Мельников, Авраам Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Ива́нович Ме́льников (1867 год — 28 декабря 1940 года) — оперный режиссёр-постановщик, работавший в Латвии с 1922 по 1940 год. С его именем связывается колоссальный творческий подъём Латвийской национальной оперы в 1920-е годы.
Дед Петра Мельникова Александр Петрович — бывший крепостной крестьянин, ставший преуспевающим купцом. Отец — Иван Александрович Мельников — «бархатный баритон», один из ведущих солистов Мариинского театра в Петербурге . В семье царил культ классической музыки. С ранних лет Пётр Мельников мечтал об оперной карьере, брал уроки вокала у бельгийского певца и педагога профессора Камилло Эмерарди в Киеве . После стажировки в Париже исполнял различные роли в Передвижной опере. Через некоторое время решил перестать заниматься сольным пением и связать свою жизнь с оперными постановками, после чего начал активнее пробовать себя в режиссуре.
С 1890-х годов работал в Москве в Частной русской опере у режиссёра Сергея Ивановича Мамонтова , впоследствии перебравшегося в Эстонию . Пётр Мельников в этот период своей режиссёрской деятельности любил обращаться к новым музыкальным произведениям, но также часто ставил несколько забытые русские оперы, творчески возрождая их для московских зрителей. Вместе с тем Пётр Мельников периодически обращался к русским классическим операм. Именно в ходе работы в Частной русской опере он приобрёл известность как глубокий и новаторский постановщик. В это время именно он привлекает к сценической деятельности в Частной русской опере ряд известных исполнителей, в том числе Фёдора Ивановича Шаляпина , дружба с которым началась в 1890-е и продолжалась долгие годы. Впоследствии Шаляпин приезжал в Ригу на гастроли по приглашению П. И. Мельникова.
В 1911 году Шаляпин пригласил Мельникова поработать над постановкой «Хованщины» , которая была поставлена сперва в Большом театре , а затем в Мариинском театре.
К удачным постановкам Мельникова можно причислить оперы на основе русских классических сюжетов: «Руслан и Людмила» , «Евгений Онегин» , «Пиковая дама» , «Князь Игорь» , «Майская ночь» и некоторые другие. Также Мельников обращался к творческому наследию Джузеппе Верди и произведениям Рихарда Вагнера .
С 1918 по 1922 год проживал в Москве. В 1922 году принял приглашение от Латвийской национальной оперы заключить с ней контракт и прибыл в Латвию на постоянное место жительства. Он занял должность директора оперного театра, сменив на этом посту прежнего руководителя Дмитрия Фёдоровича Арбенина . Последующие десять лет его работы в Риге традиционно называются «русским десятилетием» в истории Латвийского оперного театра. Во второй половине 1920-х годов в Ригу приезжает яркий дирижёр Эмиль Альбертович Купер , с которым у Мельникова наладилось активное творческое сотрудничество. Вместе с Э. Купером Мельников работал три театральных сезона, и их совместные постановки пользовались большой популярностью у латвийской публики. Одной из самых примечательных совместных работ стала опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» , поставленная на сцене ЛНО в сентябре 1926 года.
Все совместные постановки Мельникова и Купера (который перед отъездом в Чикаго получил должность художественного руководителя Латвийской оперы) неизменно шли с аншлагом и привлекали огромное количество любителей оперного искусства разной национальности. Ещё до прибытия Купера в Латвию П. И. Мельников завоевал репутацию новаторскими и глубокими постановками «Саломеи» Рихарда Штрауса , «Тоски» Джакомо Пуччини и «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха . Ряд постановок П. И. Мельникова, заслуживших высокую оценку латвийской публики и театральных критиков, был осуществлён при взаимодействии с выдающимися дирижёрами Латвийского оперного театра Теодором Рейтером и Янисом Медыньшем . Вместе с тем кульминацией его режиссёрского творчества стала именно постановка «Китежа», которая вскоре после грандиозного успеха на рижской сцене триумфально прошла в Париже, в Москве и на сцене знаменитой миланской оперы « Ла Скала » (последняя — в 1933 году — она была признана итальянскими рецензентами одной из самых ярких постановок последних сезонов), в связи с чем Мельников приобрёл европейскую известность.
Органист и композитор , учившийся в 1920-е годы в Латвийской консерватории , вспоминал, что был искренне потрясён качеством постановки и высочайшим исполнительским мастерством актёров в оперном спектакле «Сказание о невидимом Китеж-граде». Он решил посещать этот спектакль каждый раз, когда он ставился на сцене ЛНО. Главную партии Февронии исполняла яркая прима Латвийской оперы Марианна Борисовна Черкасская , одна из любимых актрис Мельникова. Н. Качалов также высоко отзывался о декорациях к постановкам русских классических опер, которые осуществлял Мельников — их создавал латышский художник Янис Куга , один из основоположников латвийской профессиональной сценографии.
Другие наиболее примечательные совместные работы Мельникова и Купера на сцене ЛНО: «Отелло» Джузеппе Верди, а также другие постановки по произведениям Н. А. Римского-Корсакова: «Сказка о царе Салтане» (1925 год), «Садко» (1927 год), «Золотой петушок» (1928).
Вскоре П. И. Мельников заключает выгодный контракт с Лиепайским оперным театром , который хотя и не являлся столичным театром, но был довольно посещаемым. В 1930 году в Лиепае П. И. Мельников ставит «Кармен» , которая была восторженно принята местной публикой: большое число хвалебных отзывов о ней оставили латвийские театральные обозреватели. В 1933 году он осуществляет блестящую постановку «Пиковой дамы». Периодически П. И. Мельникова приглашают для работы в другие прибалтийские оперные театры, например, в Таллин , где он работает в театре оперы и балета «Эстония» , куда его приглашает его старый друг Сергей Иванович Мамонтов. Также Мельников периодически приезжает в Каунас , на тот момент — столицу Литвы . Там он ставит спектакли в Каунасском драматическом театре при поддержке и Михаила Александровича Чехова . В 1936 году Мельников снова радует ценителей оперного искусства яркой и самобытной постановкой «Фауста» .
П. И. Мельников иногда обращался к постановкам классических образцов латышских оперных произведений: «Огонь и ночь» Яниса Медыньша, Альфреда Калныньша , Язепа Медыньша .
Статьи и заметки, написанные П. И. Мельниковым в рижских печатных изданиях, которые носили преимущественно мемуарный характер:
Был женат [ когда? ] на Варваре Эберле .
Он был музыкально образован и стремился объединить музыку с движением и игрой… С ним… возросло уважение к выработанной до мелочей продуманной работе
(M.Vētra. Mans baltais nams, «Мой белый дом»).
Это был очень опытный, деятельный режиссёр, от которого я очень многому научился. …..под его опытным и ценным руководством воспиталось все, можно сказать, старшее и среднее поколение нашей сцены и все его вспоминают добрым, благородным словом
(Н.Васильев. Мои воспоминания о выдающихся деятелях искусства, с.43.).