Interested Article - Право на жизнь (фильм, 1928)

«Право на жизнь» советский немой художественный фильм 1928 года режиссёра Павла Петрова-Бытова .

Премьера фильма состоялась 12 июля 1928 года . Другие названия — «Владелец партбилета», «Записка», «Пути-дороги», «По протекции». Фильм считается утраченным .

Сюжет

В Ленинград из деревни приезжает молодая девушка Ксана Гусева. Она случайно знакомится с заведующим производством текстильной фабрики Шарухиным. Тот обещает устроить девушку на работу, минуя биржу труда . Он просит интимные услуги в обмен на рабочее место. При этом Софья Антоновна, тётка Ксаны, советует племяннице согласиться на связь с Шарухиным. Ксана категорически отказывается.

Ксана влюбляется в Фёдора Бабаева, председателя фабкома. Она просит его устроить на фабрику. Фёдор говорит, что не может этого сделать, потому что она не член профсоюза и не состоит на бирже труда.

Шарухину при содействии сотрудника биржи труда удаётся принять Ксану на работу. Его действия получают осуждение рабочих фабрики. Бабаев, преодолевая любовь и сочувствие к девушке, добивается её увольнения .

Обиженная поведением Фёдора, девушка решает уехать обратно в деревню. Она направляется на вокзал , но ей мешают первомайские колонны демонстрантов. Влюблённый молодой человек догоняет её на вокзале. Ксана получает извещение с биржи труда о направлении её на работу на ту же текстильную фабрику.

Игровой сюжет фильма обрамляли хроникальные съёмки праздников — десятой годовщины Октября , когда героиня приехала в Ленинград, и первомайской демонстрации 1928 года, когда она собралась возвратиться в деревню .

В ролях

Съёмочная группа

Критика

Кинокартина «Право на жизнь» была воспринята «как мелодрама , уходившая своими корнями в творчество режиссёров старой школы». Историк кино О. Ханеев указывал, что в конце 1920-х годов «образцы „мелодраматического архаизма“ … безжалостно клеймились» .

Критик и сценарист Михаил Блейман писал: «Разве не американской мелодрамой был фильм П. Петрова-Бытова „Право на жизнь“, сложным, обходным путем трактовавший вопросы безработицы. Была повторена нормальная ситуация американского фильма…» .

Он вспоминал, что картина «была подвергнута жестокой критике и даже насмешкам» . Он утверждал: «… увидев „Право на жизнь“, „новаторы“ — критики, режиссёры — даже обрадовались. Лучшего примера для доказательства того, что иллюстративность и мелодраматизм в советском кинематографе стали бессмыслицей, и не выдумать» .

Особое внимание критиками уделялось эпизодам преследования героини в праздничном городе, когда якобы «революционный праздник призван был подменить злодея, мешавшего соединиться влюблённым» . Киновед Ирина Гращенкова иначе оценила эти кадры: «город не хотел её отпустить в день 1 мая 1928 года» .

И. Гращенкова считала: «В мелодраматической конструкции фильма … завязывался тугой узел человеческих отношений». Она особо отмечала «написанную густыми обличительными красками линию подлеца и разложенца» .

Примечания

  1. , с. 286.
  2. , с. 294.
  3. , с. 80.
  4. , с. 156.
  5. , с. 206.
  6. , с. 209.
  7. , с. 294.

Литература

  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Немые фильмы (1918—1935) / Сост. Н.А.Глаголева, М.Х. Зак, А.В. Мачерет и др .; под ред. А. В. Мачерета. — М. : Искусство, 1961. — Т. 1. — С. 286. — 528 с.
  • Блейман М. О кино — свидетельские показания. — М. : Искусство, 1973. — С. 156. — 590 с.
  • Блейман М. Павел Петров-Бытов // 20 режиссёрских биографий // Сборник. — М. : Искусство, 1978. — С. 198—218. — 480 с. — (Мастера советского кино).
  • Ханеев О. «Завтра будет солнечный день» // Искусство кино. — 1983. — № 5 . — С. 72—88 .
  • Гращенкова И. Киноантропология XX/20. — М. : Человек, 2014. — С. 84—85. — 314 с.
Источник —

Same as Право на жизнь (фильм, 1928)