Interested Article - Могадор, Селеста

Элизабет-Селеста Венар, графиня де Шабрилан или Селеста Могадор ( фр. Élisabeth-Céleste Vénard, épouse de Chabrillan или фр. Céleste Mogador ; 27 декабря 1824 , Париж 18 февраля 1909 , XVIII округ Парижа , Париж ) — французская писательница , драматург , танцовщица и куртизанка . Как литератор известна также под псевдонимом Лионель ( фр. Lyonel ).

Биография

Элизабет-Селеста Венар родилась 27 декабря 1824 года в городе Париже в семье простого рабочего. В своей автобиографии Венар пишет, что её отец умер, когда ей было шесть лет, хотя переводчик ее книги Моник Флери Нагем утверждает, что отец Селесты бросил её мать , когда она была беременна, и ушёл служить в армию . Согласно её автобиографии , она была милым ребёнком, чья мать обожала её и защищала от жестокого отчима в раннем детстве и подростковом возрасте. Ее самые ранние воспоминания связаны с тем, как ее мать сбежала от отчима, чтобы защитить свою дочь , но, по некоторым другим сведениям, мать полностью пренебрегала ею.

Селеста Могадор

Ещё до того, как ей исполнилось шестнадцать лет, Элизабет-Селесте пришлось сбежать из дома, когда любовник её матери, если они оставались наедине, настойчиво её домогался принуждая к близости. Она много дней ждала на дорогах возвращения матери, прежде чем её спасла проститутка , но затем её поймала полиция и отправила в исправительное учреждение по обвинению в занятии проституцией будучи несовершеннолетней, хотя это тогда ещё не соответствовало действительности. В исправительном учреждении она подружилась с другой молодой проституткой, которая позже приняла её, когда, выйдя из исправительного учреждения, Селеста, удрученная неспособностью матери бросить любовника, решила пойти в куртизанки. В итоге Венар заразилась оспой и много дней провела в больнице между жизнью и смертью, после чего решила попробовать свои силы в пении и актёрском мастерстве. При этом она хотела, чтобы её имя было удалено из реестра проституток . Сначала она столкнулась со многими отказами и продолжила свою жизнь куртизанки с помощью своих друзей и одного доктора Адольфа, которого она любила, но и Адольф в конце концов тоже разочаровал её в любви .

Памятная доска

Она научилась танцевать, тренируясь в танцевальном зале « Mabille » с человеком по имени Бридиди, который дал ей титул Могадор, сказав, что было бы легче защищать Могадор от соперников чем Селесту. В возрасте шестнадцати лет она начала выступать в цирке «Олимпик» . Она помогла представить такие танцы, как кадриль и канкан в « ». Ей приписывают то, что она первой станцевала шоттише . Она также пела в кабаре , исполняя песни Себастьяна Ирадьера . Существует предположение, что персонаж цыганки Кармен в одноименной опере французского композитора Жоржа Бизе мог быть основан на Селесте Могадор.

В 1854 году она вышла замуж за корреспондента газеты « » Поля Жослена Лайонела Гигеса де Моретон, графа Шабрилана (см. в Викиданных : ), который на страницах « ЭСБЕ » назван « прожигателем жизни » . Он был назначен консулом Франции в Мельбурне ( Австралия ), где и умер в 1858 году.

Литературная и театральная деятельность

В 1854 году она опубликовала мемуары « Adieu au monde, Mémoires de Céleste Mogador ». Ее адвокат Демарест убедил ее написать историю о том, как она выбралась из бедности, чтобы подняться на вершину светского общества . Эти мемуары вызвали скандал как в Европе , так и в Австралии, куда куртизанка , ставшая графиней, только что переехала со своим новым мужем. Несмотря на то, что её новое сообщество подвергло её остракизму , она использовала эти два года, чтобы работать над своим письмом и делать заметки о своей новой жизни в дневнике. В 1877 году она опубликовала его как « Un deuil au bout du monde », и в нём описывается её жизнь в Австралии. Могадор была весьма разочарована тем, что не смогла найти издателя для « Les Deux Noms », своего третьего сборника мемуаров. Несмотря на то, что они были утеряны на много лет, Яна Верховен нашла их во Франции и с помощью Алана Уилли и Жанны Аллен перевела и прокомментировала их.

Могила Селесты Могадор

Цензурное преследование мемуаров (записки графини, изданные в 1854 году, навлекли на себя преследование прокуратуры и были изъяты из обращения; такой же судьбе подверглось и второе издание в 1858 году), а равно вступление в брак с графом обеспечили ей дальнейший литературный успех в качестве романистки благодаря эффекту Стрейзанд . Так как перед ней оказались заперты все мельбурнские салоны, то в 1856 году она вернулась одна в Париж и серьезно принялась за самообразование , которого и достигла, выработав себе и литературный язык и слог .

Вскоре Селеста Могадор стала директором театральной труппы . Она также написала ряд пьес, в том числе «Les voleurs d’or», «Les Crimes de la mer», «Les Revers de l’Amour», «L’Américaine» и «Pierre Pascal» . Её друг Дюма-отец помог ей отредактировать сценическую версию её бестселлера « Золотая воля » (1857). Её роман « Сафо » (1858) — единственное художественное произведение графини, посвященное несправедливости, от которой страдали полусветские граждане. В романе Мари Лоран соблазняют, а затем бросают. После попытки самоубийства она снова появляется как Ла Сафо в лондонском полусвете и жаждет мести. Кэрол Моссман называет роман « фантазией о мести », которая позволяет де Шабрилан пережить унижения, которым она подвергалась будучи проституткой .

Согласно обзору ее третьего сборника мемуаров, овдовевшая графиня столкнулась с многочисленными трудностями: « Были влиятельные люди, которые пытались сломить дух Селесты, не заботясь об ужасных финансовых последствиях своих действий ». В её мемуарах болезненно задокументировано, что ей отказали в пенсии вдовы, несмотря на то, что её муж работал важным государственным служащим. Они также рассказывают, как семья Шабрилан пыталась помешать ей издавать книги, ставить пьесы и управлять собственным театром. Обычно ей удавалось преодолевать такие препятствия, но несколько раз она так тяжело трудилась, что оказывалась в больнице.

В конечном итоге антреприза оказалась неудачной и в 1864 году графиня обанкротилась. Из многочисленных её пьес некоторые не без успеха шли и на больших парижских сценах .

Хотя Могадор подчеркивает препятствия, с которыми она столкнулась, пытаясь проявить себя перед другими, она также свидетельствует о борьбе женщины-самоучки за достижение грамотности и улучшение своего социального положения во Франции девятнадцатого века. Писательство поддержит её в самые мрачные часы тех пятидесяти лет, что она прожила без своего спутника. Селеста Могадор очень гордилась двенадцатью романами, тридцатью пьесами и опереттами, а также дюжиной стихов и патриотической лирики, которые она написала, они никогда не приносили ей стабильного дохода, и она порой испытывала значительные финансовые трудности. Будучи богата идеями Селеста однако хвастается:

«Если мои многочисленные произведения не выдаются своим литературным блеском, то они выдаются по крайней мере своим количеством. Я никогда никому не подражала и никогда не заимствовала у других писателей. То что я написала — это действительно моё».

Вероятно, зная о критиках, которые сомневались в том, что куртизанки действительно могут писать, и, безусловно, возмущенная тенденцией писателей-мужчин « убивать » куртизанок в конце своих романов и пьес, Селеста с гордостью рассказала о своей жизни вне проституции и в конечном итоге была признана как писательница. Как она отмечает в последней строке своих воспоминаний, самой большой радостью для неё была память о « моих прославленных защитниках из Товарищества авторов сцены, которые приняли меня как свою и дали мне пожизненную пенсию » .

Моссман отмечает уважение, которое снискали сочинения С. Могадор:

« Если публикация ее мемуаров в 1854—1858 годах потрясла читающую публику, мужская половина которой, во всяком случае, безнаказанно участвовала в той самой жизни, которую она описывает, то затем следом последуют знаменитые женщины: великая французская танцовщица, писательница и куртизанка, одна из парижских звёзд Прекрасной эпохи Лиана де Пуги написала свои „ Синие тетради “ с 1919 по 1937 год; мемуары английской актрисы, оперной певицы, куртизанки и дамы парижского полусвета Коры Перл появились в 1886 году, а увлекательная, но вычеркнутая „Ма двойная соперница“ Сары Бернар была написана со значительной ретроспективной дистанцией в 1907 году » .

«Эволюция французского романа о куртизанках» также утверждает, что сочинения графини де Шабрилан вдохновили других куртизанок протестовать против своего отчуждения в своих автобиографических произведениях:

« Луиза де ла Бинь взялась за перо, чтобы писать куртизанские романы примерно 20 лет спустя. Она переименовала себя в Вальтесс де ла Бинь, пользовалась большой известностью в Париже 1870-х годов и взяла псевдоним Эго, когда опубликовала Изола ».

Роман де ла Бинь, в свою очередь, вдохновил Лиану де Пужи на написание четырех романов о куртизанках в Париже в конце XIX века.

Общественная деятельность

Щедрая и патриотичная Селеста Могадор, во время франко-прусской войны ухаживала как волонтёр за ранеными солдатами. Она открыла свой дом для детей, осиротевших во время войны, чем заслужила уважение в обществе .

Элизабет-Селеста Венар, графиня де Шабрилан скончалась 18 февраля 1909 года в XVIII округе Парижа и была похоронена на откуда в 1993 году её тело было перенесено в Ле-Пуэнсоне .

Примечания

  1. Céleste Vénard // — 1997.
  2. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1903. — Т. XXXIX. — С. 86.
  4. Chabrillan, Céleste Vénard de. Memoirs of a courtesan in nineteenth-century Paris. — University of Nebraska Press, 2002. — ISBN 0-8032-3208-X .
  5. // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. Mossman, Carol (2009). Writing with a Vengeance: The Countess de Chabrillan’s Rise from Prostitution. Canada: University of Toronto Press. p. 113. ISBN 978-0802096913 .
  8. Sullivan, Courtney (Summer 2016). «Sullivan on Chabrillan, ed. and trans. by Verhoeven et al. (2015)». Nineteenth-Century French Studies. 45 (1-2). Archived from the original on 16 March 2017.
  9. Writing with a Vengeance. p. 40.
  10. Sullivan, Courtney (2016). The Evolution of the French Courtesan Novel: From de Chabrillan to Colette. New York: NY: Palgrave Macmillan. p. 14. ISBN 9781137597083 .
  11. . — 2003. — ISBN 978-0-522-85066-6 .

Ссылки

Источник —

Same as Могадор, Селеста