Interested Article - Дягилев, Сергей Александрович

Серге́й Алекса́ндрович Дя́гилев (род. 5 августа 1967 , Ленинград ) — российский композитор и дирижёр . Член Союза композиторов России . Внук виолончелиста и дирижёра , внучатый племянник предводителя костромского дворянства В. В. Дягилева и правнучатый племянник антрепренёра , устроителя « Русских сезонов » С. П. Дягилева .

Биография

В 1998 году С. А. Дягилев окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции у профессора Д. А. Толстого, а также по классу оперно-симфонического дирижирования (2003) у профессоров Р. Э. Мартынова и М. Г. Кукушкина, аспирантуру по специализации «Музыкальное искусство» (2008).

Творческая деятельность

Как композитор С. Дягилев работает в разных направлениях и жанрах. Симфоническое творчество представлено симфонией, Адажио, Танго-каприччиозо для альта с оркестром, Анданте для альта с оркестром, фантазией на  темы русских народных песен «В начале была песня…» (история ямщика) для голоса, хора и симфонического оркестра и др. произведениями.

Важную роль в творчестве композитора играет музыка для театра. С. Дягилев — автор двух опер: «Мальчик у Христа на елке» (по Ф. М. Достоевскому ) и «Сила воли» (по собственному либретто), музыки к водевилю «Беда от нежного сердца» по пьесе В. Сологуба, двух балетов: «Пиаф. Я не жалею ни о чем», «Приключения Винни-Пуха». Спектакли входят в постоянный репертуар Астраханского театра оперы и балета .

Дягилев долгое время участвовал в качестве дирижёра и композитора в проектах ансамбля контрабасов «QuattroBass» заслуженного артиста России проф. А. А. Шило . Для ансамбля написаны более 30 оригинальных транскрипций, в том числе транскрипция оперы П. И. Чайковского « Пиковая дама » для шести контрабасов и девяти солистов.

Семья

  • Прадед — (1875–1929) — офицер русской императорской армии, полковник, брат знаменитого С. П. Дягилева , расстрелян большевиками по ложному обвинению, впоследствии реабилитирован.
  • Дед — Сергей Валентинович Дягилев (1911—1967) — музыкант, репрессирован (1937—1953), провел 10 лет в лагерях, пять лет в ссылке, впоследствии реабилитирован.
  • Мать — Дягилева Елена Сергеевна (1937—2015) — филолог.
  • Жена — (1967) — филолог.
  • Дети — Александр (род. 1991), Борис (род. 1996), Глеб (род. 1996), Иван (род. 2006).

Произведения

Автор музыкальных произведений в различных жанрах .

Для музыкального театра

Симфонические произведения

  • «Пир во время чумы» (Симфоническая сюита 6 частях для симфонического оркестра, по  А. Пушкину, 1984)
  • «Земля» (Симфоническая поэма, 1986)
  • Вариации для струнного оркестра (Посвящение П. Хиндемиту, 1988)
  • «Симфония души» (симфония в 3-х частях, 1997)
  • Адажио (памяти дирижёра М. Виноградова, 2008)
  • Вступление на тему «Вечерней песни С. Седова (2009)
  • «Два континента» (танго–парафраз, 2010)
  • «Танго–каприччиозо» (для альта с оркестром. 2010. Первое исполнение 01.12.2011)
  • «В начале была песня… История ямщика» (вокально–симфоническая фантазия на русские песни для тенора и хора с оркестром, 2011 Премьера 29.02.2012, зал межпарламентской ассамблеи СНГ )
  • Концертино для контрабаса с оркестром (2012)
  • «Забытый вальс. Прощание в Венеции» (памяти С. П. Дягилева, 2014)
  • (2014. Первое исполнение 29.09.2014 на Прикаспийском саммите)
  • Анданте для альта с оркестром (2015)

Камерные произведения

  • Сонатина (для ф-но в 3–х частях, 1978)
  • «Русская сюита» (для ф-но в 4–х частях, 1981)
  • Пьеса (для скрипки и ф–но, 1982)
  • Вариации (для ф–но, 1982 )
  • Пять прелюдий (для ф–но, 1983)
  • Соната  (для фортепиано в 3–х частях, 1983)
  • Сюита (для скрипки и фортепиано в 3–х частях, 1983)
  • Фортепианный квинтет (в 3–х частях для 2–х скрипок, альта виолончели и фортепиано, 1984)
  • «Рождественский парафраз» (фантазия на Рождественские и Новогодние темы для квартета контрабасов, 2004)
  • Элегия (для сопрано, органа и секстета контрабасов. Памяти органиста и педагога Д. Маркова, 2004)
  • «Диалоги» (для двух контрабасов в 6–ти частях, 2019)
  • "Иронеска. Памяти контрабаса..." (для струнного октета, 2021)

Вокальные и хоровые произведения

  • «Глупая лошадь» (вокальный цикл для голоса в сопровождении ф–но на сл. В. Левина, 1981)
  • «Мужество» (песня для смешанного хора и фортепиано на стихи А. Ахматовой, 1983)
  • «Против течения» (вокальный триптих на стихи А. К. Толстого для баса и ф-но, 1984)
  • «На поле Куликовом» (кантата для баса, камерного оркестра и смешанного хора  в 4–х частях на стихи А. Блока, 1985)
  • «Кенгуру. Утро девушки» (для сопрано и фортепиано, 1985)
  • «Как я провела каникулы…» (Вокальная сцена для сопрано и ф-но по рассказу А. П. Чехова, 1988)
  • «Калики перехожие» (Песня для детского или женского хора и оркестра на ст. С. Есенина, 1992)
  • «Воздушные мытарства Феодоры» (эскиз для смешанного хора и сопрано, 1994)
  • «Память» (эскиз на ст. Н. С. Гумилёва для баритона и смешанного хора, 2001)
  • «Рабочий» (баллада для баритона, хора и оркестра на ст. Н. С. Гумилёва, 2001)
  • «Какою музыкой мой слух взволнован» (романс на ст. Н. С. Гумилёва для тенора и фортепиано, 2001)
  • «Ныне отпущаеши» (стих из Всенощного бдения для смешанного хора, 2002)
  • «Свете тихий» (стих из Всенощного бдения для смешанного хора и сопрано, 2003)
  • «Да молчит всяка плоть…» (запричастный стих Великой Субботы для хора и тенора, 2005 )
  • «Credo» (романс для тенора, хора и оркестра на ст. Н. С. Гумилёва, 2009)
  • «Дневной марафон» (песня для голоса и оркестра на собств. сл., 2018)
  • «По несчастью или счастью» (песня для голоса, хора и оркестра на ст. Г. Ф. Шпаликова, 2019)
  • « (песня для голоса и оркестра на ст. К. М. Симонова к 75–летию Победы, 2020)
  • (для смешанного хора, 2020)

Музыка для кино

  • «Пат прокурора» (саундтрек к короткометражному фильму, реж. Б. Волох, 2015)

Транскрипции и переложения

  • «Помню я еще молодушкой была…» (на тему русской народной песни для голоса и смешанного хора, 2002)
  • « Рассвет на Москве–реке » (вступление М.  Мусоргского к опере "Хованщина" для квартета контрабасов, 2004)
  • «Aud der jard» (пьеса Й. Штрауса для квартета контрабасов, 2005)
  • «Im krapenwaldl» (пьеса Й. Штрауса для секстета контрабасов, 2005)
  • «The typewrighter» (пьеса Л. Андерсена для квинтета контрабасов и пишущей машинки, 2005)
  • «Павана» (пьеса М. Равеля для квартета и секстета контрабасов, 2005)
  • «Passione amorosa» (сюита Д. Боттезини для 2–х контрабасов соло и квартета контрабасов, 2005)
  • Концерта для гитары с оркестром» ( 2 часть концерта Х. Родриго для секстета контрабасов, 2005)
  • «Passione amorosa» (сюита Д. Боттезини для 2-х контрабасов соло и струнного оркестра, 2005)
  • « Венгерская рапсодия № 2 » (пьеса Ф. Листа для контрабаса соло и струнного оркестра, 2005)
  • «Юмореска», Прелюдия № 6 (пьесы С. В. Рахманинова для секстета контрабасов, 2005)
  • П. Линке, «Гавот» (для симфонического оркестра, 2006)
  • Ф. Крэйслер, «Рорзмарин» (для симфонического оркестра, 2006)
  • «Seaside rendezvous» (песня группы "Queen" для секстета контрабасов, 2006)
  • «Quando m'en vo» (арии Мюзеты из оперы Д. Пуччини «Богема» для сопрано и секстета контрабасов, 2006)
  • «O, vio babbino caro...» (ария Лауретты из оперы Д.  Пуччини «Джанни Скикки» для сопрано и секстета контрабасов, 2006)
  • «Речитатив и романс Джульетты» (ария И. Беллини из оперы «Капулетти и Монтекки» для сопрано и секстета контрабасов, 2006)
  • «Болеро» (вокально-хореографическая поэма на музыку М. Равеля для сопрано, тенора и секстета контрабасов, 2006)
  • «Поганый пляс Кащеева царства» (часть из балетной сюиты И. Стравинского, 2007)
  • «Пиковая дама» ( опера П. Чайковского В 2-х частях для секстета контрабасов и солистов, 2008)
  • «Четыре песни» (песни Ф. Шуберта «Лесной царь», «Гретхен за прялкой», «Двойник», «Приют» для сопрано, тенора, баритона и симфонического оркестра, 2008)
  • «Песнь умирающего лебедя» (вокально-хореографическая миниатюра на музыку К. Сен-Санса для сопрано и секстета контрабасов, 2008)
  • Антракт (вступление к 4–му действию оперы Ж. Бизе «Кармен» для секстета контрабасов, 2008)
  • «Андалузская сюита» (сюита П. Вальса для контрабаса соло и струнного оркестра, 2008)
  • «Венский карнавал» (вариации Д. Боттезини на тему Беллини из оперы «Сомнамбула» для контрабаса соло и струнного оркестра, 2008)
  • «Соловей» (романс А. Алябьева для двух контрабасов, рояля и сопрано соло, 2009)
  • Адажио (Т. Альбинони для сопрано, органа и секстета контрабасов, 2009)
  • « Соловей » (романса А. Алябьева для квартета контрабасов и сопрано соло, 2009)
  • Ария Марфы из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» (для квартета контрабасов и сопрано, 2009)
  • 4–х пьесы С. Кусевицкого (для контрабаса соло и струнного оркестра, 2009)
  • «Драма на охоте» (музыка композиторов современности и прошлого для одноименного балета по повести А. П. Чехова, 2010)
  • Три детские песни (С. Прокофьева для сопрано и симфонического оркестра, 2010)
  • «Большой королевский чардаш» (из оперетты И. Кальмана «Дьявольский наездник» для симфонического оркестра, 2012)
  • Тарантелла (пьеса Д. Боттезини для контрабаса соло и струнного оркестра, 2012)
  • «Вальс белых орхидей» (музыка композиторов современности и прошлого для одноименного  балета, 2013)
  • Тарантелла (пьеса И. Раффа  для контрабаса соло и струнного оркестра, 2014)
  • Тарантелла (пьеса Ф. Симандла для контрабаса соло и струнного оркестра)

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 августа 2020. 18 апреля 2012 года.

Ссылки

  • на YouTube
  • Е. В. Дягилева. «Семейная запись о Дягилевых». Санкт-Петербург, Пермь, 1998.
Источник —

Same as Дягилев, Сергей Александрович