примечания
- BFM. В Москве прошла премьера фильма «Сорокин трип» // BFM . — 2019.
- РИА Новости. // РИА Новости . — 2002. 1 ноября 2019 года.
- Лента.ру. // Лента.ру . — 2005. 24 июня 2022 года.
- ↑ Владимир Панкратов. // . — 2019. 13 ноября 2019 года.
- Ярослав Забалуев. // . — 2019. 1 ноября 2019 года.
- Алексей Литовченко. // Российская газета . — 2019. 31 октября 2019 года.
- Анна Аничкова. // GQ . — 2019. 1 ноября 2019 года.
- 2020-01-25
- 1